Существуют понятия безопасности
личности, безопасности государства, безопасности
общества (каждого внутригосударственного
сообщества людей), международной (глобальной
и региональной) безопасности. Каждый
вид безопасности самоценен и
находится в связи и зависимости
друг с другом. Однако научное исследование
должно идти вглубь и изучать в
системе, но как самостоятельный
объект, каждый вид безопасности и
в определенном аспекте, в данном
случае с позиций международного
права, в известной степени норм
национального права и политических
реалий.
В зависимости от того, кто
выступает субъектом и объектом
– отдельный человек, общество, государство
или сообщество государств – устанавливается
тот или иной вид безопасности.
Соответственно предметом усилий по
ее обеспечению становятся личная,
общественная, национальная (государственная)
или международная (глобальная и
региональная) безопасность. Представляется,
что все эти виды находятся
в тесной взаимосвязи, ведь если
массово не обеспечена безопасность личности,
едва ли можно говорить о безопасности
общества, государства, а в конечном итоге
и всего мирового сообщества.
В соответствии со статьей 2
Конституции Российской Федерации
человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод
гражданина и человека - обязанность
государства. Одним из важнейших
условий существования и развития
человека является обеспечение
его безопасности, то есть создание совокупности
таких социально-экономических, политических,
правовых и иных условий жизнедеятельности,
в которых он чувствовал бы себя полностью
социально защищенным. Когда речь идет
о безопасности личности, имеется в виду
защищенность ее жизни и здоровья, прав
и свобод, имущества, чести, достоинства.
Безопасность личности в современной
научной литературе принято понимать
как: защищенность условий, обеспечивающих
реализацию прав и свобод личности и возможности
для ее саморазвития[1]; состояние защищенности
человека от факторов опасности на уровне
его личных интересов и потребностей[2];
социальную защищенность человека, обеспечивающую
сохранность самого человека и его отдельных
жизненно важных функций в соответствии
с наибольшими возможностями общества[3].
Анализируя различные
определения безопасности личности,
можно сделать вывод, что она
не рассматривается исключительно
в узком смысле как правовая категория,
связанная лишь с устранением
физического воздействия на личность,
что перекликается и со взглядами
на понятие и сущность безопасности
в целом. Представляется, что она
должна рассматриваться более широко,
с учетом всесторонней защищенности,
а обеспечиваться, прежде всего, деятельностью
государства.
Еще одним объектом безопасности
выступает общество. Исходя из общего
понятия безопасности, можно сказать,
что отсутствие острых или частых
социальных конфликтов (и как следствие
– социальной напряженности), а равно
и способность общества как социальной
системы противостоять данным конфликтам
являются основными составляющими общественной
безопасности. Иначе говоря, безопасность
общества – это способность населения
защищать и отстаивать свои права, свободы
и другие ценности при наличии общественной
системы безопасности, влияющей на деятельность
внутренних политических и общественных
институтов.
Как правовое явление общественная
безопасность стала объектом серьезных
научных исследований сравнительно
недавно. «До недавних пор большинство
авторов связывали понятие «общественная
безопасность» с нарушением либо
правил взаимодействия людей с техническими
системами, либо правил обращения с
общеопасными предметами. При таком подходе
на первый план выдвигается «технический»
характер общественной безопасности,
но собственно содержательная сторона
ее зачастую остается вне поля зрения
и исследователей, и правоприменителей»[4].
Однако в специальной литературе высказывались
и другие точки зрения. Например, по мнению
В.П.Тихого, «общественная безопасность
как объект преступлений представляет
собой определенную систему социалистических
общественных отношений, обеспечивающих
предотвращение и устранение общей опасности
насильственного причинения вреда правоохраняемым
интересам в целом, гарантирующих тем
самым их устойчивость и надежность»[5].
Общественная
безопасность носит сложный и
многоаспектный характер. Она представляет
собой определенную совокупность
общественных отношений, представляющих
собой нормальные, безопасные
условия общественной жизни. В
данном смысле безопасность общества
является не только одной из
его потребностей, но и общим
благом, общей ценностью, в сохранении
и развитии которой должны
быть заинтересованы как граждане,
так и государство. Обеспечение
общественной безопасности –
гарантия создания в обществе
таких социальных условий, при
которых реализуются положения
ст. 2 Конституции РФ о том, что
человек, его физические и духовные
блага являются высшей ценностью.
Основная нагрузка по формированию
системы обеспечения общественной
безопасности лежит на государстве
и включает в себя:
а) наличие разработанной
доктрины безопасности, которая выступает
как определенная идеология, способная
объединить общество, и одновременно
как программа действий;
б) правовую основу, т.е. систему
законов и иных правовых норм, позволяющих
защищать интересы общества и составляющих
его элементов (людей, социальных групп,
политических и общественных объединений,
общественного сознания и т.д.);
в) систему государственных
органов, обеспечивающих безопасность
общества;
г) общественную систему
безопасности - совокупность неправительственных,
общественных, самодеятельных институтов
и организаций, которая базируется
на активности населения и способности
общества противостоять угрозам
и опасностям для него;
д) корректную, основанную на
демократических принципах, систему
средств и методов обеспечения
безопасности.[6]
Общественная безопасность
осуществляет несколько функций. Поэтому
«наряду с обеспечением состояния
защищенности (отсутствие опасности) основных
благ общества от угроз и источников
опасности она характеризуется
и другими функциями, отражающими
ее активный характер. В этом смысле
справедливо отмечаются в литературе
такие важнейшие свойства и функции
безопасности, как снижать, ослаблять,
устранять и предупреждать опасности
и угрозы. Активная роль общественной
безопасности находит свое выражение
в функции предотвращения, устранения
угрозы жизни и здоровью людей, материальным
ценностям, окружающей среде и деятельности
различных институтов, общества и
государства от общественно опасных
форм поведения человека, а также
в поддержании такого уровня защищенности
указанных благ, который является
достаточным для выполнения людьми
и обществом своих социальных
функций»[7].
Таким образом, безопасность
общества представляет собой определенную
совокупность общественных отношений,
не только безопасные условия жизни
общества, но и поддерживающих такой
уровень защищенности общества, который
является достаточным для его
нормального функционирования.
Следующий вид обеспечения
безопасности – национальная (государственная)
безопасность. В соответствии с Концепцией
национальной безопасности Российской
Федерации, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации № 24 от 10.01.2000
года, под национальной безопасностью
Российской Федерации понимается безопасность
ее многонационального народа как носителя
суверенитета и единственного источника
власти в Российской Федерации.
Некоторые ученые стремятся
рассматривать национальную безопасность
как совокупность безопасности личности,
общества и государства на том
основании, что в российском законе
они отнесены к объектам безопасности.
«Основными объектами национальной
безопасности законом установлены:
личность – ее права и свободы;
общество – материальные и духовные
ценности; государство – его конституционный
строй, суверенитет и территориальная
целостность»[8]. Данное положение представляется
не совсем верным, поскольку личность,
общество и государство определяются
законодательно объектами безопасности[9],
но не национальной безопасности. При
этом представляется, что личность
является объектом безопасности личности,
общество – объектом общественной
безопасности, а объектом национальной
(государственной) безопасности является
государство в единстве всех его
признаков.
Тем не менее, нельзя не согласиться
со следующим положением авторов, что
«основным субъектом обеспечения
национальной безопасности является государство,
осуществляющее функции в этой области
через органы законодательной, исполнительной
и судебной власти. В качестве принципов
обеспечения национальной безопасности
выступают: законность, соблюдение баланса
жизненно важных интересов личности,
общества и государства; взаимная ответственность
личности, общества и государства за обеспечение
безопасности; интеграция с международными
системами безопасности»[10]. Действительно,
Концепция национальной безопасности
России говорит: «Национальные интересы
России – это совокупность сбалансированных
интересов личности, общества и государства
в экономической, внутриполитической,
социальной, международной, информационной,
военной, пограничной, экологической и
других сферах… Национальные интересы
обеспечиваются институтами государственной
власти». Важно отметить, что включение
интересов личности, общества и государства
в круг национальных интересов России
не подразумевает обозначение личности
и общества объектами национальной (государственной)
безопасности, а лишь подчеркивает ценность
и необходимость реализации конституционных
прав и свобод личности, обеспечения личной
и общественной безопасности, повышения
качества и уровня жизни, физического,
духовного и интеллектуального развития
человека, упрочения демократии, создания
правового и социального государства
и т.д.
Некоторые исследователи, такие
как, например, Н.Н. Рыбалкин, разделяют
понятия национальная безопасность
и государственная безопасность,
апеллируя при этом к разности
объектов данных видов безопасности
– нация и государство. Обратимся
к Закону США о национальной безопасности,
подписанному 26 июля 1947 года. В соответствии
с данным актом под национальной
безопасностью понимается условие
функционирования государства, являющееся
результатом оборонных (защитных) мероприятий,
которые повышают неуязвимость государства
от угроз извне или изнутри
в открытой и подрывной форме[11].
При этом понятие «нация» отождествляется
с понятием «государство». Население
Российской Федерации, однако, рассматривается
в Конституции РФ не как одна нация,
а как «многонациональный народ»,
но тогда возникает вопрос: о безопасности
какой нации идет речь в Концепции
национальной безопасности России? Очевидно,
что при таких условиях национальная
безопасность должна пониматься как
безопасность объединяющего весь многонациональный
народ Российской Федерации как источник
суверенитета и власти понятия государство.
На наш взгляд, целесообразно безопасность
российского государства как субъекта
безопасности выделить в самостоятельный
тип, определив ее в силу многонационального
характера страны как национально-государственную
безопасность.
Еще одним подтверждением
тому может служить содержащееся
в Кратком словаре специальных
терминов для руководящего состава
Вооруженных сил Российской Федерации
понятие национальной безопасности
государства как состояния, при
котором обеспечивается защита
жизненно важных интересов государства
и гражданского общества в
экономической, политической, военной,
экологической, гуманитарной и
других областях. Данная дефиниция
представляется более полно отражающей
суть национальной (государственной)
безопасности, однако и оно сводит
состояние безопасности лишь
к защите от угроз, оставляя
в стороне создание условий
для реализации национальных
интересов государства и, как
глобальная цель, построение такой
системы, в которой наблюдалось
бы отсутствие угроз.
Международная безопасность
зачастую рассматривается как состояние
политических, экономических и других
отношений между государствами,
устраняющее угрозу агрессии одного
государства или группы государств,
против другого государства или
группы государств и обеспечивающее
их мирное сосуществование. Существует
широкий комплекс международно-правовых
средств обеспечения международной
безопасности, включающий в себя системы
коллективной безопасности (универсальную
и региональные), меры по предотвращению
гонки вооружений и разоружению,
неприсоединение и нейтралитет,
меры доверия. Однако, зачастую поддержание
международной безопасности связывается
с «поощрением или воспрепятствованием
организованному насилию в международных
отношениях и осуществлению военной
активности»[12]. Таким образом, говоря
о международной безопасности, мы
поднимаем проблемы войны и мира.
Но не стоит забывать и об иных глобальных
угрозах человечеству, мировому сообществу,
таких как термоядерная угроза (не только
военная, но и мирная), угроза загрязнения
окружающей среды, голод, эпидемии, сепаратизм,
нестабильность целых регионов Земли,
появление и разрастание международных
преступлений уголовного характера, равно
покушающихся на личную, общественную,
национальную (государственную) и международную
безопасность. Таким образом, понятие
международной безопасности должно включать
в себя такое состояние политических,
экономических и других отношений между
государствами, которое не только обеспечивает
мирное сосуществование государств, но
и препятствует распространению глобальных
угроз, а также включает в себя всеобщие
усилия по их устранению.
Наряду с понятиями
безопасности и видов безопасности
можно выделить и состояние безопасности,
в частности международной безопасности,
под которым можно понимать текущую
характеристику отсутствия угроз международному
миру и безопасности, наличия справедливой
и гибкой международной системы
реагирования на эти угрозы.