Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 00:29, реферат
Целью данной работы является изучение и рассмотрение налоговой системы Республики Беларусь и основных видов налогов.
Задачи реферата:
- изучить сущность и роль налогов в государственном регулировании экономики;
- рассмотреть и изучить принципы и механизмы налогообложения и налоговой системы в РБ;
Введение 3
1. Сущность налогов и их функции 4
2. Основные принципы налогообложения 5
3. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 6
3.1. Основные принципы и элементы налоговой системы 6
3.2. Налоговое законодательство 8
3.3. Виды налогов и сборов (пошлины), взимаемых в Респуб-лике
Беларусь, их нормативно-правовое регулирование 8
3.4 . Классификация и виды налогов в Республике Беларусь 10
4. Основные виды налогов и их назначение 12
4.1. Подоходный налог 12
4.1.1.Подоходный налог с физических лиц 12
4.1.2. Подоходный налог с юридических лиц
(налог на прибыль и доходы) 14
4.2. Налог на добавленную стоимость. 15
4.3. Отчисление на социальное страхование 17
Заключение 21
Список использованных источников 22
Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный год.
Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный месяц, для некоторых по выбору календарный месяц или календарный квартал.
Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом [8].
4.3. Отчисление на социальное страхование
Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования в случаях, предусмотренных настоящим Законом [7].
Основными принципами государственного социального страхования
являются:
- обязательное участие работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов социального страхования;
- распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;
- гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;
- равенство граждан Республики Беларусь независимо от
социального положения, расовой и национальной
принадлежности, пола, языка, рода
занятий, места жительства в праве
на государственное социальное страхование;
- дифференциация условий назначения пенсий, пособий, других выплат по государственному социальному страхованию и их размеров;
- участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих взносы на государственное социальное страхование, в управлении государственным социальным страхованием. [1].
Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются:
- работодатели - юридические лица, (в ред. Закона Республики Беларусь об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2011 N 334-З);
- работающие граждане - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам (в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 334-З);
- физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы (в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 334-З);
- Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 334-З).
По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются следующими видами выплат:
- пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, профессиональными пенсиями;
- пособиями по беременности и родам;
- пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до трех лет;
- пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;
- пособиями по безработице;
- пособиями на погребение.
Размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:
для работодателей - 28 %;
для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов общего объема произведенной продукции, - 24%;
для потребительских кооперативов; товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров - 5 %;
для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха - 29 %;
для работающих
граждан - 1 %.
Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, смерти застрахованного или члена его семьи для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 %.
От уплаты обязательных страховых взносов в Фонд на пенсионное страхование освобождаются работодатели в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II группы. [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первом разделе я изучила налоги и их функции а также узнала, что в Беларуси преобладающей функцией налогов является фискальная, которая направлена на ликвидацию возможного разрыва между сбережениями государственного бюджета и его инвестициями. Кроме этого я узнала, что налоги являются основой в бюджетных доходов государства.
Во втором разделе я узнала, что такое - налогообложение и его принципы, а также я поняла, что налогообложение должно быть таким, чтобы не угнетать налогоплательщиков, но при этом обеспечивать необходимое пополнение государственного бюджета, чтобы он способствовал развитию экономики.
В третьем разделе я рассмотрела налоговую систему РБ, основу которой составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК РБ) и Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства.
Я узнала, что налоговая система государства это есть совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства, основу которой составляют налоги, которые представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого уровня, а также узнала, что от того насколько правильно построена налоговая система, зависит эффективное функционирование всей экономики государства. Кроме этого, я узнала, что налоговая система Республики Беларусь включает в себя большое число налогов, сборов и пошлин как на республиканском так и на и местном уровнях.
В четвёртом разделе я узнала, что основными налогами Республики Беларусь являются: подоходный налог, налог на добавленную стоимость и отчисление на социальное страхование. Я раскрыла их основную правовую базу и назначение в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, следует отметить, что налоговая система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налоговой системы позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Беларуси достойно развиваться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Закон Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в
Фонд социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.pravo.by/main.aspx?guid=
2. Налог как экономическая категория // Заяц Н.Е., Сидорова А.// Финансы, учет, аудит.// 2004; 1 ;
3. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика// Василевская Т.И., Стасенко В.А.// Белпринт //Минск; 1999- 544 с.;
4. Налоги и налогообложение
//Кушнир И.В. [Электронный ресурс] Режим
доступа: www.be5.biz/ekonomika/n004/
5. Налоги: Учеб. //Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василевская и др., Под общ.ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской//Минск// БГЭУ// 2000-368 с.;
6. Налоговое законодательство Республики Беларусь
[Электронный ресурс] Режим доступа:
www.pravo.by/main.aspx?guid=
Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) 19 декабря 2002 г. № 166-З [Электронный ресурс] Режим доступа: http://etalonline.by;
Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) 29 декабря 2009 г. № 71-З [Электронный ресурс] Режим доступа: http://etalonline.by;
Основы экономической теории// Бичик С.В// Вышейшая школа// Минск; 2004- 236 с.;
Экономическая теория (6-е издание)//Зубко Н. М., Каллаур А. Н.//Тетра-Системс//Минск; 2012 - 141с.;
Экономическая теория: Пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров//Под редакцией Базылев Н.И., Гурко С.П. // Интерпрессервис; Экоперспектива //Минск; 2001. - 637 с.
Приложение №1
Ставки подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах
Ставки подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах за месяц, тыс. рублей | ||||
Наименование населенных пунктов и иных территорий |
жилые помещения (за каждую сдаваемую комнату) |
нежилые помещения, машино-места | ||
металлический или деревянный гараж |
железобетонный или кирпичный гараж |
садовые домики, дачи, другие нежилые помещения, машино-места (за 1 кв. метр площади) | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Брестская область |
||||
Город Брест |
37-183 |
18-65 |
18-83 |
10-65 |
Города Барановичи, Пинск |
37-138 |
10-55 |
18-730 |
10-46 |
Иные населенные пункты и территории |
37-92 |
10-46 |
18-55 |
10-18 |
Витебская область |
||||
Город Витебск |
55-183 |
18-65 |
28-73 |
10-46 |
Города областного подчинения |
46-139 |
10-46 |
18-65 |
10-46 |
Города районного подчинения и поселки городского типа |
37-92 |
10-37 |
18-37 |
10-28 |
Иные населенные пункты и территории |
37-73 |
10-28 |
18-37 |
10-18 |
Гомельская область |
||||
Город Гомель |
37-183 |
18-67 |
37-73 |
10-46 |
Города Жлобин, Мозырь, Речица, Светлогорск |
37-138 |
10-46 |
18-67 |
10-46 |
Города Калинковичи, Рогачев |
37-92 |
10-28 |
18-37 |
10-28 |
Иные населенные пункты и территории |
37-73 |
10-18 |
18-37 |
10-18 |
Гродненская область |
||||
Город Гродно |
46-183 |
18-67 |
28-73 |
10-46 |
Города Волковыск, Лида, Новогрудок, Слоним, Сморгонь |
37-137 |
10-46 |
18-46 |
10-46 |
Другие районные центры, города районного подчинения и городские поселки |
37-92 |
10-37 |
18-37 |
10-28 |
Продолжение
приложения №1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Иные населенные пункты и территории |
37-73 |
10-28 |
18-37 |
10-18 |
Минская область |
||||
Города областного подчинения |
37-138 |
10-46 |
18-65 |
10-46 |
Города районного подчинения |
37-92 |
10-37 |
18-37 |
10-28 |
Населенные пункты, расположенные на территории Нарочского и Мядельского сельсоветов, с мая по сентябрь |
183-732 |
10-46 |
18-46 |
10-46 |
Иные населенные пункты и территории |
37-92 |
10-37 |
18-37 |
10-37 |
Могилевская область |
||||
Города Бобруйск, Могилев |
46-183 |
18-65 |
28-73 |
10-65 |
Города Горки, Кричев, Осиповичи |
37-138 |
10-46 |
18-65 |
10-46 |
Города районного подчинения и поселки городского типа |
37-92 |
10-37 |
18-37 |
10-37 |
Иные населенные пункты и территории |
37-73 |
10-28 |
18-37 |
10-28 |
Город Минск |
92-366 |
18-73 |
46-92 |
10-73 |
Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь: основные виды налогов и их назначение