Основы рыночного поведения конкурентных фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:42, лекция

Краткое описание

Различают два основных типа рыночной конкуренции: совершенная и несовершенная.
Совершенная конкуренция – такое состояние рынка, когда производитель не способен повлиять на уровень рыночной цены.
Несовершенная конкуренция – состояние рынка, при котором индивидуальный производитель способен повлиять на рыночную цену.
Кроме того, в микроэкономике, в рамках этих типов конкуренции, принято выделять и особые виды: ценовая, неценовая, внутриотраслевая и межотраслевая.

Содержание

1. Типы конкуренций и основные рыночные структуры. Два метода анализа рыночных структур.
2. Совершенная конкуренция и её основные признаки.
3. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Кривая предложения конкурентной фирмы.
4.Равновесие фирмы – совершенного конкурента в долгосрочном периоде.
5. Оценка эффективности совершенной конкуренции.
Ключевые понятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 3.docx

— 311.47 Кб (Скачать файл)

Тема 3. Основы рыночного  поведения конкурентных фирм

 

1. Типы конкуренций  и основные рыночные структуры.  Два метода анализа рыночных  структур.

2. Совершенная  конкуренция и её основные  признаки.

3. Равновесие  конкурентной фирмы в краткосрочном  периоде. Кривая предложения конкурентной  фирмы.

4.Равновесие фирмы  – совершенного конкурента в  долгосрочном периоде.

5. Оценка эффективности  совершенной конкуренции.

Ключевые понятия.

 

1. Типы  конкуренций и основные рыночные  структуры. Два метода анализа  рыночных структур

         Конкуренция (от лат. сoncurrere – сталкиваться) – форма столкновения интересов субъектов рынка, их соперничества. Условия, в которых протекает рыночная борьба, называются рыночной структурой.

Различают два основных типа рыночной конкуренции: совершенная и несовершенная.

Совершенная конкуренция – такое состояние рынка, когда производитель не способен повлиять на уровень рыночной цены.

Несовершенная конкуренция – состояние рынка, при котором индивидуальный производитель способен повлиять на рыночную цену.

Кроме того, в микроэкономике, в рамках этих типов конкуренции, принято выделять и особые виды: ценовая, неценовая, внутриотраслевая и межотраслевая.

Ценовая конкуренция – действия фирм, направленные на привлечение покупателя с помощью установления более низких, чем у соперника цен (дампинг).

Неценовая конкуренция – действия фирм, направленные на привлечение покупателя повышением потребительной ценности товара.

Внутриотраслевая  конкуренция – конкуренция между предприятиями области за отраслевые цены (внутриотраслевая себестоимость).

Межотраслевая конкуренция – конкуренция между производителями за общие цены производства.

Под рыночной структурой понимаются основные характерные черты рынка. С точки зрения условий конкуренций  на рынке выделяют следующие  модели:

    • рынок совершенной конкуренции

рынки с несовершенной конкуренции


рынок чистой монополии


    • рынок монополистической конкуренции
    • рынок олигополии

 

 

Критерии, на основании которых  различают рыночные структуры:

  1. количество и размеры фирм, работающих на данном рынке (количественный);
  2. характер производимой фирмой продукции, т.е. производство однородного (стандартизированного) или разнородного (дифференцированного) продукта;
  3. характер доступа фирм на рынок, т.е. наличие, либо отсутствие  барьеров на входе в рынок или выходе из него;
  4. способность фирмы влиять на уровень рыночной цены;
  5. наличие, либо отсутствие неценовой конкуренции;
  6. характер доступа к рыночной информации;
  7. способность или неспособность фирмы удерживать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.

Анализ любой модели рынка  ставит цель дать ответы на вопросы: каким будет объем выпуска фирмы, позволяющий ей максимизировать прибыль? каким будет объем выпуска минимизирующий убытки? При этом следует учесть, что лишь на рынке совершенной конкуренции фирма не может повлиять на рыночную цену, на других же рынках она стремится к завышению цены в результате недопроизводства продукции.

Грамотный экономический  анализ рынков и рыночного поведения  фирм можно проводится  двумя методами:

1. Методом сопоставления  совокупных величин (TR - TC),

2. Методом сопоставления  предельных величин (MR - MC).

Алгоритм  первого метода требует расчета:

(3.1)


, где


- совокупная выручка,

- цена продукта,

(3.4)


(3.3)


(3.2)


- количество товара.


2. , где

 – совокупные издержки,

 – средние совокупные  издержки.

3. , где

 – прибыль.

Алгоритм  второго метода также включает следующие  расчеты:

1.   ; , где

- предельный доход,

(3.7)


(3.6)


(3.5)


- предельные издержки.


2.

3. , где

 – прибыль (убытки) на единицу продукции.

4.

В ходе своей деятельности на рынке фирма может столкнуться  с различными ситуациями:

    (3.8)


1. Ситуация максимизации  прибыли:


                                  (3.9)



метод предельного анализа


  (3.9)



 

 

   (3.10)


1. Ситуация минимизации  убытков:


, где

 (3.11)


- совокупные переменные  издержки.


(3.12)



, где

 – средние переменные  издержки.

 

(3.13)


2. Ситуация закрытия фирмы:


(3.14)


                  


 

 

С помощью двух методов  можно определить, в какой конкретной ситуации оказывается на данном рынке  фирма: максимизация прибыли, минимизация  убытков или ситуация закрытия фирмы. Это требует от фирмы чёткого  анализа и обоснованного решения. Для того чтобы определить максимальный объём выпуска, мы должны  найти  ситуацию, характерную данному производителю.


 


Метод совокупных величин:

 

TC


а) Модель максимизации прибыли


TR,TC


 


TR


 


 

Пmax






Q



 

0



Q1


Qопт


Q2



 

 

Рисунок 3.2. – Случай максимизации прибыли 

 

Промежуток ( Q1 ,Q2)  показывает, что при данных объёмах совокупные выручке равны совокупной издержки (TR=TC), что означает достижения объёма безубыточности.

Промежуток ( 0-Q1)  показывает нежелательный объем производства, за счёт увеличения совокупных издержек фирма находится в убытке (TC>TR).

Промежуток (>Q2)  показывает, что при данных объёмах  совокупные издержки больше, чем совокупная выручка (TC > TR), следовательно, фирма находится в убытке.

 Промежуток [Q1 -Q2] – Qопт.

Максимальное расстояние между TR и TC - Qопт., который покажет размер максимальной прибыли.

б) Модель минимизации убытков

 

Уmin

TR

0

TC=TFС+TVC

Qопт

Q

TVC

TR,TC

Рисунок 3.3. – Случай минимизации убытков (Qопт – объем производства, минимизирующий убытки)

Данный график отображает невысокий объём прибыли, издержки данной фирмы не покрываются выручкой.

Минимальное расстояние между TR и TC - Qопт. . который покажет размер минимальных убытков.

в) закрытие фирмы

 

TR,TC

Q

0

TR

TVC

ТС

Рисунок 3.4. – Случай закрытия фирмы

 

Если выручка не покрывает  совокупные издержки (TC) и совокупные переменные издержки (TVC),то фирме следует закрыться.

Метод предельного анализа  требует знания особенностей спроса на продукт фирмы в конкретных рыночных ценах. Поэтому этот метод  следует применять к конкретной рыночной модели – рынок совершенной конкуренции.

2. Совершенная  конкуренция и её основные  признаки

Совершенная конкуренция – такое состояние рынка, когда большое количество фирм продают стандартизированный продукт, и ни одна из них не обладает достаточной, для влияния на цену, долей продаж.

Признаки рынка совершенной  конкуренции:

1. На рынке оперирует  множество малых, иногда средних  фирм (пространство малых деловых  единиц). Модель совершенной конкуренции  предполагает наличие в отрасли  1000 и более производителей.

2. Фирмы производят однородный (недифференцированный) продукт (рынок  сельскохозяйственной продукции,  фондовый рынок, рынок иностранной   валюты).

3.  Отсутствие барьеров  для вхождения в отрасль и  выхода из неё.

4. Конкурентная фирма не осуществляет контроль над рыночной ценой, выступая на рынке в качестве “ прайс-тейкера “, т.е. принимает ту рыночную цену, которая установлена независимо от неё с помощью спроса и предложения;

5. Отсутствует неценовая  конкуренция. Поскольку продукция  стандартная, нет различий ни  в дизайне, ни в качестве  продукции, то неценовой конкуренции  не существует.

6. Все субъекты рынка имеют полную информацию о рыночных условиях.

И покупателям и продавцам  известны цены на продукцию, прибыли, величина спроса и предложения.

7. Неспособность конкурентной  фирмы удержать экономическую  прибыль в долгосрочном периоде   по причине полной открытости  рынка.

Модель совершенно конкурентной фирмы предполагает, что каждая отдельная фирма, принимающая решения, сталкивается с определенными ограничениями, связанными:

  • с издержками;
  • со спросом на продукцию, производимую фирмой.

Кривая спроса,  с которой  сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична (рис.3.5, рис. 3.6).

Поскольку фирма может  продать дополнительные единицы  продукции по постоянной цене, кривая её предельного дохода (MR), в условиях совершенной конкуренции, совпадает с её кривой совершенно эластичного спроса.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции, предельный доход и цена продукции отдельной  фирмы равны между собой, т.е. P = M

 

 

 

Qe

E

TR

P

P

0

Q

P

0

Q

D

Pe

D=AR=P=АЭС

                                                              

      Рынок                                           Конкурентная фирма

Рисунок 3.6 – Реакция фирмы на образованную рынком цену


Рисунок 3.5 – Ценообразование на рынке



 

(3.15)



, где

TR – совокупный доход

P – цена

Q – объём выпуска

(3.16)



, где

− средний доход фирмы (количество общего продукта на единицу выпуска);

  (3.17)



, где

- предельный, маржинальный доход;

 

Рассмотрим возможности  метода предельного анализа, приминительно к рынку совершенной конкуренции.

При данном подходе конкурентной фирме следует сравнивать предельный доход (MR) и предельные издержки (MC) каждой последующей единицы продукции.

Поскольку в условиях совершенно конкурентного рынка цена складывается независимо от отдельной фирмы и воспринимается ею как заданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой продукта (MC = P). Если же MC<P, то производство можно увеличивать, если MC>P, то такое производство осуществляется в убытке, и его следует прекратить. Однако, как было показано ранее, в условиях совершенной конкуренции, цена равна предельным доходам (P=MR), следовательно, фирма может увеличивать производство до точки, пока предельные издержки не будут равны предельному доходу (MC=MR). Именно эта точка, где MC=MR, является точкой, определяющей оптимальный объем производства. Итак, фирма максимизирует прибыли или минимизирует убытки, производя такой объем продукции, где предельный доход равен предельным издержкам.

а) Модель максимизации прибыли

Qопт

Q

П1

ATC

ATC

MC

Pe

D=MR

P

0

Пmax

Рисунок 3.7 – Случай максимизации прибыли 



 

 

 

Находим точку пересечения  MC и MR, проецируем её на количественную ось Q – это и есть оптимальный объем выпуска. Находим точку пересечения ATC и перпендикуляра, проецируем её на ценовую ось P – это, не что иное как, ATC. Разница между ценой и средними совокупными издержками есть прибыль на единицу продукции (P-ATC = П1). Заштрихованный прямоугольник – максимальная прибыль.

б) Модель минимизации убытков

Уmin

P

0

Qопт

Pe

ATC

ATC

AVC

D=MR

У1

MC

Q

Рисунок 3.8 – Случай минимизации убытков



 

 

 

Находим точку пересечения  MC и MR, проецируем её на количественную ось Q – это и есть оптимальный объем выпуска. Далее продолжаем перпендикуляр вверх до пересечения с кривой  ATC ,точку пересечения проецируем  на ценовую ось P – это, не что иное как, ATC. Разница между ценой и средними совокупными издержками есть убытки на единицу продукции (P-ATC= У1). Заштрихованный прямоугольник – минимальные убытки.

ATC


в) Закрытие фирмы


P

0

Q

D=MR

Pe

AVC

Рисунок 3.9 – Случай закрытия фирмы



 

Если цена не покрывает  минимального значения средних переменных издержек, то фирме следует закрыться.

 

3. Равновесие  конкурентной фирмы в краткосрочном  периоде. Кривая предложения конкурентной  фирмы

Информация о работе Основы рыночного поведения конкурентных фирм