Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:00, курсовая работа
Характерной чертой в формировании в Республике Беларусь рыночной социально-ориентированной экономики выступает использование новых подходов к управлению оборотными средствами в организации. В реализации этих подходов требуется разработка концепции по раскрытию экономической сущности оборотных средств, обоснованию их состава и взаимосвязи с оборотным капиталом, дальнейшему развитию бухгалтерского учета каждой из статей, включаемых в состав оборотных активов и оборотного капитала. Взаимосвязь и обусловленность этих двух экономических показателей, особенностей учета их формирования недостаточно исследованы в экономической литературе. Отсутствие обоснованной классификации и состава оборотных активов может привести к завышению налогооблагаемой базы имущества и к уменьшению остающейся в распоряжении организации прибыли.
1. Улучшение управления дебиторской и кредиторской задолженностью организации.
Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической деятельности предприятия. Ускорение оборачиваемости может быть достигнуто благодаря отбору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, контролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов.
Управление кредиторской задолженностью предполагает:
правильный выбор формы задолженности (банковская или коммерческая) с целью минимизации процентных выплат и затрат на приобретение материальных ценностей;
установление наиболее удобной формы банковского кредита и его срока;
недопущение образования просроченной задолженности, связанной с дополнительными затратами (штрафные санкции, пени).
В ресторане «Панорама» улучшение управления кредиторской задолженностью можно проводить по следующим направлениям:
- анализировать кредиторскую задолженность в предшествующем периоде и выявлять потенциал формирования заемных средств;
- определять состав кредиторской задолженности в предстоящем периоде;
- устанавливать периодичность выплат по отдельным видам кредиторской задолженности. На этом этапе по каждому виду кредиторской задолженности устанавливается средний период начисления средств с момента начала этих начислений до осуществления их выплат. В этих целях рассматриваются конкретные сроки уплаты отдельных налогов, сборов, отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, сроки выплаты заработной платы в соответствии с заключенным коллективным трудовым договором и индивидуальными контрактами;
- прогнозировать среднюю сумму и размер прироста кредиторской задолженности по ресторану в целом. Средняя сумма кредиторской задолженности по организации в целом определяется путем суммирования прогнозируемого его размера по отдельным видам этой задолженности.
- обеспечение контроля за своевременностью начисления и выплаты средств в разрезе отдельных видов кредиторской задолженности.
Для улучшения управления дебиторской задолженностью ресторана «Панорама» необходимо:
- исключать из числа партнеров организации дебиторов с высоким уровнем риска;
- периодически пересматривать предельные суммы кредита, которые должны исходить из финансовых возможностей ресторана, числа получателей кредита и оценки уровня кредитного риска;
- определять возможные суммы оборотных активов, вовлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту, а также по выданным авансам;
- формировать условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности (оформление товарного кредита обеспеченным векселем; требование страхования дебиторами кредитов, предоставляемых на продолжительный срок и др.);
- формировать системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства контрагентами – дебиторами;
- определять процедуры взыскания дебиторской задолженности (напоминать о дате платежа, о сроке и порядке взыскания долга).
Эффективное управление организацией невозможно без оперативного контроля дебиторской и кредиторской задолженности. Несвоевременность получения данных по задолженности может привести к тому, что предприятие либо останется без необходимых оборотных средств, либо не сможет правильно запланировать объем денежных средств для предстоящих выплат. Подобных проблем можно избежать, если оперативно получать данные о реальной дебиторской и кредиторской задолженности.
2. Повышение ликвидности баланса предприятия.
Основными путями улучшения ликвидности являются:
увеличение собственного капитала;
продажа части постоянных активов;
сокращение сверхнормативных запасов;
получение долгосрочного финансирования.
Для улучшения финансового положения также необходимо улучшить качество продукции, что повлияет на ее спрос; внедрить в производство новые виды продукции, расширить ассортимент выпускаемой продукции и др.
Конкретно для ресторана «Панорама» для повышения ликвидности можно дать несколько рекомендаций. Во-первых, можно посоветовать улучшить организационную структуру организации, то есть уделить внимание развитию менеджмента, в частности, создать, например, службу внутреннего аудита, что позволило бы снизить злоупотребления внутри ресторана.
Во-вторых, ресторану «Панорама» необходимо оценивать ликвидность баланса путем расчета коэффициентов ликвидности и в месячный срок приводить показатели ликвидности в соответствие с нормативными значениями.
В третьих, ресторану необходимо сформировать ликвидный резерв для выполнения непредвиденных обязательств, появление которых может быть вызвано изменением финансового положения клиента или банка партнера.
В четвертых, изменить структуру активов, т.е. увеличить долю ликвидных активов за счет достаточного погашения кредитов, увеличение собственных средств, получение займов и т.п.
Подводя общие итоги, следует отметить, что для стабилизации финансового положения организации и принятия взвешенных управленческих решений необходимо внедрение в процесс управления финансами предприятия процедур финансового анализа и планирования.
3.2. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств
В условиях развития рыночных отношений особенно важное значение имеет правильная организация оборотных средств, умелое управление ими и повышение эффективности их использования.
Основными задачами управления оборотными средствами являются:
- экономически обоснованное определение норм запасов по видам оборотных средств и общей потребности в них с учетом конкретных условий работы организации;
- умелое маневрирование временно сводными оборотными средствами с учетом изменения хозяйственной ситуации;
- обеспечение сохранности оборотных средств и использование их по целевому назначению;
- эффективное использование оборотных средств путем ускорения оборачиваемости и др.[3]
Ускорение оборачиваемости оборотных средств включает мероприятия на стадиях производственных запасов, незавершенного производства и обращения.
На стадии производственных запасов могут быть реализованы следующие меры:
- внедрение экономически обоснованных норм запасов с целью снижения материальных затрат на производство единицы продукции;
- приближение поставщиков оборотных средств к потребителям;
- широкое использование прямых и длительных связей товаропроизводителей и потребителей;
- совершенствование складской системы материально-технического обеспечения, а также оптовой торговли материалами и оборудованием;
- внедрение комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ на складах.
На стадии незавершенного производства целесообразна реализация следующих мер:
- ускорение научно-технического прогресса на основе внедрения прогрессивной техники и технологий, химизации и информатизации производства;
- применение в производстве более дешевых производственных материалов;
- совершенствование системы экономического стимулирования экономии сырья и топливно-энергетических ресурсов;
- производство продукции под спрос потребителей.
На стадии обращения актуальными являются меры:
- по приближению товаропроизводителей к потребителям продукции;
- совершенствование системы расчетов;
- увеличение объемов реализации продукции;
- организация маркетинговых исследований;
- сокращение кредиторской и дебиторской задолженности.[3,]
На ускорение оборачиваемости оборотных средств основное влияние оказывают величина товарооборота и оборотных средств. Поэтому рассмотрим на примерах возможность увеличения этих показателей.
1. Для увеличения товарооборота ресторан «Панорама» может добавить в меню новое блюдо.
Добавим в меню блюдо с названием «Перья с овощами». Чтобы выявить стоимость этого блюда составим калькуляционную карточку.
Таблица 14. Калькуляционная карточка
Наименование продукта | Выход на 1 порцию, гр. | Цена за 1 кг., руб. | Стоимость, руб. |
Перец красный | 100 | 10000 | 1000 |
Помидоры | 125 | 5500 | 688 |
Макароны (перья) | 100 | 5800 | 580 |
Сыр | 20 | 9540 | 191 |
Уксус | 5 | 2560 | 13 |
Чеснок | 5 | 5500 | 28 |
Зелень петрушки | 5 | 8000 | 40 |
Масло оливковое | 25 | 35000 | 875 |
Перец молотый | 3 | 2000 | 6 |
Соль | 2 | 950 | 2 |
Выход готового блюда, гр. | 150/20/5 |
|
|
|
|
|
|
Стоимость 1 порции, руб. |
|
| 3395 |
Наценка организации, 200% |
|
| 10185 |
Налог на услуги, 5% |
|
| 509 |
Цена 1 порции, руб. |
|
| 10694 |
Цена 100 порций, руб. |
|
| 1069400 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Если в среднем в день реализовывать до 10 блюд, то товарооборот составит 106940 руб.(10694 × 10), в месяц товарооборот составит 3208200 руб.(106940 × 30). Таким образом, дополнительный товарооборот в год составит 38498400 руб.(3208200 × 12), или 38,498 млн.руб.
Теперь рассчитаем, как повлияет увеличение товарооборота на ускорение оборачиваемости.
Общий товарооборот составит 4400,5 млн.руб. (4362 + 38,498).
Товарооборот по себестоимости составит 1976,5 млн.руб. (4400,5 - 2424).
Однодневный товарооборот по себестоимости тогда будет равняться 5,49 млн.руб. (1976,5 : 360).
А теперь рассчитаем оборачиваемость, которая составит 114,75 дня ( 630 : 5,49).
Наша оборачиваемость за 2007г. была равна 116,7 дней, а при увеличении товарооборота на 38,498 млн.руб. стала равняться 114, 75 дням. В результате оборачиваемость ускорилась на 1,95 дня, что способствует высвободить 10,71 млн.руб. (1,95 × 5,49).
2. Для увеличения объема товарооборота также можно предложить увеличить режим работы на 2 часа на период с 1 мая по 30 сентября. Т.к. все рестораны сети начинают работу с 12.00 на летнее время при увеличении светового дня можно увеличить время работы и начинать обслуживать клиентов с 10.00. Т.о. режим работы будет с 10.00 до 4.00 – 18 часов вместо 16 часов.
Рассчитаем дополнительную сумму товарооборота:
- однодневный товарооборот ресторана составляет 12,12 млн.руб. (4362 : 360);
- почасовой объем товарооборота будет равняться 0,76 млн.руб. (12,12 : 16);
- дополнительный объем товарооборота за 5 месяцев вследствие увеличения режима работы на 2 часа составит 228 млн.руб. (0,76 × 2 × 150).
Теперь рассчитаем как изменилась оборачиваемость вследствие увеличения товарооборота:
- общий товарооборот будет равняться 4590 млн.руб. (4362 + 228);
- однодневный товарооборот по себестоимости равняется 6,02 млн.руб. ((4590 - 2424) : 360);
- оборачиваемость оборотных средств составит 104, 7 дня (630 : 6,02).
Таким образом, в результате увеличения товарооборота оборачиваемость оборотных средств ускоряется на 12 дней (104,7 - 116,7) и высвобождается 72,24 млн.руб. (12 × 6,02).
3. Для увеличения объема ТО можно предложить оказывать населению и другим организациям такой вид дополнительных услуг, как доставка блюд (обеды или ужины) на дом или в офисы, расположенные вблизи ресторана «Панорама».
Допустим, что средняя стоимость обеда или ужина составляет 35000 руб. Количество желающих сделать такой заказ в среднем в день составит 10 человек.