Организация использования трудовых ресурсов на предприятии (на примере ЗАО «Марийское»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в изучении существующих теорий организации использования трудовых ресурсов на предприятии и их применении в практических исследованиях при анализе трудовых ресурсов фирмы в современных экономических условиях.
Для достижения цели определены следующие задачи:
 обобщить современные подходы к организации использования трудовых ресурсов предприятия;
 изучить современные методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов предприятия;
 проанализировать технико-экономические показатели деятельности ЗАО «Марийское»;
 провести анализ организации использования трудовых ресурсов данного предприятия;
 разработать рекомендации по улучшению использования трудовых ресурсов предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Понятие трудовых ресурсов и их классификация 7
1.2 Сущность организации трудовых ресурсов предприятия 16
1.3 Показатели использования трудовых ресурсов 24
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «МАРИЙСКОЕ» 33
2.1 Общая характеристика предприятия 33
2.2 Основные технико-экономические показатели деятельности ЗАО «Марийское» 36
2.3 Анализ организационной структуры 49
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ЗАО «МАРИЙСКОЕ» 54
3.1 Анализ численности и структуры трудовых ресурсов предприятия 54
3.2 Оценка уровня мотивации работников 63
3.3 Анализ кадрового потенциала предприятия 76
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 88
4.1 Предложения по улучшению использования трудовых ресурсов 88
4.2 Предложения по улучшению структуры управления 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 109
ПРИЛОЖЕНИЯ 113

Вложенные файлы: 1 файл

организация использования трудовых ресурсов.doc

— 772.00 Кб (Скачать файл)

 

Согласно данным табл.2.5, фондовооруженность труда на предприятии на протяжении 2006-2008 гг. падает, что связано со снижением стоимости активной части ОФ, ее большой изношенности.

Причинами отставания темпов роста  производительности труда от темпов роста фондовооруженности труда могут быть немотивированный спад производства продукции, необоснованный рост ОПФ, особенно пассивной их части, численности работников правления в составе ППП и др.

Более объективную оценку внедрения  новой техники, передовой технологии, механизации и автоматизации производства можно дать по показателю технической вооруженности труда, которую исчисляют как отношение активной части ОПФ наибольшему числу рабочих в смене.

Так как данные о наибольшей численности  рабочих в смене зачастую отсутствуют, на практике техническую вооруженность труда рассчитывают на одного среднесписочного рабочего. В абсолютной величине этот показатель будет несколько занижен, но при сопоставлении его в динамике он даст правильное представление о темпах роста технической вооруженности труда. При этом темпы роста технической вооруженности труда не должны опережать темпы роста производительности труда рабочих. Расчет технической вооруженности труда представим в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6

Техническая вооруженность  труда

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2008 г. в процентах  к 2006 г.

1

2

3

4

5

Среднегодовая стоимость  активной части ОПФ, тыс. р.

63811

68545

69399

103,87

Среднесписочная численность  рабочих, чел.

1112

1166

1174

105,58

Техническая вооруженность  труда, тыс. р.

57,38

58,79

59,11

103,01


 

Согласно данным табл.2.6, техническая вооруженность предприятия на протяжении 2006-2008 гг. растет.

Анализ эффективности  производства и реализации продукции  ЗАО «Марийское»

Основной задачей для предприятия  является наиболее полное обеспечение спроса потребителей высококачественной продукцией. Качество выпущенной и реализованной продукции определяется потребностями рынка, производственно-техническими возможностями предприятия и эффективностью использования его ресурсов.

Реализуя продукцию, предприятие  возмещает затраты на ее изготовление и сбыт и получает прибыль, служащую источником технического и социального развития. Несвоевременная реализация продукции наносит ущерб не только производителю, но и предприятиям-потребителям, вызывая нарушения их нормальной деятельности.

Динамика объемов производства и реализации продукции характеризует изменение производства продукции и степень насыщения рынка продукцией предприятия. Оценка динамики объема производства и реализации продукции осуществляется по сопоставимым оптовым ценам (без НДС и акцизов). Как известно, производство продукции должно завершаться ее реализацией. Поэтому особое внимание следует уделять динамике объема реализованной продукции.

Оценка динамики производства и  реализации продукции ЗАО «Марийское» представлена в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7

Оценка динамики производства и реализации продукции

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Отклонение, (+;-)

Темпы роста, %

2008 г. от 2007 г.

2008 г. от 2006 г.

2008 г. от 2007 г.

2008 г. от 2006 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Объем продукции,  тыс. р.

325535

388594

430885

42291

105350

110,88

132,36

2. Выручка от реализации продукции

315824

379079

417306

38227

101482

110,08

132,13

3. Изменение остатков  нереализованной продукции

9711

9515

13579

4064

3868

142,71

139,83

4. Доля изменения остатков нереализованной продукции

0,25

0,02

0,01

-0,01

-0,24

67,22

4,37


 

Таким образом, данные таблицы 2.7 говорят  о наращивании объемов производства и реализации продукции ЗАО «Марийское»  за 2006-2008 гг.

Анализ себестоимости  ЗАО «Марийское»

В настоящее время себестоимость  продукции является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующего субъекта. От уровня себестоимости производимой продукции зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующего субъекта.

Задачами анализа себестоимости  продукции являются:

  • оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним;
  • оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции;
  • определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;
  • оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий;
  • выявление упущенных возможностей снижения себестоимости продукции.

Целью анализа себестоимости продукции  является выявление возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Проведем анализ динамики себестоимости реализованной продукции и представим получившиеся значения в таблице 2.8.

 

Таблица 2.8

Анализ динамики себестоимости  продукции ЗАО «Марийское» за период с 2006 по 2008 гг.

Себестоимость реализованной  продукции, всего, тыс. р.

(Ф. 2, с. 020)

Годы

Уд. вес затрат, %

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

272309

365408

388993

100

100

100

1. Материальные затраты

225853

289476

299486

82,94

79,22

76,99

2. Затраты на оплату труда

29763

45603

51542

10,93

12,48

13,25

3. Отчисления на социальные нужды

7543

10889

13342

2,77

2,98

3,43

4. Амортизация

6971

10560

12409

2,56

2,89

3,19

5. Прочие затраты

2178

8879

12214

0,81

2,43

3,13


 

Из таблицы 2.8 видно, что себестоимость  продукции выросла за рассматриваемый период времени. Данный факт говорит о значительном повышении затрат на производство продукции и негативно характеризует деятельность предприятия. Рост себестоимости за рассматриваемый период связан, прежде всего, с ростом объемов производства и продаж предприятия (наращивание производственных мощностей, что вызвало большую потребность в сырье и материалах для производства продукции).

Анализ ассортимента, структуры и качества продукции

Результаты финансово-хозяйственной  деятельности во многом определяются ассортиментом и структурой производства и реализации продукции. В составе товарной и реализованной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо невостребованные изделия. Поэтому чтобы избежать последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
  • изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы экономически неэффективных изделий;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

В процессе анализа необходимо выяснить, как хозяйствующий субъект выполняет  план по ассортименту в натуральном  и стоимостном выражении, какова динамика выпуска отдельных видов изделий.

Обобщающую характеристику изменений  ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:

 

 

В расчет данного коэффициента принимается  фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (прошлого) периода.

 

Таблица 2.9

Динамика и выполнение плана по ассортименту отдельных видов продукции за 2008 год

Наименование  изделия

Выпуск изделий  в оптовых ценах, тыс.р.

Отклонение  от плана

По плану

Фактически

Факт в пределах плана

Сумма, тыс.р.

%

Консервы свиные

59913

62512

59913

+2599

4,34

Консервы говяжьи

78364

81174

78364

+2810

3,59

Итого:

138277

143686

138277

+5409

3,91


 

Таким образом, из данных таблицы  видно, что на предприятии за отчетный период наблюдается общее перевыполнение плана на 3,91% и по свиным и по говяжьим консервам, причем перевыполнение плана по свиным консервам составило — 4,34%, а по говяжьим — 3,59%.

Наиболее точно степень выполнения плана по ассортименту средний процент, исчисленный по способу наименьшего  числа, т.е. в счет выполнения плана  принимается наименьшее число из двух величин: планового и фактического выпуска продукции по каждому изделию. При этом продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана.

Кас = 138277 / 138277 = 1 или 100%

Недовыполнение задания по ассортименту составляет

100 % – 100 % = 0%

Выполнение плана по ассортименту в ЗАО «Марийское» связано с высоким уровнем организации производства и труда, отсутствием непроизводительных потерь рабочего времени.

Далее проведем анализ качества продукции, как составную часть конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность — это сравнительная характеристика товара относительно выявленных требований рынка или свойств товара аналогичного назначения. Вопрос качества — это вопрос экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Качество характеризуется надежностью, долговечностью, безопасностью, наличием или отсутствием рекламации.

К обобщающим показателям, характеризующим  качество продукции, относят:

  • объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции;
  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
  • удельный вес экспортируемой продукции, средний коэффициент сортности и др.

Анализ качества начинается с общей оценки динамики выпуска сертифицированной продукции. Данные берутся из оперативно-технического учета и отчетности.

 

Таблица 2.10

Анализ обобщающих показателей  качества продукции

Показатели

Годы

2008 г. в процентах  к 2006 г.

2006

2007

2008

1. Объем продукции в фактически действующих оптовых ценах предприятия, тыс.р.

325535

388594

430885

132,36

2. Стоимость сертифицированной  продукции в фактически действующих  оптовых ценах предприятия, тыс.р.

324558

387817

430885

132,76

3. Удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме продукции, %.

99,7

99,8

100

 

Информация о работе Организация использования трудовых ресурсов на предприятии (на примере ЗАО «Марийское»)