Организация расчетной зоны магазина и пути улучшения функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2015 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Задачей данной курсовой работы является определение наиболее частых ошибок организации расчётных зон в магазинах, анализ их влияния на эффективность работы магазина и описание возможных путей их устранения.
Целью работы является определение наиболее рационального и эффективного способа организации расчётной зоны магазина для обеспечения более высокой степени удовлетворения покупателей и повышения эффективности организации работы магазина.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……2
Глава 1. Характеристика результатов товарно–хозяйственной деятельности магазина……………………………………………………….…4
Глава 2. Организация расчетной зоны магазина и зоны обслуживания покупателей. Пути улучшения их функционирования…………………….8
2.1. Организация расчетной зоны магазина и торгового зала в целом...…8
2.2. Пути улучшения функционирования расчётной зоны магазина…....15
Заключение……………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Первым из них является установка дополнительных кассовых боксов, и главная возникающая при этом трудность — отсутствие свободного места. Второй путь представляет собой замену старых боксов новыми.

В обоих случаях неизбежна перепланировка магазина, что чревато значительными финансовыми затратами, но во втором случае к списку убытков добавляются старые  кассовые боксы, на приобретение которых уже была потрачена некоторая сумма. Не стоит также забывать и о дополнительных расходах по привлечению покупателей в магазин (реклама, дисконтные карты, дегустации, розыгрыши), которые окажутся напрасными, если магазин не будет справляться с растущим потоком посетителей.

Площадь всей зоны узла расчёта магазина включает площадь, занятую кабинами кассиров–контролёров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчётных операций.

Для расчёта необходимого для магазина самообслуживания количества кассовых кабин используют формулу:

 

              П*в


          п*3600*и                =К,

 

где  К — количество рабочих мест кассиров–контролёров,

       П  — площадь торгового зала,

       п  —   площадь торгового зала  на одного покупателя,

        в  — среднее время расчёта с  одним покупателем,     

        и  — коэффициент использования  рабочего времени кассиром–контролёром.

Существуют и несколько более сложных формул расчета, из которых основными являются следующие:

N=(S*(T+f*t))/3600*q*K

N=(M*(T+f*t))/3600*K

Первая из них также «привязана» к торговой площади (S), но учитывает и множество других параметров; вторая основана на учете пропускной способности магазина  М (человек в час). Другие величины в формулах —это:

f - среднее количество единиц товара, приобретенное одним покупателем;

t - время обработки (сканирования) одной единицы товара;

T - дополнительное время (чаще всего  расходуется непосредственно на расчет с одним покупателем);

K - средний коэффициент использования  рабочего времени кассирами (обычно равен 0,7);

q – минимальная площадь торгового  зала.

q определяется строительными нормами и правилами, и равна 2,5 м на человека.[см.2 ст.294]

Эти формулы не универсальны, так как при одних и тех же исходных показателях (кроме базовых, лежащих в основе той или иной формулы) дают разные результаты. Следует учитывать, что разница в необходимом количестве кассовых мест в зависимости от используемого способа расчета может составлять до 30 %. Именно поэтому при проектировании зоны расчетов и определении необходимого количества рабочих мест кассиров очень важно учитывать как индивидуальные условия для каждого магазина, так и характеристики той или иной модели кассового бокса.

Необходимое количество инвентарных корзин и тележек определяется, исходя из среднего количества покупателей в магазине, среднего времени, проведённом в магазине покупателем, а также исходя из среднего количество наименований в чеке (покупатели, приобретающие небольшое количество товаров, как правило, предпочитают пользоваться инвентарными корзинами). 

Очень важно правильно определить потенциал магазина и выбрать именно ту модель кассового бокса, параметры которой обеспечат качественное обслуживание даже возросшего числа покупателей. При этом недостаточно просто установить некоторое количество кассовых боксов — их избыток приведет к простаиванию рабочих мест в период недостаточной загруженности  магазина, что будет являться напрасной тратой финансовых средств. С другой стороны, недостаточное количество рабочих мест кассира создаст очереди в зоне расчетов, что может отпугнуть покупателей. Ускорить процесс расчета и снизить вероятность образования больших очередей поможет правильный выбор модели с учетом формата и площади магазина, корректно рассчитанное количество кассовых мест и оптимальная организация рабочего места кассира внутри кассового бокса.

В супермаркете «БелМаркетКомпани» используются 7 сдвоенных кассовых боксов с длинными транспортерами, что позволяет избежать массового скопления покупателей на выходе из торгового зала и предотвратить возникновение многих из перечисленных выше проблем. Для более эффективного использования трудовых ресурсов в магазине введена почасовая оплата труда и свободный график работы: большинство сотрудников работают неполный рабочий день, что позволяет экономить на оплате труда. В тоже время в часы пик в магазине работают все 14 кассиров и дополнительные сотрудники для выкладки товара, а в вечернее время до закрытия магазина (супермаркет работает с 800 до 100) в зависимости от дня недели работают до 10 кассиров.

В целом можно сказать, что работа расчётной зоны, как и всего торгового зала,  в супермаркете «БелМаркетКомпани» организована согласно всем описанным в данной работе принципам. Этот магазин может служить примером рациональной и эффективной организации работы расчётной зоны сегодня.

Но требования покупателей (в том числе и к качеству обслуживания) постоянно увеличиваются и  развиваются. Поэтому, для того чтобы не упустить выгоду, магазин также должен изменяться в лучшую сторону, и администрация супермаркета «БелМаркетКомпани» это понимает.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Организация расчётной зоны магазина — процесс диалектический. С  одной стороны, он совсем не прост и очень важен, поэтому и требует к себе повышенного внимания.   Однако, с другой стороны, организация расчётной зоны не представляет из себя ничего сложного. Это лишь процесс, имеющий свои закономерности и подчинённый определённым правилам.

Конечно, нельзя гарантировать, что при соблюдении всех правил и рекомендаций по организации  расчётной зоны магазин станет приносить сверхприбыль, но можно совершенно точно сказать, что при соблюдении  принципов  организации расчётной зоны магазин станет привлекательным для покупателей, а это уже много значит.

Нужно помнить,  что эффективная работа и рациональная организация расчётной зоны магазина предназначена в первую очередь для удобства покупателей, и лишь опосредовано через это — для повышения прибыльности магазина.

Но не  стоит  и забывать о том, что эффективное функционирование расчётной зоны практически ничего не значит без соответствующей планировки торгового зала, ценовой и ассортиментной политики, стимулирования сбыта и множества других факторов, определяющих как эффективность работы магазина в целом, так и отношение к нему покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

  1. Виноградова С.Н. Организация и технология торговли— Мн.:2002 .
  2. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий.—М.:2003.
  3. Канаян К. Проектирование магазинов и торговых центров.—М.:2003.
  4. Мезена Т.К. Торгово-технологическое оборудование (курс лекций).—Мн:2000.
  5. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий.—М.:1998.
  6. Станкевич Л.Г. Организация и технология торговли.—Мн.:2000.
  7. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Под. ред. Соломатина А.Н.—М.:2002.
  8. Основные правила ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории РБ №666,7.06.1999 г. №62.
  9. Правила продажи товаров и продукции общественного питания из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Утв.приказом Министерства торговли РБ №53 от 14.05.1999 г.
  10. Сборник нормативных документов по организации торговли на территории РБ.—Мн.:1996.
  11. Типовые правила эксплуатации кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем. — Мн.: 2001.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов

Расположение проходов

Ширина, м, не менее

Между прилавками для хранения личных вещей покупателей и стеной (проход для покупателей в торговый зал)

1,7

Между кассовыми кабинами или прилавками обслуживания и установленными параллельно им островными горками

2

Между кабинами контролёров-кассиров

0,6

Между кассовыми кабинами и торцами островных горок

2

При доставке товаров в торговый зал с использованием подъёмно-транспортного оборудования ширина проходов должна быть не менее 2,2 м


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 


 



Информация о работе Организация расчетной зоны магазина и пути улучшения функционирования