Модель функционирования фирмы экономической среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие модели фирмы и обоснование путей ее функционирования в условиях рыночной среды.
Для достижения цели курсовой были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие фирмы и ее виды;
2) Определить роль фирмы как субъекта предпринимательства;
3) Определить роль конкурентоспособности фирмы в рыночной среде;
4) Рассмотреть понятие и основные факторы конкуренции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Модель функционирования фирмы в рыночной среде
1.1. Общая характеристика фирмы: ее цели, задачи и виды………………....4
1.2. Фирма как основной субъект предпринимательства……………………14
1.3. Конкурентоспособность фирмы…………………………………………..18
2. Практическое задание (вариант №69)……………………………………....25
Заключение……………………………………………………………………...36
Список используемой литературы………………………………………….....38

Вложенные файлы: 1 файл

кур. раб. эф ориг..doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

Факторы маркетинга — это продуманный и проверенный способ продаж, удобный доступ к рынкам, мощная и эффективно функционирующая сеть дистрибьюторов и дилеров, быстрая доставка по заказу, точное удовлетворение потребительских запросов, притягательный дизайн и упаковка товара, широкий диапазон выбора товаров (для некоторых сфер производства), наличие гарантий после приобретения; высокое качество послепродажного обслуживания.

Новые или изменившиеся запросы потребителей. Этот фактор означает появление новых потребностей, создание новой цепочки ценностей, конкурентные преимущества за счет нового сегмента рынка.

Факторы менеджмента - это компетентность в управлении, наличие управленческих ноу-хау, способность быстро реагировать на изменения внешней среды; первоклассные системы коммуникаций и информационной поддержки бизнеса.

Управление конкурентоспособностью на всех уровнях требует соблюдения определенных принципов:

— учета факторов относительности и динамичности конкурентоспособности: — учета внутренних и внешних факторов, значительная часть которых является трудноуправляемыми параметрами;

— оптимального сочетания  экономических, технологических, правовых, организационных и институциональных факторов.

На конкурентоспособность  могут повлиять изменения на рынке, не связанные с деятельностью  фирмы. Конкурентоспособность—это  не раз и навсегда приобретенное  качество, оно привязано к временным  условиям и обусловлено конкретными  причинами. Конкурентоспособность фирмы в отличие от конкурентных преимуществ испытывает на себе сильное влияние стратегических и тактических изменений на рынке, не связанных с деятельностью фирмы (изменение спроса, демографические сдвиги, природные явления и т.д.). Поэтому конкурентоспособность предполагает умелое маневрирование в рыночном пространстве и во времени и максимальный учет требований и возможностей конкретных групп покупателей.

Фирма, обладающая конкурентным преимуществом в виде низких издержек производства на одном географическом рынке, отнюдь не обязательно будет иметь это преимущество на другом. И напротив — фирма, вытесняемая с рынка, через определенное время может стать конкурентоспособной. Причины тому могут быть разные: например, уход основного конкурента, удачно проведенная рекламная компания, рост цен на товары-заменители. Таким образом, говоря о конкурентоспособности, мы должны иметь в виду конкретные рыночные условия.

На конкурентоспособность  фирмы влияют внешние и внутренние факторы. Под внутренними факторами мы понимаем внутреннюю среду фирмы: элементы, составляющие экономический потенциал предприятия, который определяется совокупностью ресурсов предприятия и эффективностью их использования. Внешние факторы — это все, что находится за пределами фирмы. Оценив конкурентоспособность своих товаров, фирма может разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности своей продукции, выбрать предприятия-партнеров для организации совместного выпуска продукции, привлечь средства инвесторов для организации конкурентоспособного производства, составить, маркетинговые программы для выхода предприятия на новые рынки сбыта, своевременно принять решения об оптимальной изменении товарного ассортимента, о разработке и производстве новых и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и др. Естественно, что основной фактор внешней среды—это деятельность конкурентов и в целом непосредственное окружение предприятия. Немаловажную роль играет государственная политика в области развития конкуренции и ограничении монополистической деятельности, законодательно-правовые нормы в области защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации, государственное регулирование экспортно-импортной деятельности, направленное на защиту отечественного производителя, доступ заемного капитала, доступ к более дешевым и удобным сырьевым источникам.

Между тем  А.А. Воронов  обратил внимание на недобросовестную конкуренцию, которая является неотъемлемым элементом современной конкурентной среды в российской экономике и оказывает существенное влияние на динамику и результативность конкурентных процессов. Конкуренция недобросовестная – методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. В частности, не допускается:

- неправомерное получение, самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или торговой информации;

- распространение ложных  сведений в рекламной и иной  информации относительно способа  и места изготовления или качества товаров (продукции), указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность

в заблуждение относительно технических характеристик, свойств, способа изготовления, пригодности  к применению или стоимости и количества товара или продукции;

- действия, способные  вызвать “смешение понятий”  в отношении деятельности предприятия,  продукта деятельности конкурента;

- ложные утверждения,  способные дискредитировать предприятие,  его промышленную или торговую деятельность;

- замалчивание важной  для потребителя информации;

- иные действия, направленные  на вытеснение с рынка других  лиц.

Закон запрещает заключение и осуществление в любой форме  соглашений (согласованных действий) между конкурирующими субъектами, в которых предусматриваются: установление цен (тарифов), скидок (надбавок), размеров выплат или других условий, направленных на ограничение конкуренции; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту товаров, по рангу продавцов или покупателей либо по другим признакам с целью их монополизации; устранение с рынка или ограничение доступа на него других хозяйствующих

субъектов в качестве продавцов или покупателей; другие условия, которые существенно ограничивают или могут ограничить конкуренцию[3,5].

Сегодня конкурентно  способность страны и фирм определяется главным образом интенсивностью применением инноваций. Инновационная  деятельность фирм влияет на конкурентоспособность бизнеса следующим образом:

— способствует повышению качества продукции;

— позволяет расширять  номенклатуру и обновлять ассортимент  продукции;

— влияет на снижение издержек производства продукции.

Все перечисленное позволяет  предпринимателям сохранять традиционные рынки сбыта своей продукции и, более того, создавать новые рынки сбыта, сохраняя или увеличивая свои доходы. При изготовлении принципиально новой продукции, создание которой требует больших расходов на инновации, компании получают возможность уйти от конкуренции, занять монопольное положение на рынке, которое будет гарантировать получение монопольной прибыли. При этом существует высокая степень неопределенности результата, вызванная известной непредсказуемостью реакции покупателей.

В.И. Куц отметил, что  инновационный фактор является самым новым фактором в теории конкурентоспособности: еще в середине 80-х гг. ХХв. фактор “инновации” входил в методики расчета лишь как фактор “политика страны в отношении нововведений”. Этот фактор является наиболее динамичным, и его вес в методиках оценки уровней национальной конкурентоспособности достаточно быстро повышается (в настоящее время он составляет 30 %), кроме того, растет количество “инновационных” экономик, т.е. экономик, использующих инновационный тип конкурентных преимуществ. [5,42]

Конкурентоспособность фирмы с точки зрения соотношения рыночной стоимости и оборота компании можно оценить как растущую, стабильную и убывающую. Растущая конкурентоспособность компании означает, что с точки зрения способности приносить прибыль, удовлетворения потребностей клиентов, компания становится все более предпочтительной, а значит и более инвестиционной привлекательной. Стабильное состояние типично для ситуации, при которой среди конкурирующих компаний наблюдается равновесие сточки зрения приоритетов потребителей и интересов инвесторов. Это состояние может сохраняться в течение какого-то времени до появления новых приоритетов потребителей, которые нужно будет эффективно удовлетворять. Убывающая конкурентоспособность проявляется в том, что возникают новые приоритеты потребителей и компании, которые быстрее и эффективнее на них реагируют. Происходит снижение индекса конкурентоспособности.

В зависимости от того, в каком из трех состояний находится  фирма, меняются и управленческие задачи. На каждом этапе руководство должно предпринимать шаги, радикально отличающие от предыдущих; именно эти действия и определяют для фирмы исход конкуренции на каждом этапе конкурентной борьбы.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическое задание (вариант №69)

 

 

                Даны следующие значения:

 

Валовая продукция ВП (тыс. руб.)

1-й год

2-й год

3-й год

6 4000

66500

77000


 

Основные производственные фонды ОПФ (тыс. руб.)

1-й год

2-й год

3-й год

46700

51400

64700


 

Оборотные средства ОС (тыс. руб.)

1-й год

2-й год

3-й год

12000

12900

16200


 

Численность работников Т (чел.)

1-й год

2-й год

3-й год

7980

7990

8150


 

 

   Производственные  затраты составляют:

   1-й год –  70% от валовой продукции (ВП);

   2-й год –  68% от валовой продукции (ВП);

   3-й год –  65% от валовой продукции (ВП).

 

   Инвестиции составляют:

   1-й год –  20% от валовой продукции (ВП);

   2-й год –  20% от валовой продукции (ВП);

   3-й год –  20% от валовой продукции (ВП).

 

   Задание: заполнить таблицу исходных и оценочных пока-

                                зателей экономического развития предприятия.

Расчёты показателей

 

        Итак, запишем ещё раз таблицу  исходных значений для удобства:

 

Показатель

1-й год

2-год

3-й год

ВП

64000

66500

77000

ОПФ

46700

51400

64700

ОС

12000

12900

16200

Т

7980

7990

8150

ПЗ, %

70

68

65

К, %

20

20

20




 

 

 

          Ен=0,16

 

     

 

 

На основании данных показателей начнём производить расчёты.

 

   1. Определяем прирост  валовой продукции  (п. 2 табл.):

       (тыс. руб.);

        (тыс. руб.).

 

   2. Определяем производственные  затраты (себестоимость) (п. 5 табл.):

       (тыс. руб.);

       (тыс. руб.);

        (тыс. руб.).

 

   3. Определяем капиталовложения (инвестиции) (п. 6 табл.):

       (тыс. руб.);

       (тыс. руб.);

       (тыс. руб.).

 

   4. Определяем совокупные  приведённые затраты (п. 8 табл.):

      (тыс. руб.);

      (тыс. руб.);

      (тыс. руб.).

 

  

   5. Определяем производительность  труда (выработка на одного  работника), руб. (п. 9 табл.):

     (тыс. руб.) (руб.);

     (тыс. руб.) (руб.);

     (тыс. руб.) = 9448(руб.).

 

   6. Определяем прирост  продукции за счёт производительности  труда, тыс. руб. (п. 10 табл.):

      

      

      

      

      

      Исходя  их общей формулы, вычислим  наши значения:

 

     

      (руб.) (тыс. руб.);

 

     

      (руб.) (тыс. руб.);

 

  

   7. Определяем долю  прироста продукции за счёт  , % (п. 11 табл.):

       ;

.

 

 

   8. Определяем фондоотдачу  (п. 12 табл.):

      

      

      

 

   9. Определяем рентабельность  производства (фондов), % (п. 13 табл.):

      ;

      ;

      ;

 

 

   10. Определяем  рентабельность продукции, % (п. 14 табл.):

        ;

        ;

        ;

 

 

   11. Определяем  длительность 1-го оборота оборотных  средств (п. 15 табл.):

        дней

        дней;

        дней

 

 

   12. Определяем  коэффициент экономической эффективности

         производства (п. 16 табл.):

        ;

        ;

        ;

 

   13. Определяем  удельные совокупные приведённые  затраты (п. 17 табл.):

        ;

        ;

        ;

 

   14. Определяем  годовой экономический эффект  от роста

         эффективности (п. 18 табл.):

        (тыс. руб.);

        (тыс. руб.);

 

 

   15. Определяем ВП за счёт интенсификации производства (п. 19 табл.):

       

        (тыс. руб.);

       

        (тыс. руб.);

 

   16. Определяем долю в общем приросте продукции, % (п. 20 табл.):

        ;

        ;

 

  17. Определяем совокупную экономическую эффективность от НТП (п. 21 таб.):

Информация о работе Модель функционирования фирмы экономической среде