Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 11:35, курсовая работа
Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой.
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для магазина «Василёк» и дать практические рекомендации по её оптимизации.
Введение 3
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание 6
1.1. Организация материальной ответственности в магазине 13
1.2. Режим работы и условия труда в магазине 16
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина 22
2. Организация трудовых процессов в магазине 28
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели 28
2.2. Организация труда в супермаркете 30
3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
Явочная численность
– это минимальное количество
персонала, которое должно
Среднесписочная
численность – это численность
персонала, определяемая в
Анализ численности
персонала производится во
Для характеристики
эффективности использования
При анализе
производительности труда
Влияние на
численность работников
Чо = То / Во
Чр = Т1 / Во
Ч1 = Т1 / В1
Численность
персонала зависит от
DЧтр = Ч1 – Т1 / (В1 *Jmp),
где Jmp – индекс трудоемкости./4, с. 172/.
Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары. Поэтому в отдельных случаях для более точной оценки производительности используют натуральные показатели.
Существенным
моментом в анализе
D Тч = (D Ч / D Т) * 100,
где D Тч – прирост товарооборота за счет прироста численности;
D Ч – прирост численности, %;
D Т – прирост товарооборота, %.
D Тп = 100 - D Тч,
где D Тп – прирост товарооборота за счет повышения производительности труда./4, с. 173-174/.
Критериями
оценки эффективности
Кпт = D ЧП / D ФП,
где Кпт – коэффициент прибыльности труда работника;
D ЧП – прирост чистой прибыли на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.;
D ФП – прирост фонда потребления на одного работника за определенный период времени, тыс. руб. Прибыльность труда можно рассчитать не только в целом по предприятию, но и по отдельным секциям и даже по рабочим местам./4, с.176-177/.
2. Организация трудовых процессов в магазине
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели
Акционерное общество супермаркет «Звездный» является закрытым акционерным обществом, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц), когда не используется форма открытой подписки на эмитируемые обществом акции, и они не могут свободно продаваться и покупаться. Местонахождение г. Екатеринбург, ул. Сурикова, 51.
¢¢Звездный¢¢ представлены в табл. 1.
Экономические показатели ЗАО ¢¢Звездный¢¢ ( в тыс. руб.)
Показатели
|
2000 |
2001 | |
абсолютная величина |
в % к 2000 г. | ||
1. товарооборот |
667822 |
458944 |
68,7 |
2. валовой доход |
60384 |
74309 |
123,1 |
3. издержки обращения |
55614 |
67143 |
120,7 |
4. прибыль от реализации |
5349 |
1181 |
22,1 |
5.сальдо от внереализационных операций |
- 577 |
5985 |
не сравнимо |
6. валовая прибыль |
4770 |
7166 |
150,2 |
7. прибыль чистая |
4265 |
7166 |
168 |
8.рентабельность (от прибыли чистой), % |
0,63 |
1,56 |
250 |
9. рентабельность (от прибыли от реализации), % |
0,8 |
0,26 |
32,1 |
10.эффективность коммерческой работы, % |
7,7 |
10,7 |
139 |
.
Данные таблицы довольно противоречивы. Снижение прибыли в 2001 году в 4,5 раза (22,1 %) одновременно сочетаются с повышением рентабельности в 2,5 раза! Но все данные, приведенные в табл., взяты из ежегодной бух. отчетности ЗАО Супермаркет «Звездный» и на них необходимо опираться.
Противоречивость данных из табл. можно объяснить следующим образом: в 2001 г. был очень высокий положительный уровень сальдо от внереализационных операций, что и позволило валовой прибыли подняться на 50,2 % , а чистой прибыли - на 68 %. Если же мы рассчитаем рентабельность от прибыли от реализации (строка 3), то рентабельность в 2001 г. составит всего 32,1 % от 2000 г. (стр. 8).
Рассмотрим организационную структуру управления ЗАО «Звездный» (см. рис.2)..
Всего в ЗАО Супермаркет «Звездный» (вместе с его филиалами) работает 1641 человек.
Общая площадь всех магазинов – 28614 м2, из них 63 %
(18027 м2) – площадь торгового зала.
Соотношение численности персонала по категориям функционального разделения труда:
а) управленческий персонал (директор, зам.директора, администраторы, товароведы, заведующие отделами (секциями), бухгалтер и т.д.) – 82 чел.(5 %).
б) основной (торгово-оперативный) персонал (работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале – продавцы, контролеры – кассиры, кассиры) – 1313 чел.(80 %).
в) вспомогательный персонал (обеспечивающий обслуживание основного персонала, а также поддерживающий надлежащее санитарно – гигиеническое состояние магазина – рабочие , уборщицы, электромонтеры, техники и др.) – 246 чел.(15 %).
Основные показатели по труду представлены в табл. 2
показатели |
2000 |
2001 |
отклонения (+,-) |
2001 г. к 2000 г. в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
товарооборот |
667822 |
458944 |
-208878 |
68,7 |
среднесписочная численность торговых работников |
1510 |
1641 |
+131 |
108,7 |
в том числе торгово-оперативных работников |
1152 |
1313 |
+161 |
114 |
удельный вес торгово- |
76,3 |
80 |
+3,7 |
104,8 |
товарооборот на одного торгового работника |
442,27 |
279,67 |
-162,6 |
63,2 |
товарооборот на одного торгово-оперативного работника |
579,71 |
349,54 |
-230,17 |
60,3 |
фонд рабочего времени, чел – день |
339750 |
369225 |
+29475 |
108,7 |
фонд заработной платы всех торговых работников |
21163 |
25228 |
+4065 |
119,2 |
Фонд заработной платы всех торговых работников в % к товаро-обороту |
3,2 |
5,5 |
+2,3 |
171,9 |
Фонд заработной платы всех торгово-оперативных работников |
18970 |
22182,4 |
+3212,4 |
116,9 |
Фонд заработной платы всех торгово-оперативных работников в % к товаро-обороту |
2,8 |
4,8 |
+2 |
171,4 |
Средняя годовая заработная плата одного торгового работника |
14 |
15,37 |
+1,37 |
109,8 |
средняя годовая заработная плата одного торгово-оперативного работника |
16,5 |
16,9 |
+0,4 |
102,4 |
Данные табл. 2 также противоречивы:
численность торговых работников ЗАО
Супермаркет «Звездный» выросла
на 8,7 % , но товарооборот упал на 31,3 %. Это
привело к падению
Мы оставляем за пределами
этой работы оценку истинности и достоверности
годовой бухгалтерской
Но, как свидетельствует ф. 5 Приложения к бухгалтерскому балансу, средняя годовая заработная плата одного торгового работника выросла на 9,8 % (строка 14 табл. 3).
Так как в ЗАО Супермаркет «Звездный» входит около двух десятков магазинов, и проанализировать трудовые процессы во всех сразу невозможно, выберем для анализа только головной магазин.
Данный супермаркет строился именно в расчет на большой % системы самообслуживания покупателей. Значительный экономический эффект при самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его товарооборота и валового дохода, ощутимого сокращения численности торговых работников и повышения производительности их труда, снижения уровня издержек обращения. К числу преимуществ метода самообслуживания следует отметить его универсальность. Методом самообслуживания можно продавать подавляющее большинство продовольственных и непродовольственных товаров.
При продаже товаров с открытой выкладкой обеспечивается свободный доступ покупателей ко всем имеющимся в продаже товарам. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей и осуществлению операций по отпуску товаров. По сравнению с продажей через прилавок этот метод удобен тем, что знакомиться с товаром могут одновременно несколько покупателей. Это ускоряет процесс продажи и увеличивает пропускную способность магазина. При этом производительность труда продавцов значительно повышается.
При применении этого метода мелкие предметы выкладываются насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары просто располагаются на прилавках так, чтобы это было удобно покупателям
Система самообслуживания
имеет более высокие
Но при этом некоторая
часть остальных звеньев
К важным факторам повышения
эффективности труда
Рациональная
организация труда работников
магазина не возможна без
При нормировании труда работников используют нормы времени, выработки и обслуживания.
Под нормами
времени понимают затраты
Норма выработки – объем работы (в стоимостных или натуральных показателях), который необходимо выполнить одному или группе работников в единицу времени.
Норма обслуживания
выражается в количестве
При технико-экономическом нормировании труда используют фотографию рабочего дня и хронометраж.
С помощью
фотографии рабочего дня
Путем хронометража устанавливают затраты времени на выполнение отдельных, многократно повторяющихся операций. С его помощью можно выделить работников, владеющих наиболее совершенными приемами выполнения операций или отдельных элементов, установить оптимальные затраты времени на осуществление этих операций или элементов.
Материалы
фотографии, хронометража и других
методов изучения рабочего