Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:50, курсовая работа
Целью данной работы является разработка мероприятий, направленных на повышение работоспособности и удовлетворенности трудом сотрудников за счет их стимулирования. Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи: - общая организацинно-управленческая характеристика предприятия ОАО «Ак Барс»;
- исследование существующей системы мотивации на предприятии и определены ключевые результаты исследования;
- разработаны мероприятия по совершенствованию системы мотивации на предприятии. Объектом исследования являются сотрудники ОАО «Акбарс». Предмет – система мотивации ОАО «Ак Барс».
Аннотация…………………………………………………………………………4
РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АК БАРС»
1.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Ак Барс»…………………...5
1.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Ак Барс»…….8
1.3. Анализ существующей системы мотивации……………………………11
РАЗДЕЛ 2. АНКЕТИРОВАНИЕ И ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОАО «АК БАРС»…………………………………………….….15
2.1. Составление основы анкетирования……………………………….……...15
2.2. Анкетирование и выявление мотивационной структуры………………..17
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ВАРИАНТА РЕШЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ОАО «АК БАРС»
3.1. Подбор теории мотивации………………………………………………….20
3.2. Описание вариантов решений……………………………………………...22
РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………...30
- оплата результатов группы;
- общефирменное стимулирование;
- оплата по заслугам;
- участие в прибылях и доходах фирмы.
Система оплаты создает у людей чувство уверенности и защищенности, включает действенные средства стимулирования и мотивации, обеспечивает процесс воспроизводства затраченной энергии (восстановления работников).
Чтобы выбранная система
оплаты усиливала мотивацию работников
фирмы, специалисты по кадровому
менеджменту предлагают проводить
проектирование в следующей
- определить цели и
принципы системы оплаты (ориентация
на индивидуальные или
- собрать информацию
о системах оплаты в фирмах-
- проанализировать условия,
в которых действует
- рассмотреть возможность
опроса по предлагаемым
- проанализировать
При распределении премиального фонда и установлении дополнительных стимулирующих надбавок особое внимание уделяется системе социальных выплат.
В ОАО «Ак Барс» Банк роль социальных льгот и выплат как части совокупного дохода работников в последние годы заметно возрастает. Льготы и выплаты перестали носить временный, дополнительный характер. Они превратились в жизненную потребность не только самих работников, но и их семей. Спектр льгот, предоставляемых работникам, довольно широк:
- оплаченные праздничные дни;
- оплаченные отпуска;
- оплаченные дни временной нетрудоспособности; - оплаченное время перерыва на отдых;
- оплаченное время на обед;
- медицинское страхование на предприятии;
- дополнительное пенсионное страхование на предприятии;
- страхование от несчастных случаев;
- страхование по длительной нетрудоспособности;
- предоставление бесплатных стоянок для автомобилей;
- страхование туристов от несчастных случаев;
- помощь в повышении образования, профподготовке и переподготовке;
- участие в распределении прибылей;
- предоставление в пользование работников объектов отдыха и развлечений;
- предоставление помощи в переезде на новое место работы.
В действующей системе
материального и социально-
Общий список социальных выплат предприятию следует обсудить с участием работников (анкетирование, собрание коллектива). Возможно закрепление за отдельными структурными подразделениями различных видов социальных выплат.
Дополнительными социально-экономическими выплатами и гарантиями в настоящий момент на ОАО «Ак Барс» Банк являются: оплаченные праздничные дни; оплаченное время на обед; медицинское страхование на предприятии; дополнительное пенсионное страхование на предприятии; страхование от несчастных случаев; предоставление бесплатных стоянок для автомобилей; помощь в повышении образования, профподготовке и переподготовке; покупка работниками акций.
Неудовлетворенные мотивы сотрудников не только не способствуют развитию ОАО «Ак Барс» Банка, но и существенно мешают ее росту. Отсюда проблемы, связанные с высокой текучестью кадров, низкой эффективностью деятельности сотрудников и нелояльностью сотрудников к компании. [1]
РАЗДЕЛ 2. АНКЕТИРОВАНИЕ
И ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ
2.1. Составление основы анкетирования
В ОАО «Ак Барс» Банк применяются организационные методы управления персоналом, которые основаны на дисциплине, ответственности, власти и принуждении. Так, при распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.
По функциональному составу всех работников ОАО «Ак Барс» Банк можно условно распределить на три группы: руководители и специалисты; служащие; вспомогательный персонал.
Рисунок 4 – Функциональный состав персонала
Среднесписочная численность персонала Банка за 2012 год составила 6 068 человек, за 2011 год составила 5495 человек.
Далее представлены данные состава персонала по таким классификационным признакам как возраст, уровень образования, трудовой стаж.
Рисунок 5 – Состав персонала по возрасту
Рисунок 6 – Состав персонала по уровню образования
Рисунок 7 – Состав персонала по трудовому стажу
Как видно из рисунка 5, в ОАО «Ак Барс» Банк по возрастному составу доминируют работники от 20 до 30 лет – 31,9%. Меньшее количество работников – в возрасте старше 60 лет –3,6.
По образованию наибольшее количество работников имеет высшее образование, - это 53,3% всех работников.
Рассматривая состав трудовых ресурсов по трудовому стажу, то можно отметить, что доминируют работники со стажем от 10 до 15 лет, это 36,9%.
Проведем анализ условий труда на предприятии.
Таблица 1 – Анализ условий труда
Факторы |
Lважн |
х |
L*х |
Санитарно-гигиенические |
2 |
7 |
14 |
Психофизиологические |
3 |
8 |
24 |
Эстетические |
5 |
5 |
25 |
Социально-экономические |
1 |
9 |
9 |
Социально-психологические |
4 |
6 |
24 |
Сумма |
96 |
Где Lважн - оценка факторов по пятибалльной шкале от важных к менее важным;
х – какое внимание уделяется факторам на данном предприятии по десятибалльной шкале.
2.2. Анкетирование
и выявление мотивационной
В управлении персоналом мотивация
сотрудников ставится во главу угла,
поскольку она выступает
Для сотрудников компании был предложен список из 15 основных факторов мотивации, из которых они должны были выбрать наиболее значимые для них. Было опрошено 100 человек. Данные о результатах анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 2 – Результаты анализа факторов мотивации.
Фактор мотивации |
Сумма рангов |
Содержание труда |
0,8 |
Размер месячного оклада |
28,3 |
Размер премий по итогам работы предприятия |
11,6 |
Размер индивидуальной надбавки |
13,32 |
Социальные гарантии |
9,12 |
Взаимоотношения с руководителем, коллегами |
5,7 |
Возможность карьерного роста |
4,5 |
Организация режима отпусков |
8,68 |
Система обучения |
6,1 |
Таким образом, по результатам
анкетирования выявлено, что наиболее
значимыми факторами
Оценка удовлетворенности работников дает важную информацию о том, чем довольны или недовольны сотрудники, и по каким направлениям следует совершенствовать систему стимулирования персонала. На получение такой информации направлены методики оценки удовлетворенности.
На основании результатов проведенного анкетного опроса группы были получены следующие оценки факторов мотивации.
Рисунок 8 - Оценка факторов мотивации
Таким образом, из приведенных выше данных можно сделать вывод, что сотрудники ОАО «Ак Барс» в целом довольны экономическим стимулированием банка. Однако существующая в Банке система премирования не ставит размер оплаты труда в зависимость от непосредственной результативности работы персонала.
РАЗДЕЛ 3. Анализ альтернативного варианта решения по совершенствованию системы мотивации в ОАО «Ак Барс»
3.1. Подбор теории мотивации
Процессуальная теория мотивации была представлена Лайманом Портером и Эдвардом Лоулером. В их модели присутствовали пять переменных:
Данная модель показывает,
что достигнутый результат зависит
от усилий, которые приложил сотрудник,
его характерных
особенностей и способностей, плюс осознания
им своей роли. Уровень приложенных сотрудником
усилий должен определяться мерой ценностей
вознаграждения, а еще степенью уверенности
в том, что эта оправданная мера вознаграждения будет вполне соответствовать
уровню приложенных усилий.
Также в теории Портера-Лоулера устанавливается
соотношение между полученным результатом
и соответствующим вознаграждением, то
есть человек свои текущие потребности
удовлетворяет посредством получаемого,
за достигнутые результаты, вознаграждения.
Достижение требуемого уровня результативности
может повлечь за собой, как внутреннее
вознаграждение - например, чувство удовлетворения
от проделанной работы, чувство самоуважения
и компетентности и внешние вознаграждения
- такие, как продвижение
по службе, премии или положительные
отзывы со стороны руководителя.
Можно сделать вывод, что результативный
труд является причиной удовлетворенности
и наоборот.[4]
Модель Лаймана Портера и Эдварда Лоулера демонстрирует необходимость и важность для мотивации объединения нескольких факторов, которые влияют на человеческое поведение. Такими факторами являются:
- внутренние способности,
- трудовые усилия,
- получаемый результат,
- вознаграждение за результат,
- удовлетворение от работы,
- ожидания, восприятия, условия труда,
- взгляды и ценности.
Результаты, которых достигает сотрудник,
в свою очередь, зависят от трех переменных :
- затраченных усилий,
- способностей, ценностей, и взглядов человека,
- факторов среды, в которой он работает.
В свою очередь, уровень затраченных усилий зависит от того, насколько ценно вознаграждение. Вознаграждения могут быть внутренние и внешние. Сотрудник оценивает их справедливость. Если, по его мнению, они справедливы, то естественно приводят к удовлетворению, которое будет влиять на восприятие человеком (работником) будущих ситуаций.
3.2. Описание вариантов решений
Представим проблему в виде иерархии.
Рисунок 9 – Варианты решения проблемы.
3.3. Анализ и выбор решения.
Просмотрим матрицу парных
сравнений критериев
Таблица 3 – Матрица парных сравнений критериев.
Увеличение окладной части заработной платы |
Улучшение результатов предприятия |
Зависимость вознаграждения от индивидуального показателя |
Компоненты вектора приоритетов |
Нормализованный вектор | |
Увеличение окладной части заработной платы |
1 |
3 |
5 |
2,5 |
0,6 |
Улучшение результатов предприятия |
0,33 |
1 |
3 |
1,0 |
0,3 |
Зависимость вознаграждения от индивидуального показателя |
0,2 |
0,33 |
1 |
0,4 |
0,1 |
3,9 |