Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 07:41, реферат
«Методы принятия управленческих решений» - одна из спорных и актуальных тем в теории управления.
В современной литературе можно встретить несколько подходов к изучению процесса принятия решения, но наиболее полно и точно можно об этом говорить, придерживаясь взглядов коллектива авторов под руководством М.Х. Мескона, который, обобщив труды ряда авторов и свой личный опыт, разработал свою теорию.
Введение
1. Методы принятия управленческих решений: теоретический аспект
1.1. Сущность управленческих решений
1.2. Методология и методы принятия решений
2. Процесс принятия управленческих решений
2.1. Подходы к принятию решений
2.2. Анализ и принятие управленческих решений
3. Экономические методы
3.1. Социально-психологические методы
Заключение
Список использованной литературы
3.1. Социально-психологические методы.
Социально-психологические методы составляют третью и последнюю крупную группу методов в нашей классификации. Под ними понимают группу методов, направленную на совокупность социальных интересов и психологических особенностей личности (работника). Таким образом, эти методы воздействуют на социальные процессы, протекающие в трудовых коллективах и межличностные отношения и связи.
В АО "Вятский торговый дом" эти методы представлены не так ярко. Из социальных методов управления большая их часть обусловлена государственными гарантиями (продолжительность труда, установление пенсионного возраста). На АО социальные методы представлены в следующих формах:
социально-экономические (нормирование труда, требование соблюдения техники безопасности, установление норм производительности, распределение людей в зависимости от интенсивности работы, гарантия минимальной ЗП, повышение производительности через внедрение новой техники);
социальные (организация питания работников в ресторане "Хлынов" (конечно, по соответствующим ценам), регулирование труда женщин);
социально-политические (равенство всех независимо от принадлежности к партии, политических пристрастий);
социально-личностные (выявление неформальных лидеров в коллективах, выявление способных работников, могущих занять в будущем руководящие посты и организация развития их управленческих навыков);
социально-демографические (формирование структуры коллективов, предоставление отпусков по уходу за ребенком);
социально-культурные (организация отдыха людей в домах отдыха, профилакториях, в спортивных комплексах).
К психологическим методам, применяемым в АО "Вятский торговый дом", можно отнести выступления генерального директора перед управленческим персоналом с целью подтолкнуть к достижению определенных результатов, поощрения руководителя за хорошо выполненную работу (методы психологического побуждения).
На заводе применяются также из психологических методов методы гуманизации труда (кондиционеры, безопасные компьютерные мониторы, удобство рабочего места). При приеме на работу на некоторые должности проверяют также психологическую пригодность (методы профессионального отбора).
Заключение
Подводя итог своей работе, можно сделать следующие выводы:
Принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание фирмы.
Существует большое число различных методов принятие управленческих решений. Применительно к управлению все решения можно классифицировать как:
общие;
организационные;
запрограммированные;
незапрограммированные;
рациональные;
нерациональные;
вероятностные;
решения в условиях неопределенности;
интуитивные;
на основе компромисса;
альтернативные.
Все эти методы в той или иной
мере находят свое отражение в процессе
принятия решений в Акционерном обществе
«Вятский торговый дом». В ОА «Вятский
торговый дом» существует собственная
классификация методов принятия решений.
Наиболее развитыми методами принятия
решений в этой фирме являются такие, как
организационно-
Список использованной литературы:
Андрушкив Б.М.,Кузьмин О.Е. Основы менеджмента. Львов: «Світ»,1995.
Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Изд-во «Триада.Лтд»,1996.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. - М.: Фирма «Гардарика»,1996.
Герчикова И.Н. Менеджмент. Москва, «Банки и баржи», издательское объединение ЮНИТИ, 1995.
Голубков Е.П. Какое принять решение? Москва «Экономика», 1990.
Гроув С. Эндрю Высоко эффективный менеджмент. Москва, 1996.
Кохно П.А. и др. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.
Лебедев О.Т. Основы менеджмента. Санкт-Петербург ИД «МиМ», 1997.
Любимова Н.Г. Менеджмент - путь к успеху. Москва, 1992.
Макаров С.Ф. Менеджер за работой. Москва, 1989.
Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой. Москва, 1996.
Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: 1991.
Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. Киев: Политиздат Украины, 1990.
Сацков Н.Я. Методы и приемы деятельности менеджеров и бизнесменов. Санкт-Петербург, 1993.
Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.:«Акалис», 1996.
Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения . Москва:«Интел-синтез»,1997.
Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - М.:«Интел-Синтез», 1997.
Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. М.: ИНФРА-М, 1996.
Шегда А.В. Основы менеджмента. Москва, 1998.
Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Перю с англ., Под ред. И.И.Елисеевой. - М.: Банки и биржи, 1994.
Содержание
Введение
1. Процесс принятия
2. Принятия управленческих
решений в области
3. Управленческие решения в сфере науки
4. Принятия управленческих решений в сфере оказания услуг
5. Специфика принятия решений в маркетинге
6. Принятие решений в управлении персоналом
Список литературы
1.Процесс принятия управленческих решений
Принятие решения - это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.
Процесс принятия решения - это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.
Это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств. В организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений.
Стадии процесса принятия решений
Типовой процесс принятия решений включает:
1. предварительное
2. определение целей решения
и выбор соответствующих
3. выявление и установление ограничений;
4. составление списка альтернатив и их анализ;
5. сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;
6. точное формулирование поставленной задачи;
7. анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения;
8. разработку модели решения,
9. оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных;
10. принятие решения;
11. доведение решения до исполнителей;
12. выполнение решения и оценку результата.
М. Мескон и Ф. Хедоури представляют процесс принятия решения как пятиэтапный процесс, за которым следует реализация решений и обратная связь.
Диагностика проблемы - анализ величин и соотношений
параметров организационно-
- выявление и осознание
симптомов затруднений или
- установление причин возникновения проблемы. С этой целью необходимо собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю информацию.
- определение характера проблемы.
Формулировка ограничений и критериев принятия решений
Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей. Можно выделить следующие общие ограничения: ограничения несоответствия; кадровые, финансовые, рыночные ограничения.
Определение альтернатив. В идеале желательно выявить все возможные варианты решения проблемы, т.е. сформировать «поле альтернатив».
Оценка альтернатив. Она включает определение достоинств и недостатков каждой из них и возможных последствий ее выбора. Для сравнения решений используют критерии принятия решений, установленные на этапе формулировки ограничений и критериев. Некоторые из критериев выбора имеют количественное выражение, другие - качественную характеристику. Если какая-либо альтернатива не может удовлетворить одному или нескольким установленным критериям, ее нельзя рассматривать как реалистичную. Для успешной реализации управленческого решения необходимо также выполнить следующие условия:
- обеспечить достаточную мотивацию исполнителей;
- предотвратить возможность
возникновения искажений в
Важный момент в оценке решений - определение вероятности осуществления каждого из них в соответствии с намерениями. Руководитель включает вероятность в оценку, принимая во внимание степень неопределенности или риска. Важнейшие аспекты проблемы принятия решений в условиях неопределенности и риска будут рассмотрены ниже.
Выбор альтернативы. Руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными оценками и последствиями.
Реализация решений. Реальная ценность решения становится очевидной только после его осуществления. Для успешного разрешения проблемы с помощью выбранной альтернативы необходимо в процессе реализации решения эффективно организовать и мотивировать исполнителей.
Обратная связь. Она используется для контроля и обеспечения соответствия фактических результатов тем, что планировались в период принятия решения. На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Она позволяет руководителю скорректировать действия, не допустив значительного ущерба.
В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, обусловленные характером и спецификой деятельности, ее структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Однако общее, характерное для любого процесса принятия решений, заложено в основу технологии разработки и принятия решений, используемой в любой организации.
2.Принятия управленческих
решений в области
Отрасль экономики, в рамках которой функционирует предприятие, существенным образом влияет на процесс управления этим предприятием и все управленческие решения, принимаемые руководством.
Единый хозяйственный комплекс состоит из отдельных отраслей, объединенных общностью продукции, выполняемых функций и технологических процессов.
Различают отрасли:
- производственной сферы (промышленность, сельское хозяйство и т.д.);
-непроизводственной сферы (услуги и т.д.)
Производственные системы можно классифицировать по разным признакам. По типу переработки производственные системы делятся на мелкосерийное производство массовое производство, производство с непрерывным процессом и проектное производство.
Производство товаров включает в себя помимо прочих такие области экономики, как промышленность, сельское хозяйство и строительство.
Промышленное производство - важнейшая отрасль экономики. В этой связи особое значение приобретает ежегодная оценка темпов роста производства. По итогам оценки социально-экономического развития России за 2004 г. российская экономика закончила год с высокими показателями роста производства, хотя и с некоторым замедлением внутригодовой динамики во втором полугодии.
Особенности промышленного производства с позиций принятия управленческих решений:
-высокая значимость технико-
-- высокие требования
к своевременности
- применение автоматизированных систем управления производством;