Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 12:18, доклад
Конституция РФ обладает высшей юридической силой среди Федеральных конституционных законов. Данный закон закрепляет права и свободы человека и гражданина, и в частностиправо на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34, п.1). [1]
Однако права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ст.55, п.3). [1] Примером закона, ограничивающего права и свободы человека на экономическую деятельность, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6.12.2011.
Иванова Анна, 13 АиК
Нормативное регулирование государственной помощи в коммерческой организации
Конституция РФ обладает высшей юридической силой среди Федеральных конституционных законов. Данный закон закрепляет права и свободы человека и гражданина, и в частности право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34, п.1). [1]
Однако права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ст.55, п.3). [1] Примером закона, ограничивающего права и свободы человека на экономическую деятельность, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6.12.2011. Он определяет понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности и устанавливает объекты бухгалтерского права, которыми являются активы и обязательства компаний. Составной частью активов является государственная помощь, которая может предоставляться организациям. [6]
Учет государственной помощи регулируется подзаконным нормативным актом по отношению к данному закону – Положением по бухгалтерскому учету 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденного приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н, с изменениями от 18 сентября 2006 г. № 115н. [10]
В международных стандартах учет государственной помощи регулируется МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи», аналогом российскому ПБУ 13/2000. [19]
Основные положения ПБУ 13/2000 и МСФО (IAS) 20 характеризуют:
Понятия, связанные с целевым финансированием и раскрытые в ПБУ 13/2000 приведены в таблице 1.
Таблица 1
Понятие средств целевого финансирования
Понятие |
Определение |
Источник |
Государственная помощь |
увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). |
ПБУ 13/2000, п.1 |
В качестве экономической выгоды не рассматриваются |
создание инфраструктуры в |
ПБУ 13/2000, п.2 |
Стандарт не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с |
|
ПБУ 13/2000, п.3 |
Государственная помощь предоставляется в форме |
субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. |
ПБУ 13/2000, п.4 |
Бюджетные средства (БС) |
субвенции и субсидии |
ПБУ 13/2000, п.4 |
Бюджетные средства подразделяются на |
средства на финансирование капитальных расходов; средства на финансирование текущих расходов. |
ПБУ 13/2000, п.4 |
Однако в нормативных документах применяются также другие термины, отражающие отношения поддержки государством хозяйствующих субъектов. Приведем понятия государственная помощь, государственные субсидии и целевое финансирование в таблице 2.
Таблица 2
Определения государственной помощи, субсидий, целевого финансирования
Источник |
Определение |
Государственная помощь | |
Пункт 20 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" |
Предоставление органами власти более выгодных условий деятельности путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке |
Пункт 1 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", утвержденного Приказом Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н |
Увеличение экономических выгод организации в результате поступления активов от государства. Согласно положению экономической выгодой не признается создание инфраструктур на развивающихся территориях, установление ограничений на деятельность конкурентов, доминирующих на рынке, и т.п. действия, оказывающие влияние на общие хозяйственные условия, в которых ведется деятельность организации. |
Субсидии | |
"Соглашение ВТО по |
1. Оказание финансового 2. Прямой перевод денежных 3. Отказ правительства от 4. Предоставление товаров или услуг, государственные закупки. 5. Механизмы финансирования или
предписание правительства |
Пункт 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации |
Предоставление средств на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг |
Продолжение таблицы 2
Пункт 4 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", утвержденного Приказом Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н |
Форма предоставления государственной помощи | ||
Целевое финансирование | |||
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденная Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н |
Средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения, средства, поступившие от других организаций и лиц, бюджетные средства и др. | ||
Подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ |
Имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами |
МСФО (IAS) 20 определяет государственную помощь как действия правительства по предоставлению экономической выгоды определенной организации, отвечающей определенным критериям. [19]
Согласно МСФО (IAS) 20 государственная помощь предоставляется организациям в виде государственных субсидий. Стандарт дает следующее определение государственным субсидиям, – это помощь государства, оказываемая организации, в форме ресурсов в обмен на соблюдение определенных условий. Государственные субсидии также могут обозначаться такими словами, как дотации, субвенции или премии.
Как мы можем видеть, понятия являются аналоговыми. Подобно ПБУ 13/2000 согласно МСФО (IAS) 20 государственная помощь не включает косвенные выгоды, получаемые посредством действий, влияющих на общие условия коммерческой деятельности, например в результате создания инфраструктуры в районах освоения или наложения ограничений на деятельность конкурентов.
Также, как в МСФО (IAS) 20, так и в ПБУ 13/2000 бюджетные средства принято разделять на две категории:
В случае предоставления организации государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов.
В таблице 3 приведены условия принятия бюджетных средств к бухгалтерскому учету и порядок их оценки.
Таблица 3
Условия принятия бюджетных средств к учету и порядок их оценки
Понятие |
Определение |
Источник |
Условия признания соответствующего объекта учета |
|
ПБУ 13/2000, п.5 |
В таблице 4 представлены основные правила бухгалтерского учета государственной помощи, отраженные в данном нормативном акте.
Таблица 4
Порядок учета операций по целевому финансированию
Операции |
Содержание |
Источник |
Оценка объекта |
Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов. |
ПБУ 13/2000, п.6 |
Получение БС на финансирование расходов предыдущих периодов |
БС, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как внереализационные доходы. |
ПБУ 13/2000, п.10 |
Получение бюджетных средств |
2 варианта принятия к учету: 1. по мере фактического поступления: средств увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п. 2. как возникновение соответствующие суммы уменьшают задолженность. Если организация фактически получила БС, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления этих средств, отсутствует, то в БУ отражаются возникновение ЦФ и поступление ДС, капитальных вложений и т.п. Эти суммы учитываются как ЦФ до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления. |
ПБУ 13/2000, п.7, 12 |
Списание БС |
со счета учета ЦФ как увеличение финансовых результатов организации. Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет БС и подлежащим согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления. Если выделение БС связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета ЦФ, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов. |
ПБУ 13/2000, п.8, 9, абз.3 |
Продолжение таблицы 4
Списание БС на финансирование капитальных расходов |
- на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления БС на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации. При этом ЦФ учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы |
ПБУ 13/2000, п.9, абз.1 |
Списание БС на финансирование текущих расходов |
- в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом ЦФ признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к БУ материально - производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально - производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера. |
ПБУ 13/2000, п.9, абз.2 |
Возврат бюджетных средств (БС) |
признанных ранее в этом же году в качестве БС - в БУ производятся исправительные записи. полученных в качестве государственной помощи в предыдущие годы – в БУ производятся записи:
в части БС на финансирование текущих расходов - в уменьшение ЦФ и возникновения задолженности по их возврату. |
ПБУ 13/2000, п.13, 14 |
Налоговый кодекс РФ также регулирует понятие государственной помощи в части ее отнесения к доходам в виде имущества, полученным налогоплательщиком в качестве целевого финансирования. Согласно пп.14 п.1 ст.251 НК РФ такое имущество не подлежит налогообложению. [4]
Однако НК РФ также накладывает некоторые ограничения на налогоплательщиков. Так налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования. Если при получении средств целевого финансирования налогоплательщик не ведет раздельный учет, полученные средства подлежат налогообложению с даты их получения.
Правила учета государственно помощи также должны быть закреплены во внутреннем нормативном акте организации – Учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Регулирование аудита государственной помощи также предусмотрено соответствующими федеральными законами, правомочно ограничивающими права и свободы, связанные с экономической деятельностью. Система нормативного регулирования деятельности в сфере аудита, принятая в России, насчитывает пять уровней.
Первым уровнем выступает закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ [8], закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» [9], а также Указы Президента РФ и Кодексы РФ. ФЗ «Об аудиторской деятельности» дает понятие аудита, аудиторских услуг, определяет права, обязанности, ответственность аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрывает требования по аттестации, лицензированию; определяет органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита. Также Закон устанавливает понятие Кодекса профессиональной этики аудиторов.
Вторым уровнем нормативного регулирования аудиторской деятельности выступают Постановления Правительства РФ, а также всевозможные правовым акты федерального органа по регулированию аудиторской деятельности. Примерами постановлений являются Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» [17], Приказ Минфина РФ от 27.10.99 г. № 69н «Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности» [18] и проч.
Одним из основных нормативных актов второго уровня является Постановление N 696 «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» от 23 сентября 2002 г.
Правила и стандарты аудиторской деятельности формируют третий уровень. Они разработаны для однозначного понимания норм аудита. В таблице 6 представлен обзор основных ФПСАД, которые могут применяться в качестве нормативной базы для проведения аудита оценочных обязательств.
Информация о работе Нормативное регулирование государственной помощи в коммерческой организации