Модель функционирования фирмы экономической среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие модели фирмы и обоснование путей ее функционирования в условиях рыночной среды.
Для достижения цели курсовой были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие фирмы и ее виды;
2) Определить роль фирмы как субъекта предпринимательства;
3) Определить роль конкурентоспособности фирмы в рыночной среде;
4) Рассмотреть понятие и основные факторы конкуренции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Модель функционирования фирмы в рыночной среде
1.1. Общая характеристика фирмы: ее цели, задачи и виды………………....4
1.2. Фирма как основной субъект предпринимательства……………………14
1.3. Конкурентоспособность фирмы…………………………………………..18
2. Практическое задание (вариант №69)……………………………………....25
Заключение……………………………………………………………………...36
Список используемой литературы………………………………………….....38

Вложенные файлы: 1 файл

кур. раб. эф ориг..doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

— коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);

— индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

— крестьянские (фермерские) хозяйства.

Законодательно оформлены  критерии отнесения предпринимателей к категории средних и малых фирм:

5.1. Состав учредителей  юридических лиц — суммарная  доля государственной, муниципальной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25% (за исключением активов инвестиционных фондов); доля иных юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;

5.2. Средняя численность  работников за календарный год  (табл. 1) — определяется с учетом  всех его работников, включая  работающих по гражданско-правовым  договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени;

5.3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов за предагествующий календарный год—предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основании данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (данный критерий начал действовать с 1 января 2010 г.).

6. По степени специализации и масштабу производства однотипной продукции фирмы делятся на специализированные, диверсифицированные и комбинированные. Фирмы, специализирующиеся на выпуске однотипной продукции, занимают свою рыночную нишу  и могут сосредоточить все производственные ресурсы на усиление конкурентных преимуществ товаров (качество и цена).

7. В зависимости от метода организации производственного процесса среди фирм можно выделить следующие:

— с поточным методом  выпуска продукции, для которых  характерна непрерывность и относительно длительный период изготовления ограниченной номенклатуры однородной продукции в больших количествах;

— с серийным методом, при котором осуществляется выпуск ряда конструктивно одинаковой продукции, одновременно или последовательно, непрерывно в течение планового  периода;

— с единичным методом, отличающимся малым (штучным) объемом  выпуска разнообразной и непостоянной номенклатуры продукции ограниченного потребления.

8. По основному виду  деятельности фирмы подразделяются на две группы промышленно-производственные и посреднические. К первой группе относятся: производство товаров и услуг; инновационные фирмы; выполнение строительных, ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работ. Ко второй группе относятся: торговые, финансово-инвестиционные, страховые, лизинговые, консалтинговые фирмы. А также фирмы, предоставляющие управленческие, медицинские, туристические, информационные и другие услуги.

9. В зависимости от экономической цели фирмы делятся на коммерческие и некоммерческие, что законодательно оформлено в ГК РФ и включено в классификацию юридических лиц на основе правовых форм:

— на праве учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества;

— на праве экономической  деятельности юридических лиц;

— в организационно-правовой форме.

В зависимости от прав учредителей можно выделить фирмы  с обязательственными правами (хозяйственные  товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы); фирмы с вещными правами (государственные и муниципальные предприятия, финансируемые собственником учреждения); фирмы без имущественных прав (общественные и религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц). В зависимости от целей экономической деятельности фирмы подразделяются на коммерческие (основной целью которых является получение прибыли) и некоммерческие (которые преследуют иные цели). В зависимости от организационно-правовой формы фирмы в российской экономике делятся на девять основных видов (рис. 2) [1,65]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 . Организационно-правовые формы российских фирм

Коммерческие

Государственные и муниципальные  предприятия:

 

на праве хозяйственного ведения

 

на праве оперативного управления

Производственные кооперативы (артели)

Хозяйственные товарищества:

 

Полные товарищества

 

Товарищества на вере

Хозяйственные общества:

- Общество с ограниченной  ответственностью;

- Общество с дополнительной  ответственностью;

- акционерное общество:

- открытого типа (АООТ)

- закрытого типа (АОЗТ)


 

Некоммерческие

Потребительски кооператив

Фонды

Учреждения

Общественные и религиозные  организации

Объединения юридических  лиц


 

 

 

 

 

 

 

1.2 Фирма как основной субъект   предпринимательства

В условиях рынка любое  предприятие, фирма, занимаясь производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем. Предпринимателями мы называем хозяйствующих субъектов, функцией которых является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций. Вплотную к понятию «предприниматель»

примыкает понятие «предпринимательство».

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Л.В. Гришаева считает, что  предпринимательство как процесс  представляет собой последовательность целенаправленных действий предпринимателей, начиная с момента возникновения предпринимательской идеи и заканчивая ее воплощением в конкретный предпринимательский проект. [4,46]

Субъектами предпринимательства  могут быть как отдельные частные  лица, так и объединения партнеров. Частные лица как субъекты предпринимательства выступают в качестве представителей единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.

Объединения партнеров  как субъекты предпринимательства могут выступать в форме различных хозяйственных ассоциаций: арендных коллективов, акционерных обществ, различных товариществ и др.

К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:

• самостоятельность  и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

•экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства — получение максимально возможной прибыли.

Вместе с тем, преследуя  свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

• хозяйственный риск и ответственность. При любых  самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.

Перечисленные важнейшие  признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.

Экономические условия — это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это банки (оказание финансовых услуг); поставщики (снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.); оптовые и розничные продавцы (предоставление услуг по доведению товаров до потребителя); специализированные фирмы и учреждения (предоставление

профессиональных юридических, бухгалтерских, посреднических услуг); агентства по трудоустройству (оказание помощи в подборе рабочей силы); учебные заведения (обучение рабочих и специалистов-служащих); прочие агентства (рекламные, транспортные, страховые и др.); средства связи и передачи информации.

Вплотную к экономическим  примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться.

Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Такие нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого — на его спрос на товары. Социальные условия определяют отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к размеру заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

Предприниматель должен сознавать, что ему придется участвовать в решении социальных вопросов своих сотрудников, касающихся охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др. От своей деятельности предприниматель должен получать удовлетворение.

Важную роль в формировании предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности; обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах; организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей; создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора, и др.

Любая предпринимательская  деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды, поэтому большое значение для успешной работы имеет создание необходимых правовых условий. Прежде всего речь идет о законах, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Законы должны обеспечить; упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защиту предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с зарубежными странами. Сюда входит и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности.

Важную роль также  играет подготовка законодательных  инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Конкурентоспособность фирмы

В рыночных условиях успешное функционирование фирмы зависит  от конкуренции.

 Конкурентоспособность фирмы — это сохранение или увеличение объемов продаж (доли рынка) при сохранении или увеличении доходов и капитала.

Рыночный механизм немыслим без конкуренции. Поэтому в процессе формирования рыночных отношений в России одной из важнейших проблем становится обеспечение конкурентоспособности.

В1990-х гг. во многих развитых странах правила конкуренции  в бизнесе существенно изменились, можно сказать, что изменилась сама природа конкуренции:

— конкуренция приобрела глобальный характер, расширился круг конкурентов и внутри национальной отрасли и за рубежом;

— успехи в развитии техники создали условия для роста межкатегориальной конкуренции, использования недорогих заменителей многих товаров и комплектующих;

— недорогие источники  информации, интенсивное использование аутсорсинга и отход от вертикальной интеграции облегчили процесс вхождения в бизнес

Сущность эволюции всех концепций конкурентных преимуществ, начиная от А. Смита и заканчивая М. Портером, заключается в том, что возрастает роль не наследуемых факторов конкурентоспособности в виде природных и трудовых ресурсов, а создаваемых, к которым относится квалифицированная рабочая сила и научно-техническая база производства. Майкл Портер отметил несколько наиболее важных конкурентных преимуществ (факторов конкурентоспособности), позволяющих фирме быть конкурентоспособной: новые технологии, производственные факторы, факторы маркетинга, новые или изменившиеся запросы потребителей, факторы менеджмента.

Новые технологии предполагают: компетентность в научных исследованиях и разработках; инновации производственного процесса на основе более совершенных технологий; появление новых отраслей (под воздействием новых производственных процессов); появление продуктовых инноваций.

Производственные факторы включают в себя: эффективность низкозатратного производства (например, благодаря экономии на масштабах, эффекту накопления опыта и т.д.); повышение качества производства и фондоотдачи; благоприятное размещение производства, гарантирующее низкие затраты; повышение квалификации рабочей силы и, как следствие, повышение производительности труда; откорректированные процессы ресурсного и технического обеспечения; гибкость в изменении производственных платформ.

Информация о работе Модель функционирования фирмы экономической среде