Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучение нематериальных активов предприятия и выявление путей повышения эффективности их использования.
Определены следующие задачи работы:
– дать понятие нематериальных активов;
– изучить состав нематериальных активов;
– рассмотреть методы оценки их стоимости;
– рассмотреть амортизацию нематериальных активов;
– изучить показатели эффективности использования нематериальных активов предприятия и выявить пути её повышения.

Содержание

Введение 3
1.1 Понятие нематериальных активов 4
1.2 Состав и классификация нематериальных активов 6
1.3 Оценка нематериальных активов 14
1.4 Амортизация нематериальных активов 20
1.5 Оценка эффективности использования нематериальных активов 23
2.1 Задача №1 25
2.2 Задача №2 39
Заключение 51
Список литературы 52

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovik_Nematerialnye_aktivy.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

3. Остающийся физический срок службы.

4. Остающийся технологический срок службы.

5. Остающийся функциональный срок службы.

6. Остающийся экономический срок службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Амортизация нематериальных активов

Нематериальные активы учитываются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости. Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования. Амортизационные отчисления производятся одним из следующих способов:

·  линейным способом исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока их полезного использования;

·  способом уменьшаемого остатка;

·  способом списания стоимости пропорционально объему продукции  (работ, услуг).

Применение одного из способов по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего их срока полезного использования.

В течение срока полезного использования  нематериальных активов начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев консервации организации.

Годовая сумма начисления амортизационных  отчислений при линейном способе  определяется на основе первоначальной стоимости нематериальных активов  и нормы амортизации, исчисленной  исходя из срока полезного использования  этого объекта. При способе уменьшаемого остатка сумма амортизационных отчислений за год рассчитывается на основе остаточной стоимости нематериальных активов на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по нематериальных активам начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

 

При способе списания стоимости  пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится в зависимости от натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования данного объекта.

Срок полезного использования  нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта  к бухгалтерскому учету. Сроком полезного  использования считается период, в течение которого использование  объекта приносит прибыль, выгоду предприятию.

Сроком полезного использования  для патентов, лицензий, прав использования  и так далее является срок, оговоренный  договором.

По нематериальным активам, для  которых трудно или невозможно определить срок полезного использования, нормы  амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на условный период (но не более срока деятельности организации).

В России такой период составляет 20 лет беспрерывной эксплуатации. В  Китае срок полезного использования  в аналогичных  случаях  составляет 10 лет. В США в подобных ситуациях принято ориентироваться на так называемый разумный период, не превышающий 40 лет.

По нематериальным активам, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, приобретенным  с использованием бюджетных ассигнований, и нематериальным активам бюджетных организаций амортизация не начисляется.

Имеется возможность не начислять  амортизационные отчисления по некоторым  видам нематериальных активов, перечень которых предприятие устанавливает  самостоятельно. Обычно к ним относятся активы, стоимость которых не уменьшается с годами (например, товарные знаки).

Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого  числа месяца, следующего за месяцем  принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо выбытия этого объекта с бухгалтерского учета. Амортизационные отчисления по нематериальным активам прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Оценка эффективности использования нематериальных активов

В порядке постановки можно выделить следующие задачи экономического анализа эффективности использования нематериальных объектов (активов) предприятия:

- анализ объема и динамики  нематериальных активов; 

- анализ структуры и состояния  нематериальных активов по видам, 

срокам полезного использования  и правовой защищенности;

- анализ доходности нематериальных  активов; 

- анализ ликвидности нематериальных активов и степени риска вложений капитала в нематериальные активы.

Для целей учета, анализа и оценки нематериальных объектов разрабатывается  система экономических показателей, характеризующих статику (состояние) и динамику (движение) изучаемого объекта. Особое значение для управления имеют показатели эффективности использования нематериальных объектов, отражающие степень их влияния на финансовое состояние и финансовые результаты деятельности предприятия.

Нематериальные активы неоднородны по своему составу, по характеру

использования или эксплуатации в  процессе производства, по степени  влияния на финансовое состояние  и результаты хозяйственной деятельности.

Поэтому необходим дифференцированный подход к их оценке. Для этого проводится классификация и группировка нематериальных активов по различным признакам. Таким образом, появляется возможность оценки структуры нематериальных активов в заданном разрезе классификационных признаков.

Наиболее важен анализ и оценка структуры нематериальных активов по источникам поступления (приобретения), по видам, по срокам полезного использования, по степени правовой защищенности, по степени престижности, по степени ликвидности и риска вложений капитала в нематериальные объекты, по степени использования в производстве и реализации продукции, по направлениям выбытия и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Задача №1

На основании исходных данных, приведённых  ниже, необходимо оценить экономическую  эффективность создания предприятия, работающего по договору франчайзинга и упрощённой системе налогообложения. Расчёт провести статистическим методом, округляя все промежуточные результаты до тысяч рублей.

Решение данной задачи предусматривает  выполнение следующих этапов работ:

1.Определение величины инвестиций на создание предприятия.

А)Определение  потребности в  основных фондах.

Б)Определение потребности в  запасах и величины оборотного капитала.

2. Определение  величины уставного  капитала.

3.Формирование планового баланса  предприятия на момент начала  его работы, определение источников финансирования инвестиций.

4.Планирование финансовых результатов  деятельности предприятия на  первый и последующие 4 года.

5. Расчёт  показателей экономической  эффективности создания предприятия.

 

Исходные данные:

В=2, Г=10

Для ведения бизнеса по договору франчайзинга создаётся ООО «Интеллект». Расчёт эффективности проведём из расчёта 5 лет работы фирмы. Условно считается, что создание фирмы и формирование имущества проводится в конце  года, а текущая деятельность начинается с начала следующего года.

Уставной капитал общества формируется  двумя учредителями. Первый  предоставляет  необходимые основные фонды, и его  доля составляет 50+В% (52%). Второй учредитель вносит свою долю денежными средствами. Недостающая для начала деятельности сумма берётся в банке в кредит на 2 года под 15+В% (17%) годовых.

Франчайзинговый договор предусматривает:

1) разовую  выплату франшизы (нематериальный  актив);

2) ежемесячные  платежи (роялти) в составе текущих  расходов;

3) обязательное  наличие аттестованных специалистов (затраты на аттестацию и обучение специалистов у фирмы-франчайзера учесть в составе инвестиций и оборотный капитал).

До начала деятельности проводим следующие расходы (инвестиции в создание предприятия  из которых  образуется имущество  предприятия):

  1. зарегистрировать фирму. Для регистрации данного предприятия мы пользуемся услугами юридической фирмы, которая проводит все необходимые действия  по формированию пакета учредительных документов и регистрации предприятия. Стоимость её услуг составляет (8+В). (10 тыс.руб.)
  2. заключить франчайзинговый договор и выплатим франшизу в сумме (10+Г). (20 тыс.руб.)
  3. провести обучение и сертификацию персонала у франчайзера (Г+5 специалистов по 10*В тыс.руб. на каждого). ((10+5)=15

          специалистов по (10*2)=20 тыс. рублей на каждого)

  1. внести предоплату аренды помещения в сумме 500+В*10  тыс.руб. ((500+2*10)=520 тыс.руб.)
  2. выполнить ремонт помещений 50+Г*10 тыс.руб. ((50+10*10)=150 тыс.руб.)
  3. закупить необходимое имущество.

 

 

 

 

 

 

Необходимое имущество со сроком службы более 1 года:

вид ОФ

кол-во, шт.

цена за 1 шт., тыс. руб.

сервер

2

(10*2)=20

мини АТС с телефонными аппаратами

1

20+10=30

персональные ЭВМ

10+2+20+10=42

25

факс

5

4

принтер

4

5

сканер

1

5

рабочее место

10+2=12

5

учебное место

20+10=30

2

машина

1

75

оборудование для кухни**

1

10




 

7. Создать запасы товаров, комплектующих,  инструмента и запасных   частей. Закупка товаров для продажи  осуществляется у франчайзера  в кредит со сроком оплаты  в течение месяца. Первую закупку всех запасов осуществляем в сумме равной плановому нормативу. При расчёте нормативов месяц считать 30 дней, год – 360 дней. Страховой запас всех видов 2 (В) дня.

 

Вид запаса

Планируемый годовой расход

Интервал между закупками

товары

(720*2)=1440 тыс. руб.

1 раз в 2 месяца

комплектующие

(720*(Г+5))=10800 тыс. руб.

1 раз в месяц

запчасти и инструмент

360*(Г+В))= 4320 тыс. руб.

2 раза в год


 

8.  Проведём рекламную компанию, в том числе

-реклама в газетах 10*В (20) тыс.руб.

-печать и распространение рекламных буклетов 15+Г (25) тыс.руб.

-оформление и установка рекламных  щитов В (2) штуки по 5 тыс.руб.

9. Предусмотреть наличие денежных  средств на непредвиденные расходы  в сумме 2*В (4)  тыс.руб.

Предприятие работает по упрощённой системе налогообложения и платит единый налог  -  15% от превышения доходов над расходами.

Результаты хозяйственной деятельности предприятия:

 

1 год работы

2-5 год работы

Доходы

(Г+2)=12 млн. руб.

на  ((В+1)*5%)=15 % больше, чем в 1 году

Расходы

Г=10 млн. руб.

на (В*5)=10 % больше, чем в 1 году (без учета процентов по кредиту)


 

В расходы первого и второго  года необходимо добавить проценты по кредиту банка.

 

Решение:

    1. СУЩНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА

 

Франчайзинг – это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому предпринимателю или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.

Франчайзер – это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (брэнднэйм). Франшиза – это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. При заключении контракта франшизополучатель должен, как правило, уплатить разовый или вступительный взнос (первоначальный платеж) за франчайзинговый пакет (франшизу), в который входят многочисленные компоненты: услуги по дизайну, право пользования торговой маркой, рекламный оригинал-макет, консультационные услуги, оборудование, мебель, аксессуары, услуги по контролю, учебные и обучающие материалы, вознаграждение за помощь в управлении, меню, диалоговые консультации (оперативные подсказки), справочное руководство, рекламные материалы, плата за возможность продления контракта, программное обеспечение, посуда, плата за услуги предварительного заказа, передача ноу-хау, услуги по организации офиса и др.

Информация о работе Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования