Организация расчетной зоны магазина и пути улучшения функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2015 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Задачей данной курсовой работы является определение наиболее частых ошибок организации расчётных зон в магазинах, анализ их влияния на эффективность работы магазина и описание возможных путей их устранения.
Целью работы является определение наиболее рационального и эффективного способа организации расчётной зоны магазина для обеспечения более высокой степени удовлетворения покупателей и повышения эффективности организации работы магазина.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……2
Глава 1. Характеристика результатов товарно–хозяйственной деятельности магазина……………………………………………………….…4
Глава 2. Организация расчетной зоны магазина и зоны обслуживания покупателей. Пути улучшения их функционирования…………………….8
2.1. Организация расчетной зоны магазина и торгового зала в целом...…8
2.2. Пути улучшения функционирования расчётной зоны магазина…....15
Заключение……………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Но в настоящее время всё более широкое применение в магазинах находит штриховое кодирование.

Оно позволяет автоматизировать учет продажи товаров, повысить скорость и культуру обслуживания покупателей, вести оперативный учет поступающих и проданных товаров в каждом отделе или секции.

Большие возможности штриховое кодирование дает при продаже товаров с помощью кассовых терминальных комплексов (POS-терминалов), которые считывают код с товара, высвечивают на экране его цену, автоматически печатают чек и фиксируют продажу товара. После получения денег информация о конкретном проданном товаре может сразу поступить в центральную кассу.

Применение штрихового кодирования позволяет автоматизировать не только продажу товара покупателю, но и все функции товародвижения и максимально снизить количество ошибок и бумажного документооборота.

В супермаркете «БелМаркетКомпани» кассовые терминальные комплексы применяются с 2009 года, что позволило увеличить скорость потока движения покупателей из торгового зала и, соответственно, уменьшить очереди у касс в часы пик.

Но, планируя организацию торгового зала, следует помнить о том, что избыток оборудования в зале может привести к ряду негативных последствий. Это, прежде всего, ухудшение прибыльности супермаркета и его конкурентных преимуществ из-за высоких единовременных и эксплуатационных трат. Сужение проходов в залах самообслуживания затрудняет движение покупателей и персонала по пополнению запаса, вдобавок, товар на нижних полках становится практически не виден, и эти полки рационально использовать только как накопитель. Часто при планировке зала не проектируются места для продвижения, дополнительных точек продаж, в результате без перестановки оборудования усилить слабые места в зале и заставить покупателей проходить через весь магазин бывает довольно сложно. [cм.Приложение 1]

По статистике, для создания комфортных условий перемещения покупателей в среднем необходимо от 4 до 10 м2 площади торгового зала на одного покупателя. Так, в супермаркете «БелМаркетКомпани» на одного покупателя приходится 4,5 м2 площади торгового зала, но несмотря на это в часы пик в зале становится довольно тесно от наплыва покупателей, и движение и работа персонала по дополнению товара затруднены.

Эффективность же использования  площади торгового зала определяют такие показатели, как установочная площадь и демонстрационная площадь.

Установочная площадь магазина — часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товара, проведения денежных расчётов и обслуживания покупателей (в нее включается и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещённых на полу).

Демонстрационная площадь — отношение площади выкладки товара к площади торгового зала.

Площадь выкладки товара — суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных площадей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале.

Отношение установочной площади к площади торгового зала определяет степень использования торговой площади и называется коэффициентом установочной площади (Ку).

                  Ку  =             Пу – установочная площадь (м2)


                                       Пт.з. – площадь торгового зала (м2)

После расчета коэффициента его значение необходимо сравнить с установленными нормативами, величина которых зависит от специализации  и площади торгового зала магазинов самообслуживания, нормативы Ку для магазинов со смешанным ассортиментом товаров – 0,29-0,32, по продаже непродовольственных товаров – 0,27-0,30 ; по продаже продовольственных товаров- 0,30 – 0,32.

В супермаркете «БелМаркетКомпани» величина этого показателя составляет 0,31, а до проведения перепланировки составляла 0,46 (помещения магазина были спроектированы ещё в 80–е годы, а первоначальная планировка торгового зала была проведена в 1997 году).

После сравнения показателей с установленными нормативными делается вывод об эффективности использования площади торгового зала и при  необходимости намечаются мероприятия по более рациональному использованию этой площади.

Различают следующие основные варианты планировки торгового зала:

  • линейная
  • боксовая
  • смешанная

Выбор того или иного вида планировки осуществляется с учётом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи.[см.2 ст.239]

Так, линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для магазина самообслуживания: она удобна для покупателей и позволяет наиболее эффективно организовать работу магазина.

Линейная планировка может быть трёх видов: продольная, поперечная и смешанная. [см. Приложение 2]

При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга участки (отделы), в каждом из которых есть свой расчётно–кассовый узел. Такая планировка наиболее часто применяется в крупных магазинах, где выделение отдельных боксов может быть оправдано при продаже специфических товаров, требующих специального выбора.

Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинации линейной и боксовой планировки.

В супермаркете «БелМаркетКомпани» использована линейная смешанная планировка торгового зала, участки с боксовой планировкой используются для сдачи арендаторам, проведения специальных мероприятий по стимулированию продаж и продаже непродовольственных товаров.

Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционный метод обслуживания (через прилавок), зависит от ассортимента реализуемых товаров и типа предприятия. Глубина рабочего места продавца в таких магазинах может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Размещают же рабочие места продавцов в магазинах такого типа ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.

Планировка контрольно–кассового узла должна обеспечить беспрепятственное движение потоков покупателей, исключая встречное движение.

Помимо кассовых кабин при организации узла расчёта такого типа учитывают и расположение оборудования для хранения личных вещей покупателей, а также столов для упаковки товаров покупателями.

Существует два основных вида организации зон хранения личных вещей покупателей: с использованием камер и с использованием ячеек. Каждый из них имеет как достоинства, так и недостатки.

Например, при использовании зоны хранения личных вещей покупателей с использованием камер, закрывающихся на ключ, приходится сталкиваться со следующими проблемами:

  1. Покупатель может машинально положить ключ в карман и унести его.
  2. Покупатель может потерять ключ в магазине (потребуется помощь в открытии камеры).
  3. Сумка (пакет, рюкзак) покупателя может быть слишком велика для помещения в камеру.
  4. В часы пик все камеры могут оказаться заняты.

При использовании зоны хранения личных вещей покупателей с использованием ячеек требуется выделить одного или нескольких сотрудников для работы в этой зоне, к тому же зоны хранения личных вещей такого типа могут занимать немного больше пространства (из-за организации прилавка).

В супермаркете «БелМаркетКомпани» к планировке и оснащению расчётной зоны подошли также тщательно, как и к планировке непосредственно торгового зала. Рабочие места кассиров расположены удобно для покупателей и с учётом всех специфических требований их организации (более подробно рабочие места кассиров будут описаны в следующем  пункте данной работы). Зона хранения личных вещей покупателей оборудована как ячейками, так и с использованием камер, закрывающихся на ключ. Такая организация этой зоны, конечно, неприемлема для небольшого магазина, но в супермаркете «БелМаркетКомпани» она вполне оправдывает себя. Такой вид организации этой зоны позволяет обслуживать большое число покупателей одновременно и избежать некоторых из вышеперечисленных проблем организации зоны хранения личных вещей покупателей при экономии на использовании рабочей силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Пути улучшения функционирования расчётной зоны магазина.

 

Довольно часто случается, что при планировке торгового помещения и выборе оборудования владельцы магазинов самообслуживания забывают или плохо представляют, как тот или иной вид торгового оборудования может повлиять на прибыль магазина, увеличить или, наоборот, уменьшить его привлекательность в глазах покупателей. Особенно это касается прикассовой зоны (зоны расчетов) магазина. 

Так, сделанный покупателем выбор отнюдь не является гарантией увеличения суммы наличности в кассе магазина. Согласно проведенным исследованиям, из всех неблагоприятных факторов, с которыми покупатель сталкивается в магазине, самое сильное раздражение возникает от долгого стояния в очереди к кассе. Потеряв терпение от долгого ожидания,  покупатель может бросить тележку с уже выбранными товарами и уйти из магазина, не дождавшись своей очереди на оплату.

Отрицательная реакция покупателя может проявиться и раньше —  только войдя в магазин и увидев очередь к кассе, покупатель, поняв, что процесс оплаты может занять значительно больше времени, нежели собственно выбор товаров (особенно если речь идет о небольшом количестве покупок), может сразу уйти.  

Отсутствие же очередей перед кассами, безусловно, способствует созданию у покупателей благоприятного впечатления о работе магазина. Ведь, даже если в соседнем магазине цены выше, но меньше очереди, покупатель в следующий раз может направиться туда. Это, конечно, не правило, однако факт остается фактом — «при прочих равных» для покупателя предпочтительнее тот магазин, в котором он тратит меньше времени как на выбор покупок, так и на их оплату. 

Каким же образом должна быть спланирована зона расчетов для того, чтобы даже в часы наибольшего наплыва покупателей они не создавали длинные очереди, а, наоборот, обслуживались быстро и эффективно. Важную роль здесь играет оптимальный выбор кассовых боксов — основного оборудования в прикассовой зоне, так как именно они являются базой для организации рабочего места кассира.

При прочих равных условиях предпочтение  отдается кассовым боксам с транспортером и широким накопителем с разделителем товара. Причем, чем больше площадь магазина, интенсивнее поток покупателей и больше средняя сума чека, тем длиннее должен быть транспортер — это обеспечивает быстрое обслуживание покупателей. Оптимальным же выбором для магазинов с ограниченной прикассовой зоной являются парные кассовые боксы. Их главное преимущество в том, что на одном и том же пространстве таких кассовых боксов всегда можно установить больше, чем одинарных, обеспечив тем самым большее количество рабочих мест.  Если площадь, отведенная под зону расчетов, неширока — а, значит, количество кассовых боксов, которые можно здесь установить, невелико — можно заранее предположить, что в часы наибольшего наплыва посетителей в ней будут скапливаться длинные очереди. Именно поэтому парные кассовые боксы  являются  наиболее эффективным решением в данной ситуации, поскольку они позволяют обслужить больше посетителей, чем равное количество стандартных одинарных боксов. Не нужно забывать и о том, что выбор модели кассового стола должен осуществляться строго с учетом формата магазина. Четкая градация мест кассира (кассовых боксов) по моделям и форматам представлена у любого опытного производителя или поставщика оборудования.

Рис 1. Варианты расстановки различных видов кассовых боксов на одной площади.

 

На рисунке 1 изображены кассовые боксы: одинарные и сдвоенные. Как видно из рисунка, при одной  и той же ширине зоны расчетов в ней можно разместить не менее 5 одинарных кассовых боксов — т.е. создать рабочие места для 5 кассиров. При установке двойных кассовых боксов количество рабочих мест увеличивается почти вдвое (8 рабочих мест).

Важной деталью является и положение кассира внутри кассового бокса. Дело в том, что скорость обслуживания покупателей может быть значительно увеличена за счет оптимального расположения POS-системы и посадки кассира. Когда кассир большую часть времени сидит боком к покупателю, он постоянно вынужден совершать лишние движения. Проведенные одной из исследовательских лабораторий США измерения показывают: при боковой посадке кассира из нескольких типичных движений, которые он совершает при обслуживании покупателя, наибольшее время затрачивается на поворот на 45 градусов (сканирование товара, контроль действий на мониторе или работа с клавиатурой, перекладывание товара в накопитель). При фронтальной посадке кассира (лицом к покупателю) количество лишних движений значительно сокращается, на 10-20% экономя время, требуемое на обслуживание  покупателей. Вышесказанное особенно важно для магазинов, не работающих в круглосуточном режиме (или сокращающих на ночной период число работающих в зале кассиров). В последние минуты перед закрытием магазина особенно велик риск потери покупателей. Выбор покупки в этот период осуществляется быстро — покупатель уже точно знает, что он хочет приобрести. И именно в этот момент экономия времени, достигаемая за счет оптимальной организации места кассира, может иметь решающее значение. 

В качестве рекомендации для  супермаркетов с неравномерным потоком покупателей и большим ассортиментом товаров можно посоветовать приобрести кассовые боксы с фронтальной посадкой кассира, длинным транспортером (до 60% длины самого бокса) и  большим накопителем, оборудованным разделителем покупок. Такой кассовый бокс  позволяет одновременно обслуживать нескольких посетителей: один забирает покупки из накопителя; второй рассчитывается с кассиром, в то время, как его покупки скапливаются во второй части накопителя; третий (и далее в зависимости от длины транспортера) выкладывает покупки на транспортер.

Ошибки в расчетах  при выборе оборудования приводят к многократному увеличению затрат в будущем. Растущие очереди к кассам  свидетельствуют о недооценке потенциала розничной точки. Это значит, что решение о количестве кассовых боксов, необходимом для качественного обслуживания покупателей, или об их параметрах было принято на основе неверных расчетов. Положение можно исправить двумя путями, но  оба повлекут за собой дополнительные расходы.

Информация о работе Организация расчетной зоны магазина и пути улучшения функционирования