Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 12:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение основних характеристик деятельности фирмы в рыночной экономике.
В соответствии с целью курсовой работы автором поставлены следующие задачи:
- определить понятие и общие характеристики фирмы, рассмотреть объективные причины возникновения и существования фирм;
- дать классификацию фирм;
- определить цели и задачи деятельности и организационной структуры фирм;
Введение………………………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты деятельности фирм………........................................................................4
1.1. Понятие, общая характеристика фирмы и объективные причины возникновения и существования фирм…………………………………………………………………………………...4
1.2 Классификация фирм……………………………………...……………………………………….6
1.3 Цели и задачи деятельности и организационная структура фирм (предприятий)…………….9
2. Особенности поведения фирмы в условиях различных рыночных структур…………………18
2.1 Типология рыночных структур…………………………………………………………………..18
2.2 Поведение фирмы в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции….20
2.3 Поведение фирмы в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур…..……..25
2.4 Фирма как институт рыночной экономики……………………………………………………..32
2.5 Роль государства в функционировании фирмы……………...…………………………………34
Заключение……………………………………………………………………………………………36
Список используемой литературы…………………………………………………………………. 38
фирма предпринимательство
Таблица 1.1
Цели деятельности фирмы
Общественная группа |
Ожидаемые результаты деятельности фирмы |
Общество в целом |
Экономический рост |
Поступления от налогов | |
Уравнивание власти | |
Уравнивание доходов | |
Сохранение окружающей среды | |
Сохранение природных ресурсов | |
Местная община |
Благосостояние общины |
Держатели акций |
Рост доходов |
Кредиторы |
Рост стоимости акций |
Потребители |
Стабильность доходов |
Справедливые цены | |
Обеспечение выбора | |
Удовлетворение потребностей | |
Управляющие |
Рост доходов |
Профессиональный интерес | |
Работники наемного труда |
Занятость |
Уровень оплаты | |
Досуг | |
Условия труда | |
Удовлетворение от работы |
Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами:
диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности);
страхованием собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательности предполагаемых объектов капиталовложений;
использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной;
правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.
Фирмы могут иметь разнообразные цели и, соответственно, достигать их различными путями и способами. К фирмам (предприятиям) относятся заводы, фабрики, комбинаты, фирмы, стройки, шахты, карьеры, дороги, автохозяйства, рестораны, магазины, фермы.
В системе Российского законодательства различные виды фирм, предприятий, учреждений, организаций принято называть организацией.
Внутренняя среда фирмы (предприятия) - это средства производства (предметы и орудия труда, производственные здания и сооружения, территория – земля), персонал, информация, денежные средства. Результатом взаимодействия элементов внутренней среды является продукция (работы, услуги).
Соотношение указанных элементов показано на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Внутренняя среда предприятия
Если фирма способна к изменениям, гибко реагирует на динамику внешней среды, быстро адаптируется к потребностям рынка, оно может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства. Внешняя среда предприятия представлена на рис. 1.2., стр.15.
Рис.1.2. Внешняя среда фирмы
Если же фирма своевременно не реагирует на требования различных стадий жизненного цикла, то дело будет неуклонно приближаться к спаду деловой активности и банкротству (рис. 1.3).
Рис.1.3. Стадии жизненного цикла фирмы
Существуют некоторые условия, выполнение которых помогает сохранить нормальное функционирование фирмы и уменьшить риск банкротства:
• избегать излишнего оптимизма, когда, кажется, что дело идет успешно;
• разрабатывать и осуществлять качественные планы по маркетингу с четкими целями;
• систематически делать обоснованные прогнозы по наличности;
• идти в ногу с потребностями рынка;
• своевременно выявлять критические моменты, которые могут представлять собой угрозу для предприятия.
Руководители фирмы должны обращать внимание на любые изменения в функционировании самого предприятия и в окружающей среде, которые могут быть первыми сигналами о надвигающейся беде.
Наименее жёсткая альтернатива банкротству – реорганизация предприятия, цель которой – его оживление. В этом случае разрабатывается и осуществляется план выхода из кризисной ситуации, который может включать слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования предприятия, в результате чего создаются новые, ликвидируются существующие юридические лица, меняется организационно-правовая форма предприятия.
Особой формой реорганизации является реструктуризация предприятия, которая включает систему мероприятий по улучшению управления на предприятиях, повышению эффективности производства и конкурентоспособности продукции, повышению производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности. Реструктуризация должна способствовать оздоровлению экономики предприятия, восстановлению платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости.
В том случае, когда результаты деятельности предприятия ведут к банкротству, может быть проведена санация (оздоровление) предприятия.
Санация — это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение банкротства и ликвидации предприятия. Суть санации состоит в передаче (по решению суда) функций по управлению делами фирмы государственному органу или совету кредиторов из числа уполномоченных специалистов по делам о несостоятельности.
Применение процедуры санации создает реальные возможности для решения следующих задач: обеспечение выживания предприятия; заключение мировой сделки между должниками, и кредиторами; достижение лучшей реализации активов предприятия, чем при его ликвидации.
Санация может осуществляться организационными и финансовыми методами. В первом случае проводятся изменения в административном аппарате предприятия, устраняются или сокращаются нерентабельные подразделения. Финансовые меры могут предусматривать выпуск новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала, увеличение банковских кредитов и предоставление бюджетных субсидий, уменьшение дивидендов (процентов) по акциям (облигациям, депозитам), отсрочку их погашения (выплат), перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную. Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства. Под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров работ, услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Основным признаком несостоятельности (банкротства) является приостановление текущих платежей – предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. По истечении указанного срока кредиторы предприятия-должника получают право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). В суд может обратиться с заявлением и сам должник.
Ликвидация фирмы (предприятия), т.е. прекращение деятельности, происходит по причине банкротства по решению собственника имущества, либо по решению суда.
2. Особенности поведения фирмы в условиях различных рыночных структур
2.1 Типология рыночных структур
В условиях рыночной экономики функционирование отдельной фирмы происходит в различных рыночных структурах, каждая из которых имеет свои параметры и может быть представлена в виде определенной модели рынка.
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д. В общем виде различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции (производство одежды, обуви, сфера услуг, торговля и т.д.), а также олигополии (автомобильная промышленность, металлургия). Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Хотя совершенная конкуренция - явление редкое, ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным.
Определим основные отличительные черты данных типов рынка. Для этого выявим параметры, используемые для классификации рынков продавцов и покупателей, а также определим показатели, описывающие тип рыночной структуры.
К таким параметрам, используемым для классификации типов рынка продавца, относят численность продавцов и характер продукта (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Типология рыночных структур
Тип продукта |
Количество продавцов | ||
Один |
Несколько |
Много | |
Однородные продукты |
Чистая монополия |
Гомогенная олигополия |
Чистая конкуренция |
Дифференцированные продукты |
Чистая многопродуктовая монополия |
Олигополия с дифференциацией продукции |
Монополистическая конкуренция |
Согласно другим авторам, в основу типологизации положено различие в количестве субъектов рыночных отношений (табл. 2.2, стр. 19).
Таблица 2.2
Типы и виды рынков
Покупатели |
Продавцы | ||
| Много |
Несколько |
Один |
Много |
Совершенный рынок |
Олигопольный рынок |
Монопольный рынок |
Несколько |
Рынок с олигопсонией |
Рынок с двойной олигополией |
Монопольный рынок |
Один |
Рынок с монопсонией |
Рынок с монопсонией |
Рынок с двойной монополией |
Однородность продукта и незначительная доля экономических индивидов относительно размера рынка (т.е. атомистическая структура рынка) являются достаточным условием для существования чистой конкуренции. При добавлении некоторых дополнительных структурных условий, таких как - отсутствие барьеров и мобильность ресурсов, конкуренция в экономической теории считается совершенной.
Подход к вычислению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении цены и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма, и тем в большей степени рынок становится несовершенным.
Согласно парадигме
«структура-поведение-
Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество.
Информация о работе Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике