Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:00, курсовая работа
Цель работы: раскрыть понятие налоговой системы России, рассмотреть основные проблемы и перспективы российской системы налогообложения.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие налоговой системы и ее роль в экономике;
Определить роль государства в реформировании налоговой системы;
Выявить основные проблемы налоговой системы и пути их решения;
Определить основные направления реформирования налоговой системы России;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эволюция налоговой системы РФ …………………………………6
Глава 2. Сущность налоговой системы……………………………………..10
§ 2.1Налоги и их роль в экономике……………………………………10
§2.2 Понятие налоговой системы……………………………………...14
§2.3. Роль государства в реформировании налоговой системы в рыночной экономике……………………………………………………17
Глава 3. Проблемы и перспективы налогообложения РФ………………..19
§3.1 Характеристика налоговой системы России…………………..19
§3.2 Основные проблемы налоговой системы России и пути их
решения……………………………………………………………………24
§3.3 Направления реформирования налоговой системы России ...27
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………………………………………….40
Структура прямых налогов также выступает в качестве экономического показателя налоговой системы. Для высокоразвитых стран характерна высокая доля подоходных налогов, налогов на имущество и страховых выплат, в то время как в России, к примеру, наиболее значимым из всех существующих прямых налогов остается налог на прибыль (37,26%), а налог с физических лиц составляет всего 8,02% налоговых поступлений.
Одной из наиболее важных политико-правовых
характеристик организации
Существуют три варианта соотношения компетенций:
1. вариант «разные налоги» подразумевает полное разделение прав и ответственности в установлении налогов либо неполное разделение, когда центральная власть устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит общегосударственные налоги, а местные налоги вводят по своему усмотрению органы на местах;
2. для соотношения «разные ставки» характерно введение центральной властью закрытого перечня налогов, а в свою очередь органы власти на местах устанавливают конкретные ставки в пределах, установленных центральной властью;
3. соотношение «разные доходы» состоит в том, что суммы уже собранного налога делятся между властными органами различных уровней.
Обычно используются комбинации трех или двух форм.
Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991–1992 годов, в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране – все это непосредственно повлияло на ее становление.
Существующая российская
налоговая система создавалась
на базе опыта зарубежных стран. Благодаря
этому она по общей структуре
и принципам построения в основном
соответствует
Важнейшим элементом налоговой системы стал новый для России налог – налог на добавленную стоимость (НДС), который вместе с акцизами заменил налог с оборота и налог с продаж. Введение НДС, широко применяемого в западноевропейских странах, предполагало начало интегрирования в европейский рынок. Последствием этого стало явное преобладание косвенных налогов над прямыми.
Введение в действие системы
косвенных платежей (НДС и акцизов)
преследовало цель создания реальных
условий для финансового
В последние несколько
лет вырос удельный вес в доходах
федерального бюджета акцизов, что
можно в большей мере оценить
как негативное явление, сдерживающее
как повышение доходов
Если сравнивать структуру прямых налогов в России с аналогичной структурой в зарубежных странах, то резким отличием российской налоговой системы является низкая доля подоходного налога с физических лиц (в странах ОЭСР она составляет около 30% общего объема налоговых поступлений) и высокая доля налога на прибыль предприятий (в странах ОЭСР – примерно 7% общего объема налоговых поступлений). Поэтому одной из целей проводимой налоговой реформы становится поэтапный перенос существующего налогового бремени с предприятий и организаций на граждан. Однако очевидно, что мероприятия, проводимые в этом направлении должны опосредоваться мерами, направленными на улучшение благосостояние граждан и защиту частной собственности.
Существенным недостатком налоговой системы России признаются ее нестабильность и неурегулированность. Законы о введении нового режима налогообложения зачастую принимаются или изменяются в течение финансового года. Отсутствие нормативного регулирования вновь возникающих отношений приводит к тому, что существующая ниша заполняется различными подзаконными актами, разъяснениями и толкованиями налоговых органов и судебной практикой.
Среди форм и методов налогового контроля преобладают камеральные, документальные и встречные проверки. Система компьютеризированного учета и контроля налогоплательщиков и объектов налогообложения на основе обмена данными государственных органов и обязанных лиц только формируется.
Права налогоплательщиков как
при уплате налогов, так и при
применении к ним ответственности,
а также способы защиты их прав
и интересов перед
Особенностью российской налоговой системы необходимо назвать и жесткость, по сравнению с зарубежными налоговыми системами, финансовых и административных санкций за нарушения налогового законодательства. Повсеместно можно назвать низкий уровень культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины.
По мнению специалистов – экономистов и правоведов, наша налоговая система по набору налогов отвечает мировым стандартам. [15, c. 449]
Налоги на имущество, доход и потребление составляют костяк любой податной системы. Других практика просто не знает. В структуре налогов ведущее место занимают налоги с предприятий при незначительной доле личного подоходного налога. Данное обстоятельство сложилось исторически, и дальнейшие сдвиги возможны только вместе с развитием отечественной экономики и ее сегментов.
Действующая в течение последних лет в России налоговая система создавалась практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в условиях, когда дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности физических и юридических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Для того чтобы определить пути реформирования налоговой системы РФ, необходимо, в первую очередь, проанализировать основные проблемы системы налогов и сборов нашей страны на современном этапе её развития. Среди этих проблем можно выделить следующие:
По мере развития рыночных отношений
присущие налоговой системе недостатки
приводят к несоответствию происходящих
в обществе и государстве изменений
(что является тормозом экономического
и социального развития государства
и его территориальных
В интересах достижения поставленной цели необходимо законодательно и практически решить проблемы:
1) законодательно ликвидировать
многочисленные налоговые
2) законодательно и
3) ликвидировать в налоговом
законодательстве все условия,
способствующие легитимным
4) законодательно и
Решение данных проблем позволит:
1) выровнять условия
2) добиться отмены налогов и
сборов, взимаемых без учета
3) привести налоговую базу по
взимаемым налогам в
4) провести комплекс мер
5) снизить общее налоговое бремя
посредством более
6) упростить налоговую систему
за счет сокращения общего
числа видов налогов и сборов,
унификации порядка уплаты
7) обеспечить стабильность, предсказуемость и простоту налоговой системы.
В процессе реализации программы реформирования
налоговой системы в
Итак, исходя из вышесказанного, можно
заключить, что сейчас необходима переориентация
системы налогообложения на приоритет
интересов развития экономики, дополненная
мерами по организационно-методическому
совершенствованию деятельности самих
налоговых органов, что позволит
повысить эффективность налогового
регулирования, создаст необходимые
предпосылки для роста
§3.3 Направления реформирования налоговой системы России
На современном этапе
Цель реформирования налогового законодательства заключается в:
Информация о работе Налоги и налоговая система РФ: эволюция и перспективы