Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:47, курсовая работа
Цель данной работы – проведение теоретического исследования по теме «Мотивационные процессы в организации». Изучение проблематики мотивации трудовой деятельности персонала на основе изучения литературы по данному вопросу.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «Мотивация» посредством анализа терминологической сущности мотивации и стимулирования и изучения основ системы оптимальной мотивации труда.
2.
Для достижения положительного результата в нашей работе по средствам решения поставленной задачи необходимо проанализировать и систематизировать всю полученную информацию.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИЯ 5
1.1Анализ терминологической сущности «мотивация» «стимулирование» 5
1.2. Основы Системы оптимальной мотивации труда 10
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ 16
2.1. Основные принципы Механизма Оптимального Стимулирования Труда…………………………………………………………………………………………16
2.2. Материальное стимулирование………………………………………..23
2.3. Нематериальное стимулирование……………………………………..30
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИЯ ТРУДА В РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ответственность.
Можно создать у людей побудительные мотивы,
предоставив им большую ответственность
за их собственную работу. Это то, в чем
по большей части состоит процесс передачи
полномочий, который согласуется с концепцией
внутренней мотивации, основанной на содержании
работы. Она связана также с фундаментальной
идеей, что люди получают побудительные
стимулы, когда они получают средства
для достижения своих целей.
Характеристики
работы, могущие послужить для
создания побудительных стимулов, состоят
в том, что, во-первых, работники должны
получить наглядную обратную связь, касающуюся
их производительности, преимущественно
путем оценки их собственной производительности
и обозначением того, что им требуется;
во-вторых, люди должны ощущать,
что для того чтобы выполнять работу эффективно,
они должны использовать способности,
которые они сами ценят; и, в-третьих, люди
должны ощущать, что им предоставлен высокий
уровень самоконтроля при постановке
своих целей и определении путей движения
к ним.
Влияние.
Побудительным мотивом для людей может
быть
стремление к власти. В исследовании Дэвида
Маклеланда установлено, что наряду с
потребностью в достижении потребность
во власти была первичной движущей силой
для руководителей, хотя потребность в
«причастности», т.е. в теплых дружеских
отношениях с другими участниками работы,
всегда имела место. Организация через
свою политику вовлечения создает побудительные
стимулы, ставя людей в такие
ситуации, когда их взгляды могут быть
выражены, выслушаны и послужить руководством
к действию. Это другой аспект передачи
полномочий.
ГЛАВА
3. МОТИВАЦИЯ ТРУДА
В РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Отсутствие
Так, уход из компании “Вессо-Линк” значительной части менеджеров в ноябре 1996 г. на несколько недель парализовал ее деятельность. Кроме того, компания понесла значительные дополнительные расходы, связанные с поспешным набором новых сотрудников и предоставлением клиентам бесплатного обслуживания в течение месяца в качестве компенсации временных неудобств. Собственник не учел, что в высокоинтеллектуальном бизнесе менеджер, как и владелец, становится едва ли не основным производственным ресурсом.
Для Российского отделения IBM неприятным сюрпризом стал переход его руководителя С.Карелова, команда которого за 4 года сумела увеличить объем бизнеса в 40 раз, в компанию Silycon Graphicks, а для компании Mars – уход в 1993 г. ряда российских менеджеров, обеспечивших фирме прорыв на российский рынок в 1991-1992 годах.
В целом же, по оценке, около 80 % западных корпораций, действующих нароссийском рынке, и до 50% местных лидирующих компаний теряют своих менеджеров в связи с переходом их к конкурентам.
Было проведено исследование эффективности методов стимулирования работников. Используемые компаниями формы поощрения можно разделить на несколько групп.
- ценные подарки - в 64 компаниях;
-
моральные поощрения (
компаниях;
-
отгулы и дополнительные
Вторая группа менее распространена:
- внесение имени сотрудника в анналы истории;
- вывешивание портрета наиболее отличившихся на доску почета;
- награждение памятными значками - в 11 компаниях.
В целом вторая группа известна нам по ст. 131 КЗоТ РФ.
Третья группа выглядит несколько экзотично:
- компаний в качестве поощрений берут у сотрудников в долг под проценты;
-
3 - предлагают сотрудникам
- 2 компании даже продают сотрудникам акции.
Если применить комплексную оценку по признаку “эффективно - дешево”, то на первом месте, по оценкам респондентов, стоят медицинское обслуживание и выдача ссуд. На втором - оплата проезда. Далее, в порядке убывания, - страхование, питание, обучение и др.
Обращает на себя внимание и то, что оценка эффективности и затратности компенсационных пакетов вызвала затруднения у весьма значительной части респондентов (от 39 до 67 %% от числа использующих по различным их составляющим).
Доля респондентов, затруднившихся с оценкой иных форм поощрения персонала гораздо ниже (от 17 до 33 %, практикующих ту или иную форму поощрения), чем попавших в это же положении при оценке компенсационного пакета (от 39 до 67 %%).
Снова применив комплексную оценку по признаку “эффективно - дешево”, получим следующий рейтинг.
Самое сильное мотивирующее воздействие оказывают (в порядке убывания):
- привлечение средств персонала под %%;
- моральные поощрения;
- занесение в книгу истории организации или на доску почета,
-
награждение туристическими
- отгулы, дополнительные отпуска и ценные подарки.
Особого комментария требуют случаи долевого участия персонала в прибыли и продажи сотрудникам акций компании.
Количество компаний, реализующих подобные программы невелико, и судя по распределению оценок, использование этих форм поощрения и мотивации только апробируется. Как следствие, у компаний нет однозначного мнения на этот счет. Можно прогнозировать успешность этих программ и их распространение, если они будут подкреплены реальным участием персонала в управлении, или будут направлены на закрепление персонала в компании, реструктуризацию доходов персонала и т.п.
Не существует единых
методов мотивации персонала, эффективных
во все времена и при любых обстоятельствах.
Однако, любой метод, применяемый руководителем,
основан на выбранной фирмой стратегии
управления человеческими ресурсами.
Выбор конкретного метода мотивации должна,
в первую очередь, определять общая стратегия
управления персоналом, которой следовала
или желает следовать фирма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система материального и морального стимулирования труда представляет собой совокупность мер, направленных на повышение деловой активности работающих и как следствие – повышение эффективности труда и его качества. Стимулирование труда как метод управления дополняет административно-правовые методы управления, побуждая работников и их коллективы работать больше и лучше, чем это предусмотрено трудовыми соглашениями. Стимулы могут быть материальными и нематериальными, а сочетание материальных и моральных стимулов является одним из важнейших принципов стимулирования. В составе материальных можно выделить денежные и неденежные стимулы, в составе нематериальных – социальные (престижность труда, возможность роста), моральные (уважение со стороны окружающих, награды) и творческие (возможность самореализации и самосовершенствования). Выделяют следующие основные формы стимулирования работников предприятия:
1. Заработная плата, характеризующая оценку вклада работника в результаты деятельности предприятия. Надбавки и доплаты выполняют стимулирующие функции, отражают производственные результаты деятельности работника и носят стабильный характер. Премии предназначены для стимулирования работников на достижение какого-то определенного результата и носят изменчивый характер;
2. Социальные выплаты, включающие субсидирование и льготное питание, продажу собственной продукции предприятия работникам со скидкой, оплату расходов на проезд работника к месту работы и обратно, предоставление работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента, предоставление права пользования транспорта фирмы, оплату больничных листов сверх определенного уровня, страхование здоровья работников и членов их семей за счет фирмы и др.;
3. Нематериальные (неденежные) льготы и привилегии персоналу, в т.ч. предоставление права на скользящий, гибкий график работы, предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе, более ранний выход на пенсию и т.д.;
4. Дивиденды по акциям фирмы (участие в акционерном капитале предприятия) и участие в прибылях;
5. Мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост. Привлечение работников к управлению предприятием также повышает их мотивацию, поскольку в данном случае решается проблема отчуждения от предприятия;
6. Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных, административных, психологических барьеров между отдельными группами работников, между рядовыми работников и работниками аппарата управления, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива. Моральное поощрение работников;
7. Продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации.
Данные мероприятия по повышению мотивации труда позволяют более эффективно использовать трудовой потенциал предприятия и повысить его конкурентоспособность на рынке.
В начале контрольной работы перед нами была поставлена цель исследования: - проведение теоретического исследования по теме «Мотивация трудовой деятельности персонала фирмы». Для этого мы решили такую задачу исследования:
изучение
проблематики мотивации трудовой деятельности
персонала на основе подбора и изучения
литературы по данному вопросу .
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ