Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 10:12, курсовая работа
Проблемное обучение сегодня – одна из основных технологий обучения, претворяющих в жизнь гуманистическое направление педагогической науки и практики. Проблемное обучение можно рассматривать как технологию развивающего образования, направленного на активное получение учащимися знаний, формирование приёмов исследовательской познавательной деятельности, на приобщение студентов к научному поиску, творчеству, на воспитание профессионально значимых качеств личности. Основное дидактическое назначение проблемного обучения состоит в педагогическом управлении активной поисковой деятельностью обучающихся.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 4
1.1. История развития и становления 4
1.2. Основные функции и признаки проблемного обучения 7
1.3. Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения 10
1.4. Структура проблемного урока 12
1.5. Варианты решения и постановки проблемы 17
1.6 Система методов проблемно-развивающего обучения 20
2. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПРОБЛЕМНЫХ УРОКОВ ПО ТЕМЕ «ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ» 30
2.1. Монологический метод 30
2.2. Диалогический метод 31
2.3. Эвристический метод 34
2.4. Исследовательский метод 36
2.5. Алгоритмический метод 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Определение: исследовательский метод - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и организации преподавателем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер.
Основные функции: формирование творческого мышления и других составляющих интеллектуальной сферы, самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий, стимулирование появления у учащихся новых способов действий, которым их заранее не обучали; формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер.
Правила: 1) учитель, исходя из возможности и целесообразности проблемного обучения, дает учащимся самостоятельную работу по решению учебной проблемы; 2) созданием проблемной ситуации и постановкой задания по ее разрешению учитель побуждает учащихся к учебной деятельности поискового характера; 3) контроль и оценка проводятся по рациональному способу решения познавательных заданий, по умению ставить и решать учебные проблемы, излагать результаты и доказывать свои выводы.
Исследовательский метод (как более сложный) применяется реже эвристического на доступном учащимся материале, изучение которого чаще связано с выполнением практических или теоретических работ поискового характера. Этот метод применяется в форме организации и проведения лабораторных и практических работ, практикумов, при проведении общественных смотров знаний, при решении в течении нескольких уроков тематических межпредметных (интегративных) учебных проблем, при решении целостной проблемы творческими группами учащихся, при организации учебных игр.
Основные признаки: устное инструктирование учащихся; показ образца действия и алгоритма (совокупности правил и предписаний) его выполнения; наличие деятельности по образцу и алгоритму; возможны ситуации, когда алгоритмы разрабатывают сами учащиеся.
Определение: алгоритмический метод обучения - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил организации учителем процесса усвоения новых знаний и способов действий (включая усвоение алгоритмов) путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий.
Основные функции: формирование у учащихся умений работать по определенным правилам и предписаниям; организация лабораторных и практических работ по инструкциям; формирование умения самостоятельно составлять новые алгоритмы деятельности.
Основные правила: 1) учащихся подробно инструктируют как выполнить задание; 2) им показывается образец практического выполнения задания; 3) при выполнении задания учащиеся пользуются предложенным учителем алгоритмом (или разрабатывают его сами); 4) контроль и оценка осуществляется в ходе и по результатам деятельности.
Применяя алгоритмический метод обучения, преподаватель имеет возможность показать учащимся готовые образцы действий, он дает предписания, учит их алгоритмам действий, учит самостоятельно составлять их, формирует умения и навыки практической исполнительской деятельности (самостоятельное ее планирование, коррекция, контроль, разработка алгоритмов). На основе этого метода формируются индивидуальные способности усвоения новых знаний и овладения умениями.
Реализуется данный метод в форме заданий, выполняемых по алгоритму или поиску нового алгоритма. В основе алгоритмического метода лежит передача алгоритма действия в форме инструктажа о целях, задачах, способах выполнения предстоящего задания (зачем, что и как делать). В зависимости от уровня развития учащихся инструктаж может быть кратким, обобщенным или подробным, детальным, может проводиться в вопросно-ответной форме или с применением письменных предписаний, карточек, ТСО. Например, при выполнении лабораторно-практических работ можно предложить такой план деятельности: 1. Какова цель предстоящей работы? Что нужно сделать, какое новое знание усвоить, каким способом овладеть, какое умение выработать? 2. Что для этого необходимо сделать? Что нужно определить в работе? Какую закономерность необходимо проверить? Как она формулируется, как доказывается? и т.д.
Основные признаки: машинное и безмашинное программирование учебного материала с постановкой вопросов и заданий учащимся для самостоятельного усвоения знаний и способов действий.
Определение: программированный метод - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил структурирования учебного материала и управления самостоятельной работой учащихся по его изучению с помощью программных педагогических средств (ППС).
Основные функции: управление с помощью ППС и ТСО учебной деятельностью; обучение навыкам самоконтроля; обучение навыкам работы с компьютером; составление обучающих и других программ для компьютера; развитие индивидуальных способностей.
Правила: 1) учебный материал структурируется с помощью ППС; 2)включение учащихся в учебную деятельность и побуждение к выполнению программированных заданий осуществляется за счет новизны форм работы и мотивационного обеспечения учебного процесса, заложенного при разработке ППС; 3) контроль и оценивание проводятся по результатам выполнения программированных заданий.
Программированный метод
с внедрением персональных компьютеров
занимает все больший удельный вес
среди остальных методов
Разработка проблемных уроков осуществляется на основе методов проблемно-развивающего обучения.
Таблица 1
Структурный элемент урока |
План деятельности преподавателя |
План деятельности учащихся |
Время этапа урока |
1. Актуализация имеющихся знаний |
Сообщить учащимся тему урока и план объяснения Тема – Основной капитал предприятия План: 1. Понятие основного капитала. Экономическая сущность производственных фондов. 2. Классификация и структура основных фондов. 3. Формы учёта и
методы оценки основных |
Записать тему урока и план |
3 мин. |
2. Усвоение новых знаний и способов действий |
Сформулировать основную проблему содержания учебного материала Объяснить схему «Классификация основных фондов» Показать основные формулы |
Уяснение основной проблемы Запись основных положений по ходу объяснения преподавателя |
25-30 мин. |
3. Формирование умений и навыков |
Привести пример расчёта типовой задачи |
Уяснение алгоритма расчёта задачи |
20 мин. |
Таблица 2
Структурный элемент урока |
План деятельности преподавателя |
План деятельности учащихся |
Время этапа урока |
1. Актуализация имеющихся знаний |
Тема – Износ основных фондов. Амортизация. Расчёт амортизационных отчислений. Раздать тест Поставить проблемный вопрос перед учащимися – Дайте определение понятию «износ»? В результате влияния каких факторов происходит износ оборудования? Показать взаимосвязь рассматриваемого вопроса с ранее изученным материалом |
Понимание сущности вопроса
Осмысление проблемы
Понимание сущности логических связей |
5-7 мин. |
2. Усвоение новых знаний и способов действий |
Предложить выдвинуть гипотезы для решения проблемы Предложить решение проблемы Постановка вопросов |
Выдвижение гипотез |
15-20 мин. |
3. Формирование умений и навыков |
Предложить выдвинуть гипотезы для решения проблемы Сформулировать решение проблемы Сделать общий вывод |
Выдвижение гипотез Самоанализ и контроль промежуточных значений Записать выводы |
40 мин. |
На этапе формирования умений и навыков учащиеся решают задачу. Условия задачи выдаются на отдельном листе.
Задача
Определить годовую
сумму амортизационных
Приобретён объект стоимостью 120 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Коэффициент ускорения – 2.
Приобретён объект основных
средств стоимостью 150 тыс. руб. Срок
полезного использования
Приобретён объект основных
средств стоимостью 150 тыс. руб. Срок
полезного использования
Приобретён автомобиль грузоподъёмностью более 2т с предполагаемым пробегом 400 тыс. км стоимостью 80 тыс. руб. В отчётном периоде пробег составляет 5 тыс. км.
Тест
Вариант 1
Выберите правильный вариант ответа
А) срока полезного использования объекта;
Б) стоимости объекта.
2. Амортизация не начисляется на
А) хозяйственный инвентарь;
Б) товары;
В) нематериальные активы.
3. Возмещение износа
основных производственных
А) бюджетных ассигнований;
Б) капитальных вложений.
4. Физический износ основных средств предполагает
А) снижение стоимости создаваемых основных фондов;
Б) постепенную утрату стоимости основных фондов.
5. Первая форма морального износа обусловлена
А) снижением стоимости средств производства;
Б) появлением более производительной и экономичной техники.
Эталон: 1-Б, 2-Б, 3-Б,4-Б, 5-А.
Тест
Вариант 2
Выберите правильный вариант ответа
А) срока полезного использования объекта;
Б) стоимости объекта.
2. Амортизация не начисляется на
А) земельные участки и объекты природопользования;
Б) МБП;
В) инструмент.
3. Возмещение износа
непроизводственных фондов
А) бюджетных ассигнований;
Б) капитальных вложений.
4. Моральный износ основных фондов предполагает
А) снижение стоимости создаваемых основных фондов;
Б) постепенную утрату стоимости основных фондов.
5. Вторая форма морального износа обусловлена
А) снижением стоимости средств производства;
Б) появлением более производительной и экономичной техники.
Эталон: 1-А, 2-А, 3-А, 4-А, 5-Б.
Таблица 3
Структурный элемент урока |
План деятельности преподавателя |
План деятельности учащихся |
Время этапа урока |
1. Актуализация имеющихся знаний |
Тема – Оборотный капитал предприятия Организовать работу студентов по выполнению теста Показать взаимосвязь рассматриваемого вопроса с ранее изученным материалом Показать противоречие между основным и оборотным капиталом Поставить проблемный вопрос – Для чего предприятию необходим оборотный капитал? |
Запись темы Ответы на вопросы теста Осмысление связи Осознание сущности проблемы
Осознание сущности проблемы |
10-15 мин. |
2. Усвоение новых знаний и способов действий |
Поставить вопрос – какие существуют стадии кругооборота оборотного капитала? Организовать работу студентов по выполнению творческой работы (рисуют схему кругооборота оборотного капитала; составляют таблицу «Состав и структура оборотных средств») |
Самостоятельная работа с учебником Выдвижение гипотез Коллективное обсуждение проблемы в группе (4-5 групп) Построение схемы Составление и заполнение таблицы |
25-30 мин. |
3. Формирование умений и навыков |
Прокомментировать полученные результаты Повторить главное Сформулировать теоретические положения Сделать заключение |
Запись теоретических положений Вопросы к преподавателю по уточнению выводов и положений |
30 мин. |