Национальная безопасность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:53, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в России в условиях происходящих коренных изменений в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности проблема обеспечения национальной безопасности приобретает значение одной из первостепенных. Задача создания системы обеспечения безопасности личности, общества и государства на основе комплексного исследования, критического анализа опыта передовых российских и зарубежных ученых является особенно актуальной в современный период формирования новой концепции национальной безопасности.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Эволюция развития международных организаций на современном этапе………………………………………………………………………………..…5
Глава 2. Классификация международных организаций………………………………………………………………………….9
2.1 Межправительственная (межгосударственная) организация……………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат нац.безопасность.docx

— 49.90 Кб (Скачать файл)

Существуют понятия безопасности личности, безопасности государства, безопасности общества (каждого внутригосударственного сообщества людей), международной (глобальной и региональной) безопасности. Каждый вид безопасности самоценен и  находится в связи и зависимости  друг с другом. Однако научное исследование должно идти вглубь и изучать в  системе, но как самостоятельный  объект, каждый вид безопасности и  в определенном аспекте, в данном случае с позиций международного права, в известной степени норм национального права и политических реалий.

В зависимости от того, кто  выступает субъектом и объектом – отдельный человек, общество, государство  или сообщество государств – устанавливается  тот или иной вид безопасности. Соответственно предметом усилий по ее обеспечению становятся личная, общественная, национальная (государственная) или международная (глобальная и  региональная) безопасность. Представляется, что все эти виды находятся  в тесной взаимосвязи, ведь если  массово не обеспечена безопасность личности, едва ли можно говорить о безопасности общества, государства, а в конечном итоге и всего мирового сообщества.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации  человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека - обязанность  государства. Одним из важнейших  условий существования и развития человека является обеспечение его безопасности, то есть создание совокупности таких социально-экономических, политических, правовых и иных условий жизнедеятельности, в которых он чувствовал бы себя полностью социально защищенным. Когда речь идет о безопасности личности, имеется в виду защищенность ее жизни и здоровья, прав и свобод, имущества, чести, достоинства. Безопасность личности в современной научной литературе принято понимать как: защищенность условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод личности и возможности для ее саморазвития[1]; состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей[2]; социальную защищенность человека, обеспечивающую сохранность самого человека и его отдельных жизненно важных функций в соответствии с наибольшими возможностями общества[3].

Анализируя различные  определения безопасности личности, можно сделать вывод, что она  не рассматривается исключительно  в узком смысле как правовая категория, связанная лишь с устранением  физического воздействия на личность, что перекликается и со взглядами  на понятие и сущность безопасности в целом. Представляется, что она  должна рассматриваться более широко, с учетом всесторонней защищенности, а обеспечиваться, прежде всего, деятельностью  государства.

Еще одним объектом безопасности выступает общество. Исходя из общего понятия безопасности, можно сказать, что отсутствие острых или частых социальных конфликтов (и как следствие  – социальной напряженности), а равно  и способность общества как социальной системы противостоять данным конфликтам являются основными составляющими общественной безопасности.  Иначе говоря, безопасность общества – это способность населения защищать и отстаивать свои права, свободы и другие ценности при наличии общественной системы безопасности, влияющей на деятельность внутренних политических и общественных институтов.

Как правовое явление общественная безопасность стала объектом серьезных  научных исследований сравнительно недавно. «До недавних пор большинство  авторов связывали понятие «общественная  безопасность» с нарушением либо правил взаимодействия людей с техническими системами, либо правил обращения с  общеопасными предметами. При таком подходе на первый план выдвигается «технический» характер общественной безопасности, но собственно содержательная сторона ее зачастую остается вне поля зрения и исследователей, и правоприменителей»[4]. Однако в специальной литературе высказывались и другие точки зрения. Например, по мнению В.П.Тихого, «общественная безопасность как объект преступлений представляет собой определенную систему социалистических общественных отношений, обеспечивающих предотвращение и устранение общей опасности насильственного причинения вреда правоохраняемым интересам в целом, гарантирующих тем самым их устойчивость и надежность»[5].

    Общественная  безопасность носит сложный и  многоаспектный характер. Она представляет  собой определенную совокупность  общественных отношений, представляющих  собой  нормальные, безопасные  условия общественной жизни. В  данном смысле безопасность общества  является не только одной из  его потребностей, но и общим  благом, общей ценностью, в сохранении  и развитии которой должны  быть заинтересованы как граждане, так и государство. Обеспечение  общественной безопасности –  гарантия создания в обществе  таких социальных условий, при  которых реализуются положения  ст. 2 Конституции РФ о том, что  человек, его физические и духовные  блага являются высшей ценностью.

Основная нагрузка по формированию системы обеспечения общественной безопасности лежит на государстве  и включает в себя:

а) наличие разработанной  доктрины безопасности, которая выступает  как определенная идеология, способная  объединить общество, и одновременно как программа действий;

б) правовую основу, т.е. систему  законов и иных правовых норм, позволяющих  защищать интересы общества и составляющих его элементов (людей, социальных групп, политических и общественных объединений, общественного сознания и т.д.);

в) систему государственных  органов, обеспечивающих безопасность общества;

г) общественную систему  безопасности - совокупность неправительственных, общественных, самодеятельных институтов и организаций, которая базируется на активности населения и способности  общества противостоять угрозам  и опасностям для него;

д) корректную, основанную на демократических принципах, систему  средств и методов обеспечения  безопасности.[6]

Общественная безопасность осуществляет несколько функций. Поэтому  «наряду с обеспечением состояния  защищенности (отсутствие опасности) основных благ общества от угроз и источников опасности она характеризуется  и другими функциями, отражающими  ее активный характер. В этом смысле справедливо отмечаются в литературе такие важнейшие свойства и функции  безопасности, как снижать, ослаблять, устранять и предупреждать опасности  и угрозы. Активная роль общественной безопасности находит свое выражение  в функции предотвращения, устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям, окружающей среде и деятельности различных институтов, общества и  государства от общественно опасных  форм поведения человека, а также  в поддержании такого уровня защищенности указанных благ, который является достаточным для выполнения людьми и обществом своих социальных функций»[7].

Таким образом, безопасность общества представляет собой определенную совокупность общественных отношений, не только  безопасные условия жизни  общества, но и поддерживающих такой  уровень защищенности общества, который  является достаточным для его  нормального функционирования.

Следующий вид обеспечения  безопасности – национальная (государственная) безопасность. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10.01.2000 года, под национальной безопасностью  Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника  власти в Российской Федерации.

Некоторые ученые стремятся  рассматривать национальную безопасность как совокупность безопасности личности, общества и государства на том  основании, что в российском законе они отнесены к объектам безопасности. «Основными объектами национальной безопасности законом установлены: личность – ее права и свободы; общество – материальные и духовные ценности; государство – его конституционный  строй, суверенитет и территориальная  целостность»[8]. Данное положение представляется не совсем верным, поскольку личность, общество и государство определяются законодательно объектами безопасности[9], но не национальной безопасности.  При  этом представляется, что личность является объектом безопасности личности, общество – объектом общественной безопасности, а объектом национальной (государственной) безопасности является государство в единстве всех его  признаков.

Тем не менее, нельзя не согласиться  со следующим положением авторов, что  «основным субъектом обеспечения  национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области  через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. В качестве принципов  обеспечения национальной безопасности выступают: законность, соблюдение баланса  жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства за обеспечение безопасности; интеграция с международными системами безопасности»[10]. Действительно, Концепция национальной безопасности России говорит: «Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах… Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти». Важно отметить, что включение интересов личности, общества и государства в круг национальных интересов России не подразумевает обозначение личности и общества объектами национальной (государственной) безопасности, а лишь подчеркивает ценность и необходимость реализации конституционных прав и свобод личности, обеспечения личной и общественной безопасности, повышения качества и уровня жизни, физического, духовного и интеллектуального развития человека, упрочения демократии, создания правового и социального государства и т.д.

Некоторые исследователи, такие  как, например, Н.Н. Рыбалкин, разделяют  понятия национальная безопасность и государственная безопасность, апеллируя при этом к разности объектов данных видов безопасности – нация и государство. Обратимся  к Закону США о национальной безопасности, подписанному 26 июля 1947 года. В соответствии с данным актом под национальной безопасностью понимается условие  функционирования государства, являющееся результатом оборонных (защитных) мероприятий, которые повышают неуязвимость государства  от угроз извне или изнутри  в открытой и подрывной форме[11]. При этом понятие «нация» отождествляется  с понятием «государство». Население  Российской Федерации, однако, рассматривается  в Конституции РФ не как одна нация, а как «многонациональный народ», но тогда возникает вопрос: о безопасности какой нации идет речь в Концепции  национальной безопасности России? Очевидно, что при таких условиях национальная безопасность должна пониматься как  безопасность объединяющего весь многонациональный народ Российской Федерации как источник суверенитета и власти понятия государство. На наш взгляд, целесообразно безопасность российского государства как субъекта безопасности выделить в самостоятельный тип, определив ее в силу многонационального характера страны как национально-государственную безопасность.

 Еще одним подтверждением  тому может служить содержащееся  в Кратком словаре специальных  терминов для руководящего состава  Вооруженных сил Российской Федерации  понятие национальной безопасности  государства как состояния, при  котором обеспечивается защита  жизненно важных интересов государства  и гражданского общества в  экономической, политической, военной,  экологической, гуманитарной и  других областях. Данная дефиниция  представляется более полно отражающей  суть национальной (государственной)  безопасности, однако и оно сводит  состояние безопасности лишь  к защите от угроз, оставляя  в стороне создание условий  для реализации национальных  интересов государства и, как  глобальная цель, построение такой  системы, в которой наблюдалось  бы отсутствие угроз.

Международная безопасность зачастую рассматривается как состояние  политических, экономических и других отношений между государствами, устраняющее угрозу агрессии одного государства или группы государств, против другого государства или  группы государств и обеспечивающее их мирное сосуществование. Существует широкий комплекс международно-правовых средств обеспечения международной  безопасности, включающий в себя системы  коллективной безопасности (универсальную  и региональные), меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению, неприсоединение и нейтралитет, меры доверия. Однако, зачастую поддержание  международной безопасности связывается  с «поощрением или воспрепятствованием  организованному насилию в международных  отношениях и осуществлению военной  активности»[12]. Таким образом, говоря о международной безопасности, мы поднимаем проблемы войны и мира. Но не стоит забывать и об иных глобальных угрозах человечеству, мировому сообществу, таких как термоядерная угроза (не только военная, но и мирная), угроза загрязнения окружающей среды, голод, эпидемии, сепаратизм, нестабильность целых регионов Земли, появление и разрастание международных преступлений уголовного характера, равно покушающихся на личную, общественную, национальную (государственную) и международную безопасность. Таким образом, понятие международной безопасности должно включать в себя такое состояние политических, экономических и других отношений между государствами, которое не только обеспечивает мирное сосуществование государств, но и препятствует распространению глобальных угроз, а также включает в себя всеобщие усилия по их устранению.

Наряду с понятиями  безопасности и видов безопасности можно выделить и состояние безопасности, в частности международной безопасности, под которым можно понимать текущую  характеристику отсутствия угроз международному миру и безопасности, наличия справедливой и гибкой международной системы  реагирования на эти угрозы.

Информация о работе Национальная безопасность государства