Методы стимулирования создания передовых технологий в области энергосбережения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:28, контрольная работа

Краткое описание

Для понимания концепции данной работы считаю необходимым обратить внимание, на то, что она представляет развернутый в примерах, применяемых в нашей стране “ЗАКОНа РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 15 июля 1998 г. № 190-З”, т.к. именно на нем, на мой взгляд, основано внедрение инноваций и поддержка технологий, закрепленных в государстве.
Считаю необходимым включить в работу часть текста Закона, а далее по его пунктам привести самые значимые примеры и факты внедрения инноваций и исполнения закона.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы стимулирования создания передовых технологий в области энергосбережения.docx

— 248.39 Кб (Скачать файл)

На основании анализа  состояния и эффективности энергоиспользования в народном хозяйстве, имеющихся резервов экономии топливно-энергетических ресурсов разрабатываются целевые показатели по энергосбережению и в установленном порядке доводятся в виде заданий министерствам, ведомствам и регионам. Основным инструментом проведения энергосберегающей политики является разработка и реализация республиканской, региональных и отраслевых программ энергосбережения. На каждые пять лет, начиная с периода за 1996-2000 гг., разрабатывается и выполняется Республиканская программа энергосбережения. В 2005 г. постановлением Правительства от 2 февраля 2006 г. №137 утверждена и в настоящее время реализуется Республиканская программа по энергосбережению на 2006-2010 гг., в которой намечены приоритетные направления энергосбережения и пути их реализации, определены конкретные задания по экономии топливно-энергетических ресурсов.

 

Достигнутые результаты

Ежегодно рост производства в Беларуси обеспечивается при экономии энергоресурсов (рис. 1). В 2006 г. снижение энергоемкости ВВП составило 4,3%. За три года, в 2007-2009 гг.– 19,9%. Наилучшие  результаты в этом направлении были достигнуты в 2008 г., когда снижение энергоемкости  ВВП в республике составило 8,4%. По итогам 2009 г. снижение энергоемкости  ВВП составило 5,0 % при задании 8%.

Рис. 1. Динамика ВВП, валового потребления ТЭР и энергоемкости  ВВП в 1997-2009 гг. (%)

 

Несмотря на негативное влияние  мирового кризиса на экономику республики, есть отдельные моменты, по которым  мы могли бы сработать лучше. В  этой связи в текущем году усилен контроль за реализацией программ по энергосбережению, особое внимание уделяется вводу энергоэффективных мощностей и объектов на местных видах топлива, проведению энергетических аудитов, а также другим направлениям.

В начале 1990-х годов Беларусь была самой энергоемкой среди  стран СНГ, затраты энергоресурсов на 1 тыс. долл. США ВВП составляли 780 кг нефтяного эквивалента (в России они были 580 кг, в Украине – 550 кг). В 2008 г., согласно данным Международного энергетического агентства, этот показатель в Беларуси снизился до 310 кг (рис. 2). В Японии, где действует жесткая  система по использованию энергоресурсов и применяются только энергоэффективные технологии, расход энергоресурсов составляет 140 кг на 1 тыс. долл. США ВВП.

Рис. 2. Показатели энергоемкости ВВП в 2008 г. в странах  мира  
(по данным Международного энергетического агентства)

Энергозатраты (расход топлива и электроэнергии без учета светлых нефтепродуктов и сырья) в 2009 г. составили 25,9 млн т у.т. При фактических темпах роста ВВП 100,2% и объемов производства промышленной продукции 97,2% обобщенные энергозатраты снизились на 1,1 млн т у.т или на 4,1%.

Выполнение программ по энергосбережению за 2009 г. позволило сэкономить около 1,5 млн. т у.т.

По приоритетным направлениям энергосбережения экономия энергоресурсов (тыс. т у.т.) распределилась следующим образом:

· внедрение в производство новых энергосберегающих технологий - 369,8;

· ввод эксплуатацию электрогенерирующего оборудования – 177,4;

· передача тепловых нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ  – 62,1;

· повышение эффективности  работы котлов и технологических  печей – 92,1;

· внедрение частотно-регулируемых электроприводов – 126,4;

· оптимизация теплоснабжения – 177,1;

· внедрение приборов группового, индивидуального учета и автоматического  регулирования в системах, тепло- и водоснабжения – 31,3;

· увеличение термосопротивления ограждающих конструкций зданий, сооружений и жилищного фонда – 44,8;

· применение автоматических систем управления освещением и энергоэффективных осветительных устройств – 39,0;

· перевод котлов и другого  топливоиспользующего оборудования на местные виды топлива и увеличение использования тепловых вторичных энергоресурсов – 225,3 и другие.

Большое внимание уделяется  оптимизации топливного баланса  республики, замещению импортируемых  видов топлива местными энергоресурсами. После принятия Директивы № 3 работа в этом направлении усилилась. В  декабре 2009 г. постановлением Совета Министров  Республики Беларусь № 1593 установлены  задания по доле местных видов  топлива (МВТ) в балансе котельно-печного  топлива (КПТ), выполнение которых обеспечит  достижение к 2012 г. 25% доли МВТ в балансе  республики.

За период 2007-2009 гг. доля МВТ  в КПТ в целом по республике увеличилась на 2%, в 2007 г. она составляла 18,1%, в 2008 г. – 18,3%. И в 2009 г. достигла 20,1% при задании 19,4%. В 2010 г. в Беларуси планируется обеспечить долю местных  энергоресурсов не менее 20,5% в балансе  котельно-печного топлива.

Ход выполнения заданий по местным энергоресурсам находится  под жестким контролем и ежемесячно рассматривается в Правительстве. В 2010 г. постановлениями Совета Министров  Республики Беларусь утверждены новые  программные документы, направленные на достижение установленных заданий: Государственная программа строительства  энергоисточников на местных видах топлива в 2010-2015 годах (от 19 июля 2010 г. № 1076); Программа строительства энергоисточников, работающих на биогазе, на 2010-2012 годы (от 9 июня 2010 г. № 885); СТРАТЕГИЯ развития энергетического потенциала Республики Беларусь (от 9 августа 2010 г. № 1180). В мае 2010 г. принят в первом чтении Палатой представителей Национального собрания Беларуси Проект Закона Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии». В настоящее время согласовывается с заинтересованными организациями Республиканская программа энергосбережения на 2011-2015 гг., разрабатывается национальный проект «Нетрадиционная энергетика».

 

Энергосберегающие технологии

Согласно Директиве №3 одной из мер по обеспечению энергетической безопасности является уменьшение затрат на производство энергоресурсов за счет применения энергосберегающих технологий и оборудования. Для развития энергетической отрасли Беларуси приоритетом является ввод высокоэффективных генерирующих мощностей с минимальными затратами  топлива на выработку электроэнергии.

Впервые в истории Беларуси начата работа по преобразованию котельных  в ТЭЦ, которые работают в режиме «тепло+электричество». Считаю, что пора и нам научиться с наибольшей отдачей использовать с каждым годом все более возрастающий в цене природный газ: сначала на выпуск основной продукции, а затем используются образующиеся при этом вторичные энергоресурсы для одновременного производства тепло- и электроэнергии. Первым «пилотным» проектом с использованием современных передовых технологий является Пружанская мини-ТЭЦ. Анализ технико-экономических показателей работы данной мини-ТЭЦ свидетельствует об эффективности введенных мощностей. Примененные высокие начальные параметры пара позволили увеличить удельную теплофикационную выработку электроэнергии до 339,8 кВт.ч/Гкал (порядка в два раза больше, чем на Осиповичской или Вилейской мини-ТЭЦ), т.е. увеличить производство электроэнергии на тепловом потреблении порядка в два раза. Учитывая уникальность и значимость данного объекта для республики, целесообразно тиражирование таких объектов в республике при строительстве мини-ТЭЦ. Следует также отметить, что данный проект несет и социальную нагрузку в части развития инфраструктуры города и создания новых рабочих мест. Вблизи места размещения мини-ТЭЦ расположен современный ледовый дворец, ведется строительство плавательного бассейна.

Об эффективности мероприятий  по энергосбережению свидетельствует  такой пример: Белорусский калийный комбинат в 2008 г. использовал 840 тыс. т  у.т. (суммарное потребление по республике, 38 млн т у.т). Расчеты показывают: в результате реализации запланированных энергосберегающих мероприятий потребление ТЭР на комбинате может составить 540 тыс. т у.т – на 300 тыс. т у.т. меньше. Затраты топлива в себестоимости продукции сократятся с 22,9% до 13,2%, что, в свою очередь, будет способствовать росту ее конкурентоспособности на мировых рынках.

В ближайшее время предстоит  ввод газотурбинной установки мощностью 65 МВт на Минской ТЭЦ-2, модернизация блока Березовской ГРЭС с вводом дополнительно 65МВт, ввод парогазовой  установки 110 МВт на Гродненской  ТЭЦ-2, парогазовой установки 399 МВт  на Минской ТЭЦ-5. В проекте – реконструкция ТЭЦ «Северная» в г. Минске (газотурбинная установка мощностью 60 и парогазовая установка 330 Мвт), котельных №3 в Борисове и Могилеве (парогазовая установка мощностью 65 и 15 Мвт).

Из других крупных энергоэффективных проектов хочу отметить строительство ТЭЦ на основе газотурбинных установок в ПО «Беларуськалий» (мощность до 150 Мвт), в ПО «Гродно Азот» (мощность 16 Мвт), в ОАО «Мозырьсоль» (мощность 20 Мвт), а также строительство газотурбинной установки мощностью 16 МВт на ПРУП «Кричев-цементношифер».

В 2008-2009 г. реализованы 3 пилотных проекта по выработке электрической  и тепловой энергии из биогаза, получаемого  из отходов сельскохозяйственного  производства. По самым скромным подсчетам  за счет выработанной ими электрической  энергии в объеме 4694,3 тыс. кВт.ч республика заместила 3126,5 тыс. м3 импортируемого природного газа, сэкономив при этом около 1,8 млрд руб. А если учесть экологическую составляющую, получаемую при реализации данного направления, экономическая выгода становится очевидной для самого скептически настроенного специалиста. В настоящее время эксплуатируется три биогазовые установки общей мощностью 1,19 МВт, еще 13 суммарной мощностью 12,5 МВт планируется построить на объектах агропромышленного комплекса, жилищнокоммунального хозяйства и других объектах в рамках реализации отраслевых программ энергосбережения.

Беларусь планирует совместно  с Германией реализовать проекты  по строительству в республике биогазовых комплексов и ветропарков. В настоящее время прорабатывается соглашение с германской стороной на получение средств для финансирования нескольких проектов по строительству биогазовых комплексов. В 2010 г. подписано соглашение с немецкой компанией о создании ветропарка в Беларуси.

 

Финансирование  энергосбережения

Разумеется, для того чтобы  достичь определенных результатов  в снижении энергоемкости отечественного ВВП, нужны крупные капитальные  вложения. В 2001–2008 гг. общий объем  финансирования мероприятий в сфере  повышения энергоэффективности экономики и увеличения использования собственных энергоресурсов составил по всем источникам 3 865,8 млн долл. США. При этом если в 2001 г. на их реализацию было направлено 92,5 млн долл. США, то в последние годы дельта становилась все значительнее: в 2006 г. вложения в данную сферу хозяйствования составили 600 млн долл. США, в 2009 г. – более 1 млрд долл. США. Изменился и качественный состав мероприятий: теперь это, как правило, реконструкция действующих мощностей с заменой их оборудования на современное – более мощное и работающее с меньшим удельным расходом топлива на производство 1кВт.ч электроэнергии или 1 Гкал/ч тепла, строительство новых электростанций и теплоцентралей, использование новейших технологий подачи и сжигания топлива и др.

В 2009 г. реализация мероприятий  программ энергосбережения осуществлялась в основном за счет собственных средств  организаций, кредитных ресурсов банков, средств республиканского и местных  бюджетов. Удельный вес этих источников в общем объеме финансирования составил в сумме 91,0%.

Финансирование за счет средств  инновационных фондов, образуемых республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, практически не осуществлялось (плановые назначения по статьям расходов были открыты только в III и IV кварталах), вследствие чего доля их использования  в общем объеме финансирования снизилась  и составила только 6,4% по сравнению  с 18,4% в 2008 г.

Ежегодно в республике увеличивается объем инвестиций в энергосбережение. Если в 2001 г. в  экономию одной тонны топлива  вкладывалось примерно 100 долл. США, то в 2009 г. этот показатель достиг 726 долл. США (рис. 3).

Рис. 3. Динамика финансирования энергосберегающих мероприятий  
и полученный эффект в 2001-2009 гг.

 

Показатели энергоэффективности

Основным показателем  эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на уровне предприятия является их фактическая норма расхода  на производство единицы продукции (работ, услуг) определенного качества в планируемом периоде.

Предприятия, потребляющие более 1 тыс. т у.т., ежегодно проходят экспертизу и согласовывают нормы расхода энергоресурсов на производство продукции. Нормированием расхода топлива и электроэнергии охватываются все котельные с выработкой тепла 0,5 Гкал и выше.

В целом по республике, по итогам работы за 2009 г. в сравнении  с 2008 г., фактические нормы расхода  топливно-энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции (работы, услуги), без учета расхода ТЭР  на вырабатываемую электрическую и  тепловую энергию энергоисточниками ГПО «Белэнерго», энергоисточниками других ведомств, включая котельные, в среднем снизились на 2,9%.

 

Международное сотрудничество и проекты

Республика активно сотрудничает в области энергосбережения с  международными организациями, финансовыми  институтами и фондами, такими как  Всемирный банк, Глобальный экологический  фонд (ГЭФ), Европейская экономическая  комиссия ООН (ЕЭК ООН), Программа  развития ООН (ПРООН). Так, наряду с другими  странами СНГ и Восточной Европы, Республика Беларусь является участницей международных

Проектов «Энергоэффективность 2000» (реализован) и«Энергоэффективность 21», направленных на повышение энергоэффективности, развитие соответствующей инфраструктуры и использование энергосберегающего потенциала стран-участниц. В настоящее время в рамках реализации проекта «Энергоэффективность 21» Республика Белорусь принимает участие в реализации международного проекта «Финансирование инвестиций в проекты в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии для смягчения последствий изменения климата».

Информация о работе Методы стимулирования создания передовых технологий в области энергосбережения