Нормирование и оплата труда на транспортных работах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение эффективности и качества работы транспортной системы. В этих целях:
- совершенствовать организацию перевозочного процесса и управление им;
- повысить уровень использования и надежность работы технических средств транспорта;

Содержание

Введение 5
1 Необходимость нормирования транспортных работ 7
1.1 Суть проблемы 7
1.2 Особенности нормирования транспортных работ 10
2 Сущность нормирования труда на транспортных работах 13
2.1 Паспортизация дорог и маршрутов перевозок с/х грузов 13
2.2 Классификация затрат рабочего времени и методика расчета норм выработки на транспортных работах 16
2.3 Анализ выполнения норм выработки водителями грузовых автомобилей 28
3 Оплата труда 33
3.1 Основная оплата 34
3.2 Надбавки, доплаты и премирования 38
Заключение 43
Список использованных источников 45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по нормированию и оплате труда.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

Трудно отдать предпочтение одному из этих видов транспорта, т. к. нормальный производственный процесс может быть нарушен из-за некоторого несоответствия того или другого.

Практически внутрихозяйственный и внехозяйственный транспорт тесно связаны и служат как бы двумя сторонами обслуживания единого производственного процесса.

Дальнейшее увеличение производства продукции сельского хозяйства будет сопровождаться значительным ростом объёмов перевозок и грузооборота в колхозах и совхозах. Это предъявляет особые требования к сельскохозяйственному транспорту, так как достаточное количество разнообразных транспортных средств и нормальные условия перевозок – одни из важнейших факторов успешного развития сельскохозяйственного производства.

В сельском хозяйстве потери рабочего времени при использовании тракторов и автомобилей по различным причинам достигают 40% и более. Поэтому рациональной организации труда на транспортных работах необходимо уделять особое внимание.

 

         1.2  Особенности нормирования транспортных работ    

 

На транспортные  работы приходится значительный объём затрат. Это обязывает специалистов сельского хозяйства уделять постоянное  внимание вопросам нормирования труда на транспортных работах. Сменные нормы выработки на транспортных работах определяют в тоннажных или тонно-километрах. На производительность транспортных средств оказывают влияние следующие основные нормообразующие факторы:

  1. состав агрегата;

2)       вид транспортных  средств и их грузоподъёмность;

3)       вид и состояние груза;

4)        вид и состояние  дорожных покрытий;

5)       расстояние перевозки;

6)       способ и средства  выполнения погрузочно-разгрузочных  работ.   

Эти факторы и являются нормообразующими, определяющими величину нормы затрат труда на ту или иную операцию. Виды транспортных средств – это марки автомобилей, тракторов, имеющих определенную грузоподъёмность.

Имеются также некоторые особенности организации транспортных работ, как правило при сельскохозяйственных перевозках грузчики следуют с транспортными средствами от пункта отправления до пункта назначения, и очень редко одна группа грузчиков работает на погрузке, другая - на выгрузке, то с точки зрения экономии рабочей силы последняя форма организации транспортных процессов при массовых перевозках имеет явные преимущества.

При нормировании и организации оплаты труда необходимо учитывать следующие особенности использования транспортных средств:

    1. сезонный характер грузоперевозок (за октябрь – февраль перевозится 5% всех грузов, апрель – сентябрь – 20-25%);
    2. односторонность грузоперевозок;
    3. рассредоточенность грузов по территории хозяйств;
    4. разнообразие грузов по габаритам, физико- химико- и механическим свойствам;
    5. большое разнообразие дорожных условий, т.е. грузы перевозятся по всем группам дорог.

Используемые в сельском хозяйстве грузы классифицируют по физико-механическим свойствам, степени возможного использования грузоподъёмности транспортных средств, способу погрузки, разгрузки и перевозки, срочности и периодичности перевозок, количеству единовременно перевозимых грузов.

По физико-механическим свойствам грузы делят на твёрдые, жидкие и полужидкие, газообразные.

Большинство сельскохозяйственных грузов относят к твёрдым, важнейшим параметром которых является объёмный вес. В зависимости от объёмного веса грузы подразделяют на четыре класса.

К первому классу относят грузы, для которых коэффициент использования грузоподъёмности равен 1,0; ко второму – 0,99-0,71 (средний для расчётов 0,85); к третьему – 0,70-0,50 (в среднем 0,60); к четвёртому – менее 0,50.

По способам погрузки, перевозки и выгрузки различают грузы: насыпные, навалочные, штучные; тарные и наливные. Насыпные и навалочные грузы допускают погрузку и выгрузку сбросом, а перевозку и хранение – без тары. Наливные грузы перевозят в специальных цистернах. По сложности наполнения и слива цистерн их делят на три группы:

    1. обычные жидкие грузы (вода, молоко, жидкое топливо и т.д.);
    2. вязкие (смазочные масла, жом);
    3. ассенизационные (навозная жижа).

По срочности и периодичности перевозок различают грузы требующие срочной перевозки. К ним относятся скоропортящиеся грузы: молоко, красные помидоры и другие. Сезонность перевозки ряда сельскохозяйственных грузов обусловлена агротехническими сроками выполнения работ посевных, по уходу за посевами и уборке урожая. Перевозки отдельных грузов (стройматериалов, удобрений и др.) не лимитируются агротехническими сроками и могут быть растянуты на более или менее  длительный период, либо выполняются в течение всего года. По количеству единовременно перевозимых грузов, грузоперевозки подразделяют на массовые и мелкими партиями. Массовые грузы перевозят крупными партиями в определенные агротехнические сроки. К ним относят большинство сельскохозяйственных грузов. Мелкими партиями грузы перевозят в течение всего года или длительного периода.

 

 

 

 

 

 

2  Сущность нормирования труда на транспортных работах

 

2.1 Паспортизация дорог и маршрутов перевозок сельскохозяйственных грузов

 

Материалы паспортизации дорожных условий позволяют правильно устанавливать расстояние перевозки грузов по определенным маршрутам, показатель дорожных условий, а на их основе – сменные нормы выработки и объём выполненных работ.

Кроме того, материалы паспортизации дорожных условий необходимы для разработки плановых нормативов сменной производительности и расхода топлива, составления технологических карт и определения затрат труда на единицу сельскохозяйственной продукции, а также для установления объёма транспортных работ в условных единицах.

Паспортизацию дорог и маршрутов перевозок сельскохозяйственных грузов проводят экономисты-нормировщики хозяйств совместно с другими специалистами (агрономами, инженерами) под методическим руководством работников нормативно-исследовательской сети.

Основные исходные материалы для паспортизации дорог и маршрутов перевозок сельскохозяйственных грузов  - планы землепользования хозяйств, данные паспортизации полей, лугов, культурных пастбищ и многолетних насаждений, сведения о рельефе местности.

При паспортизации дорожных условий устанавливают:

  1. маршруты перевозок сельскохозяйственных грузов;

2) протяженность маршрутов;

3) тип дороги, её состояние и  рельеф;

4) среднее значение расстояния  перевозок, типа дороги и угла  склона дорог в целом по бригаде, хозяйству, району и области на внутрихозяйственных и внехозяйственных перевозках.

Паспортизацию дорог начинают с установления постоянных и многократно повторяющихся маршрутов перевозок основных видов сельскохозяйственных грузов. При этом под маршрутом понимают направление и порядок следования транспортного агрегата между пунктами отправки и назначения грузов.

Маршруты перевозок могут быть внутрихозяйственными и внехозяйственными.

Внутрихозяйственные перевозки подразделяют на перевозки внутрихозяйственных подразделений (отделений, бригад, ферм) и перевозки между хозяйственными подразделениями. Внутрихозяйственные перевозки связаны с транспортировкой грузов между отделениями, бригадами или фермами ( убранной продукции с полей, лугов, садов в хранилища или пункты дальнейшей переработки; семян и минеральных удобрений из хранилищ на поля и т.д.), а также внутренних (вывоз навоза со скотных дворов на поля; зеленой массы, сена, соломы с полей к фермам и т.д.) 

Внехозяйственные перевозки осуществляются в основном на большие расстояния и связывают колхоз и совхоз с железнодорожными станциями, пристанями, базами отделений Сельхозтехники, пунктами сдачи готовой продукции и с другими хозяйствами. К этому виду перевозок относится вывоз сельскохозяйственной продукции на заготовительные пункты и в места реализации, завоз в хозяйства минеральных удобрений, комбикормов, строительных, горючего и смазочных материалов, машин, оборудования, запасных частей к ним и т.д.

Расстояние внехозяйственных маршрутов перевозок, а также перевозок между внутрихозяйственными подразделениями (отделениями, бригадами, фермами) являются постоянными. Их определяют по планам землепользования с помощью курвиметра или измеряют спидометром автомашины.

Протяженность  маршрутов к полям севооборотов, клеткам луга, загоном культурных пастбищ и кварталам садов внутрихозяйственных подразделений складывается из расстояния переезда до участка и расстояния переезда в пределах участка.

Последняя часть маршрута - переменная величина; она зависит от длины и ширины участка.

Для упрощения расстояние переезда в пределах участка определяют как среднюю величину по формуле:

 

L ср =0,4 (L+B)

 

где L - это длина участка, м.;

В - ширина участка, м.

 

Для сокращения количества маршрутов и облегчения работы по паспортизации внутрихозяйственной дорожной сети в ряде случаев целесообразно группу рядом расположенных участков поля, загонов  гурта, культурного пастбища, клеток луга  или кварталов сада объединить и рассматривать как один участок. При этом для них при паспортизации устанавливают маршрут до определенного пункта назначения или отправки. Это прежде всего касается хозяйств Северо-Западного  и других экономических районов, где много мелко контурных участков.

Дорожные условия оказывают  непосредственное влияние на технико-эксплутационные и экономические показатели работы транспортных средств, поэтому одновременно с замером протяженности маршрута перевозки определяют тип дороги, её состояние и рельеф.

При паспортизации в зависимости от типа дорожного покрытия выделяют дороги:

  1. с усовершенствованием покрытием (асфальтобетонные,  цементобетонные, брусчатые, гидронированые, клинкерные);
  2. с твёрдым покрытием (булыжные, гравийные, щебеночные);
  3. грунтовые улучшенные;
  4. грунтовые не профилированные (естественные);
  5. полевые в пределах поля, загонов культурного пастбища, клеток луга, кварталов сада (отдельного участка или их группы); прочие.

К прочим относят труднопроходимые дороги в лесу, в карьерах на торфозаготовках, а также разбитые  участки дорог с усовершенствованным и твёрдым покрытием, грунтовых естественных и улучшенных.

Грунтовые улучшенные дороги - обыкновенные естественные дороги с земляным полотном, которым придали выпуклый поперечный профиль для улучшения отвода воды.

Грунтовые не профилированные ( естественные ) дороги обслуживают значительную часть площади одного или нескольких сева-, сенокосо-, пастбище оборотов или кварталов сада, а иногда и других угодий, примыкающих  к их территории. Часто эти дороги совмещают с другими внутрихозяйственными дорогами, проходящими по территории колхоза или совхоза.

 

2.2 Классификация затрат рабочего времени и методика        расчёта норм выработки на транспортных работах

 

При установлении норм выработки необходимо учитывать особенности классификации затрат  рабочего дня или смены. С позиций нормирования труда производственный процесс можно рассматривать как процессы увеличения затрат времени на изготовляемую продукцию. В связи с этим первый вопрос, который возникает при расчёте норм труда, состоит в том, чтобы определить какие затраты времени являются необходимыми и должны включаться в норму. Все эти вопросы решаются исходя из классификации  затрат рабочего времени, на основе которой устанавливается структура норм времени и анализируется эффективность его использования.

При расчёте норм труда устанавливаются затраты рабочего времени: подготовительно-заключительного, оперативного, обслуживания рабочего места, на отдых и личные надобности и регламентированных (нормированных) перерывов.

Затраты времени при нормировании транспортных работ подразделяются:

  1. Подготовительно-заключительное время. Нормативная продолжительность времени водителей автомобилей составляет 18 минут в смену. В отдельных случаях в зимний период времени руководителями предприятий по согласованию с профсоюзной организацией предоставляется право устанавливать местные нормы на выполнение подготовительно-заключительных работ.

В течении подготовительно-заключительного времени водители выполняют следующие работы: заправку автомобиля топливом , смазочными материалами и водой; оформление путевых документов; сдачу выручки; запуск двигателя; осмотр, проверку технического состояния и приём автомобиля; постановку автомобиля на отведенное место.

Подготовительно-заключительные работы, занимая незначительный удельный вес в структуре рабочего времени водителя, являются вместе с тем важным элементом трудового процесса. Уровень их организации оказывает серьезное влияние на нервно-эмоциональное состояние водителя и существенно отражается в ходе выполнения транспортных операций и безопасности движения.

Информация о работе Нормирование и оплата труда на транспортных работах