Организация финансового планирования на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной ВКР – рассмотреть процесс разработки финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание финансового планирования;
2. Ближе познакомиться с методикой финансового планирования;
3. Проанализировать финансовое состояние ПСБ – филиала ОАО «Тулаоблгаз»;
4. Составить баланс доходов и расходов (финансовый план) ПСБ – филиала ОАО «Тулаоблгаз»
5. Разработать направления совершенствования механизма планирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация финансового планирования на предприятиях.rtf

— 873.66 Кб (Скачать файл)

Если проект разрабатывается в сезонной или циклической отрасли, или в отрасли, где смежники требуют от новой фирмы наличных выплат (или необходимо капитальное строительство), прежде чем продукт будет готов к продаже и начнет приносить доход, прогноз денежных потоков является важнейшим фактором для принятия решения о продолжении дела. Детализованный прогноз, который понятен и пригоден для руководства, может помочь привлечь внимание к проекту, несмотря на периодически возникающие денежные кризисы, которые следует предотвращать.

Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия между денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критические точки, например при низком накоплении средств и при предполагаемых снижениях продаж. [34, 32 ]

Притоки и оттоки денежных средств по источникам возникновения классифицированы на три категории:

Основная деятельность

    1. Притоки денежных средств от:

ü продажи товаров и  услуг;

ü возврата по займам (доход от процентов) и ценным бумагам (доход по дивидендам).

· Оттоки денежных средств:

      1. поставщикам запасов;
      2. персоналу за услуги;
      3. кредиторам (в виде процентов);
      4. правительству в виде налогов;
      5. другим поставщикам операционных расходов.

Инвестиционная деятельность

· Притоки денежных средств от:

      1. продажи основных фондов;
      2. продажи обязательств или ценных бумаг другим организациям;

· Оттоки денежных средств на:

ü приобретение основных фондов;

ü покупка обязательств или ценных бумаг у других организаций.

Финансовая деятельность

· Притоки денежных средств от:

ü кредитов;

ü продажи собственных ценных бумаг фирмы.

· Оттоки денежных средств на:

ü погашение кредитов (выплата суммы долга);

ü повторную покупку собственных ценных бумаг фирмы;

выплату дивидендов акционерам. [11, с.116-117]

Значение бюджета доходов и расходов:

1) Демонстрируют эффективность хозяйственной деятельности каждого вида  бизнеса.

2) Устанавливает лимиты (нормативы) основных  видов расходов, прибыли, резервов формирования и увеличения прибыли.

3) Определяет фонды потребления и накопления.

4) Позволяет оптимизировать налоговые отчисления в бюджет.

 

 

 

Показатели бюджета доходов и расходов:

1) Общий оборот. Определяется по стоимости отгруженных товаров, включая НДС, таможенные пошлины и другие косвенные налоги в соответствии с прогнозом сбыта. Для производственных структур включает также прирост незавершенного производства по планируемым затратам.

2) Резерв для расчетов с бюджетом. Устанавливается отдельно руководителями предприятия по конкретному виду бизнеса. Он должен быть стабильным, неизменным. Состоит из всех платежей с общего оборота (НДС, НП, акциз, таможня и т.д.). [12, с. 248]

3) Чистые продажи (чистая выручка от реализации) = общий оборот-резерв.

4) Прямые затраты. Здесь отражаются те виды ожидаемых затрат, которые прямо пропорционально связаны с ростом объемов продаж и чья доля чистой выручки от реализации остается почти неизменной  в течение 1-3 лет. Конкретный набор зависит от вида бизнеса, но выделяется всегда 3 основных статьи:

1. Оплата сырья, материалов.

2. Оплата  операционных (производственных, эксплуатационных) расходов.

3. Расходы на зарплату основного производственного  персонала.

5) Накладные расходы. Те виды затрат, которые в принципе относятся к прямым переменным, но не могут быть определены на единицу товарной продукции в данный период.

6) Валовая прибыль (= чистые продажи - прямые затраты). Это первая контрольная точка состояния бизнеса. В России на сегодня состояние валовой прибыли должно быть не менее 40 - 45 % по мнению экспертов (на Западе не ниже 30 %).

7) Постоянные расходы. Расходы, являющиеся условием существования организации, но с хозяйственной деятельностью связаны косвенным образом. Их удельный вес в доле чистой выручки должен быть минимальным. (Балансовая прибыль = Валовая прибыль - все расходы указанные выше). [12, с. 248]

Для получения инвестиционного кредита в России норма чистой прибыли должна составлять 20-25 %, в развитых странах - 10-15 %. Тогда это считается высокорентабельным видом бизнеса и дает возможность получить кредит на 10-15 лет, в России - не более чем на 1 год.

 

Бюджет движения денежных средств (БДДС).

Это план движения расчетных счетов и наличия денежных средств в кассе. Все доходы и расходы увязаны во времени, а также по условиям поступления и использования. [31, с. 173]

Задача бюджета: контроль положительного конечного сальдо БДДС. Составляется на весь бюджетный период с помесячной (или более подробной) разбивкой. Бюджет отражает потребность в дополнительных источниках средств (кредиты, инвестиции). При расчете источников существует следующий порядок:

    1. Устанавливается объем средств для финансирования инвестиционных затрат (дополнительных затрат). Используются данные плана капитальных затрат, что является нижней границей уровня финансирования из внешних источников.
    2. Определяются дополнительные текущие затраты в том числе для пополнения оборотных средств.
    3. На основе полученного прогноза конечного сальдо устанавливается превышение реальных расходов минимального уровня внешнего финансирования.

Расчетный баланс.

Состоит из активов и пассивов.

Активы: имущества, обязательства потребителей (других лиц), которыми будет располагать предприятие  на определенную дату бюджетного периода.

Пассивы: те обязательства, которые будет нести предприятие перед кредиторами (поставщиками, инвесторами).

Расчетный баланс довольно трудоемок, следовательно необязателен, хотя желателен. [Пр и пл, с. 120 ]

1. Финансовый план. Цель: сформулировать и представить полную и достоверную систему проектов ожидаемых финансовых результатов деятельности. Здесь обобщаются все предшествующие расчеты в стоимостном варианте. Возможны 2 финансовых цели предприятия:

      1. Максимизация прибыли (высокая чистая прибыль).
      2. Максимизация стоимости бизнеса (высокая рыночная цена акций, пая).

Здесь разрабатывают:

    1. Прогноз объемов реализации. Разрабатывается с учетом плана маркетинга. [30, с. 61]

Таблица 2.3.2

План маркетинга

 

Объемы реализации в натуральном выражении

Цена за единицу

Всего продаж

А

     

В

     

С

     

 

    1. Прогноз прибылей и убытков. Показывает процесс формирования и изменения прибыли. Выявляет рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, прямых и накладных издержек, взаимоотношения с бюджетом чистой прибыли.
    2. Прогноз движения денежных средств. Оценивает потребность в деньгах по времени. Проверяет синхронность поступления и расходования денежных средств.
    3. Сводный баланс. Его рекомендуется составлять на начало и конец первого года. Цель - определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающего устойчивость фирмы.
    4. График достижения безубыточности. Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки). С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию. [5, с. 142 ]

Расчет ведется на основании доходов и затрат и уровня цены на единицу продукции. Цель расчета - определение критического объема производства и запаса финансовой прочности предприятия.

Критический объем производства (Vкр) определяется по формуле:

 

Vкр=УПЗ/(Ц-УППЗ),  [5, с. 143]

 

Где УПЗ - сумма условно-постоянных затрат, руб.,

 Ц - цена единицы продукции, руб.,

УППЗ - сумма условно-переменных затрат на единицу продукции, руб.

Запас финансовой прочности» определяется как разница между планируемым размером выручки и размером пороговой выручки и отражает размер, до которого можно снижать объем производства или цену продукции с тем, чтобы производство не оказалось убыточным.

Сопоставлением критического объема производства с планируемым выпуском продукции определяется дата, с которой проект начнет приносить прибыль. Для построения графика безубыточности следует составить уравнения следующего вида. [33, с.652]:

 

у1=ах;

у2=а0+а1х,

 

где у1 - выручка, руб.,

у2 - затраты (полная себестоимость) на производство продукции, руб.,

а - цена единицы продукции без НДС, руб./ед.,

х - планируемый объем реализации продукции, ед.,

а0 - сумма условно-постоянных затрат (УПЗ), руб.,

а1 - сумма условно-переменных затрат на единицу продукции(УППЗ), руб./ед.»

В заключении финансового раздела излагается стратегия финансирования, т.е. какие источники средств предоставляются.

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы совершенствования и пути улучшения финансового планирования на предприятии «ПСБ - филиал ОАО «Тулаоблгаз»

3.1. Составление баланса доходов и расходов (финансового плана) ПСБ - филиала ОАО «Тулаоблгаз».

 

Для составления финансового плана в ПСБ мне были предоставлены документы:

    1. Бухгалтерский баланс (приложение 1);
    2. Приложение к бухгалтерскому балансу за период с 1 января по 31 декабря 2003 года (Приложение 2);
    3. Отчёт о прибылях и убытках за период с 1 января по 31 декабря 2003 года (приложение 2);
    4. Отчёт об изменениях капитала за период с 1 января по 31 декабря 2003 года (приложение 4);
    5. Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) за 2003 год (приложение 5);
    6. Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов за 2003 год(приложение 6);
    7. Основные сведения о деятельности предприятия за 2003 год(приложение 7).

Предоставленных данных недостаточно для составления баланса доходов и расходов, так как некоторые из них организация не разглашает в связи с коммерческой тайной. Поэтому необходимые данные для составления баланса доходов и расходов будут скорректированы.

При составлении финансового плана необходимо:

  1. Исчислить и распределить амортизационные отчисления. Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из среднегодовой стоимости амортизируемых основных фондов в планируемом периоде и средневзвешенной нормы амортизационных отчислений, приведённых в исходных данных.
  2. Рассчитать смету затрат на производство продукции. При определении производственной себестоимости  товарной продукции нужно обратить внимание на особенности учёта изменения остатков незавершённого производства и остатков расходов будущих периодов при их увеличении или сокращении. Изменение остатков незавершённого производства определится после расчёта норматива оборотных средств (таблица 6).
  3. Определить объём реализуемых услуг и прибыли (таблица 4). Остатки готовой продукции на складах на конец года рассчитываются исходя из норм запаса в днях (таблица 3) и данных сметы затрат на производство на четвёртый квартал.
  4. Составить проект Отчёта о прибылях и убытках (таблица 9). Данные для расчёта представлены в таблице 3 и рассчитаны в таблице 4.

Информация о работе Организация финансового планирования на предприятиях