Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие модели фирмы и обоснование путей ее функционирования в условиях рыночной среды.
Для достижения цели курсовой были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие фирмы и ее виды;
2) Определить роль фирмы как субъекта предпринимательства;
3) Определить роль конкурентоспособности фирмы в рыночной среде;
4) Рассмотреть понятие и основные факторы конкуренции.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Модель функционирования фирмы в рыночной среде
1.1. Общая характеристика фирмы: ее цели, задачи и виды………………....4
1.2. Фирма как основной субъект предпринимательства……………………14
1.3. Конкурентоспособность фирмы…………………………………………..18
2. Практическое задание (вариант №69)……………………………………....25
Заключение……………………………………………………………………...36
Список используемой литературы………………………………………….....38
— коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
— индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
— крестьянские (фермерские) хозяйства.
Законодательно оформлены критерии отнесения предпринимателей к категории средних и малых фирм:
5.1. Состав учредителей юридических лиц — суммарная доля государственной, муниципальной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25% (за исключением активов инвестиционных фондов); доля иных юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;
5.2. Средняя численность
работников за календарный год
(табл. 1) — определяется с учетом
всех его работников, включая
работающих по гражданско-
5.3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов за предагествующий календарный год—предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основании данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (данный критерий начал действовать с 1 января 2010 г.).
6. По степени специализации и масштабу производства однотипной продукции фирмы делятся на специализированные, диверсифицированные и комбинированные. Фирмы, специализирующиеся на выпуске однотипной продукции, занимают свою рыночную нишу и могут сосредоточить все производственные ресурсы на усиление конкурентных преимуществ товаров (качество и цена).
7. В зависимости от метода организации производственного процесса среди фирм можно выделить следующие:
— с поточным методом выпуска продукции, для которых характерна непрерывность и относительно длительный период изготовления ограниченной номенклатуры однородной продукции в больших количествах;
— с серийным методом, при котором осуществляется выпуск ряда конструктивно одинаковой продукции, одновременно или последовательно, непрерывно в течение планового периода;
— с единичным методом, отличающимся малым (штучным) объемом выпуска разнообразной и непостоянной номенклатуры продукции ограниченного потребления.
8. По основному виду деятельности фирмы подразделяются на две группы промышленно-производственные и посреднические. К первой группе относятся: производство товаров и услуг; инновационные фирмы; выполнение строительных, ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работ. Ко второй группе относятся: торговые, финансово-инвестиционные, страховые, лизинговые, консалтинговые фирмы. А также фирмы, предоставляющие управленческие, медицинские, туристические, информационные и другие услуги.
9. В зависимости от экономической цели фирмы делятся на коммерческие и некоммерческие, что законодательно оформлено в ГК РФ и включено в классификацию юридических лиц на основе правовых форм:
— на праве учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества;
— на праве экономической деятельности юридических лиц;
— в организационно-правовой форме.
В зависимости от прав учредителей можно выделить фирмы с обязательственными правами (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы); фирмы с вещными правами (государственные и муниципальные предприятия, финансируемые собственником учреждения); фирмы без имущественных прав (общественные и религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц). В зависимости от целей экономической деятельности фирмы подразделяются на коммерческие (основной целью которых является получение прибыли) и некоммерческие (которые преследуют иные цели). В зависимости от организационно-правовой формы фирмы в российской экономике делятся на девять основных видов (рис. 2) [1,65]
Рис.2 . Организационно-правовые формы российских фирм
Коммерческие | |||
Государственные и муниципальные предприятия:
на праве хозяйственного ведения
на праве оперативного управления |
Производственные кооперативы (артели) |
Хозяйственные товарищества:
Полные товарищества
Товарищества на вере |
Хозяйственные общества: - Общество с ограниченной ответственностью; - Общество с дополнительной ответственностью; - акционерное общество: - открытого типа (АООТ) - закрытого типа (АОЗТ) |
Некоммерческие | ||||
Потребительски кооператив |
Фонды |
Учреждения |
Общественные и религиозные организации |
Объединения юридических лиц |
1.2 Фирма как основной субъект предпринимательства
В условиях рынка любое предприятие, фирма, занимаясь производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем. Предпринимателями мы называем хозяйствующих субъектов, функцией которых является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций. Вплотную к понятию «предприниматель»
примыкает понятие «предпринимательство».
Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.
Л.В. Гришаева считает, что
предпринимательство как
Субъектами
Объединения партнеров как субъекты предпринимательства могут выступать в форме различных хозяйственных ассоциаций: арендных коллективов, акционерных обществ, различных товариществ и др.
К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:
• самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;
•экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства — получение максимально возможной прибыли.
Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;
• хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.
Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.
Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.
Экономические условия — это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Всем этим занимается
множество разнообразных
профессиональных юридических, бухгалтерских, посреднических услуг); агентства по трудоустройству (оказание помощи в подборе рабочей силы); учебные заведения (обучение рабочих и специалистов-служащих); прочие агентства (рекламные, транспортные, страховые и др.); средства связи и передачи информации.
Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться.
Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Такие нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого — на его спрос на товары. Социальные условия определяют отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к размеру заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом.
Предприниматель должен сознавать, что ему придется участвовать в решении социальных вопросов своих сотрудников, касающихся охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др. От своей деятельности предприниматель должен получать удовлетворение.
Важную роль в формировании предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности; обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах; организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей; создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора, и др.
Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды, поэтому большое значение для успешной работы имеет создание необходимых правовых условий. Прежде всего речь идет о законах, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Законы должны обеспечить; упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защиту предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с зарубежными странами. Сюда входит и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности.
Важную роль также играет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.
1.3 Конкурентоспособность фирмы
В рыночных условиях успешное функционирование фирмы зависит от конкуренции.
Конкурентоспособность фирмы — это сохранение или увеличение объемов продаж (доли рынка) при сохранении или увеличении доходов и капитала.
Рыночный механизм немыслим без конкуренции. Поэтому в процессе формирования рыночных отношений в России одной из важнейших проблем становится обеспечение конкурентоспособности.
В1990-х гг. во многих развитых
странах правила конкуренции
в бизнесе существенно
— конкуренция приобрела
— успехи в развитии техники создали условия для роста межкатегориальной конкуренции, использования недорогих заменителей многих товаров и комплектующих;
— недорогие источники информации, интенсивное использование аутсорсинга и отход от вертикальной интеграции облегчили процесс вхождения в бизнес
Сущность эволюции всех концепций конкурентных преимуществ, начиная от А. Смита и заканчивая М. Портером, заключается в том, что возрастает роль не наследуемых факторов конкурентоспособности в виде природных и трудовых ресурсов, а создаваемых, к которым относится квалифицированная рабочая сила и научно-техническая база производства. Майкл Портер отметил несколько наиболее важных конкурентных преимуществ (факторов конкурентоспособности), позволяющих фирме быть конкурентоспособной: новые технологии, производственные факторы, факторы маркетинга, новые или изменившиеся запросы потребителей, факторы менеджмента.
Новые технологии предполагают: компетентность в научных исследованиях и разработках; инновации производственного процесса на основе более совершенных технологий; появление новых отраслей (под воздействием новых производственных процессов); появление продуктовых инноваций.
Производственные факторы включ
Информация о работе Модель функционирования фирмы экономической среде