Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:08, контрольная работа
Основные положения действующей политики государства отражены в важнейших государственных социально-экономических документах: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. (2004г.), Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015г. (2006г.), Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг. (2006г.).
1. Экономика Республики Беларусь на современном этапе развития: современное состояние и перспективы развития……...…………………………..3
2. Отраслевая структура национальной экономики: понятие и факторы, ее определяющие; оценка состояния и тенденции изменения …………..………….8
3. Практическое задание………………………………………………………15
4. Список используемой литературы…..………………………………….....17
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение
образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Заочный факультет
Кафедра экономики и управления производством
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Тема: «Отраслевая структура национальной экономики»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Вариант № 1
Выполнил(а)
студент(ка) группы ЭУ-31
Фамилия, имя, отчество
Закревская Екатерина Андреевна
Гомель 2013
Содержание
Программой рыночного реформирования экономики Республики Беларусь, принятой в 1990г., в качестве стратегических направлений социально-экономического развития определены: формирование принципиально новой социально-экономической системы и создание эффективной структуры экономики на основе внедрения современных прогрессивных технологий, отвечающей реальным потребностям общества и способной к устойчивому функционированию в условиях рынка и интеграции в мировое хозяйство; трансформация отношений собственности; развитие предпринимательства и формирование конкурентной среды; либерализация внешней торговли; повышение экологической безопасности; правовое обеспечение рыночных реформ и гарантий личных прав и свобод граждан, их социальной защиты.
Основные положения
Приватизация в Беларуси осуществляется по двум основным направлениям: "малая" приватизация охватывает сферы торговли и услуг, мелкие предприятия промышленности и строительства, находящиеся в муниципальной собственности; "большая" приватизация касается крупных предприятий республиканской собственности. Она предполагает возмездную или безвозмездную передачу государственной собственности в частную или акционерную (корпоративную) в целях повышения эффективности производства, достижения разумного баланса интересов различных социальных групп.
Преобладающим способом реформирования объектов республиканской собственности является преобразование государственных и арендных предприятий в открытые акционерные общества с последующей продажей акций внутренним и внешним инвесторам.
Реформирование
Наиболее активно процессы разгосударствления и приватизации происходили в торговле, на транспорте, в сфере услуг и на предприятиях легкой, лесной, деревообрабатывающей и пищевой промышленности.
В 1991-2005гг. в Беларуси реформировано и отчуждено 8343 объекта, из них преобразовано 4100 предприятий, что составляет 15,3% общего числа предприятий республики. На их базе организовано 1978 акционерных обществ (48,2% всех преобразованных предприятий), продано на аукционах либо по конкурсу 1398 объектов, 724 выкуплены арендными и трудовыми коллективами. При этом в промышленности реформировано 543 объекта, в строительстве - 292, в торговле - 1267, в общественном питании - 254, в бытовом обслуживании - 459, в агропромышленном комплексе - 763 объекта; 522 объекта приватизированы, акционированы в других отраслях народного хозяйства. На преобразованных предприятиях работают 958,9 тыс. человек (около 22,3% всех занятых работников).
Активно осуществляется реструктуризация в машиностроении, электротехнической промышленности и приборостроении, радиоэлектронике. Среди направлений реструктуризации промышленных предприятий можно выделить: создание концернов, холдингов, образование филиалов и дочерних предприятий, выделение объектов социальной инфраструктуры и др.
Правительство в основу процесса реформирования государственной собственности на среднесрочный период заложило следующие подходы:
- обеспечение эффективной работы преобразуемых предприятий;
- дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от ликвидности, результатов конкурсного отбора и экспертизы долгосрочных бизнес-проектов и контроля за выполнением новыми собственниками принятых обязательств;
- сочетание политики приватизации с инвестированием посредством проведения комбинированных аукционов (в т.ч. с понижением начальной цены объектов приватизации), инвестиционных конкурсов;
- расширение инструментария приватизации, включая продажу объектов за свободно конвертируемую валюту, а также на аукционах с условиями или по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее.
Приоритетным способом для приватизации является аукционная или конкурсная продажа небольших объектов, объектов незавершенного строительства, в т.ч. с применением метода понижения начальной цены. В первоочередном порядке осуществляются разгосударствление и приватизация неэффективно работающих государственных предприятий.
Сегодня уже можно говорить о создании в стране полноценного негосударственного сектора в экономике.
Численность занятых в негосударственном секторе экономики на начало 2006г. составляла около 2055 тыс. человек (47,6% всех работающих в народном хозяйстве). Удельный вес объемов промышленной продукции, произведенной за 2005г. предприятиями негосударственного сектора, составил 62,5%, в т.ч. предприятиями частной собственности без иностранного участия - 55,7%. Розничный товарооборот негосударственного сектора экономики, включая общественное питание, через все каналы реализации в 2004г. составил 36,8% от его общего объема.
На 1 октября 2005г. в республике работало 33,9 тыс. малых предприятий, из них в сфере торговли и общественного питания - 39,6 %, в промышленности - 23,6, в строительстве - 12,1, на транспорте - 5,9%.
Рост производства промышленной продукции на малых предприятиях в 2005г. составил 122,6%. На малых предприятиях произведено 9,4% общего объема промышленной продукции по республике и более 9% валового внутреннего продукта. Зарегистрировано 178 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые также относятся к субъектам малого предпринимательства. В целом в сфере малого предпринимательства занято примерно 800 тыс. человек (18% экономически активного населения). Удельный вес сектора в общем объеме поступлений платежей в бюджет составляет примерно 20%.
Государство в последние годы активизировало поддержку малого и среднего бизнеса. Инфраструктура поддержки предпринимательства включает: Фонд поддержки малого и среднего бизнеса Министерства экономики; Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и региональные фонды финансовой поддержки; фонд "Национальное агентство развития предпринимательства"; центры поддержки предпринимательства; инкубаторы малого предпринимательства. В республике функционируют более 40 центров и 8 инкубаторов, которые оказывают комплексную и адресную поддержку представителям малого предпринимательства в различных направлениях.
В стране ежегодно разрабатываются
и реализуются программы госуда
В настоящее время действует программа на 2006г. Главным направлением государственной политики в отношении субъектов малого предпринимательства в них определено постепенное сокращение любых форм государственного вмешательства в сферу их деятельности. Предусматриваются меры по финансовой поддержке малого предпринимательства, сокращению административных барьеров, связанных с началом деятельности, а затем и работы на рынке субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 6 от 10 апреля 2006г. вводится порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования, создающий более благоприятные условия для развития бизнеса. Фактически реализуется принцип "одного окна", сокращаются сроки регистрации до 20 дней, запрещаются многие платежи, которыми облагались предприятия и частные предприниматели при регистрации.
Основные тенденции развития экономики.
Республика Беларусь, став суверенным государством, сохранила роль одной из ведущих в экономическом отношении стран бывшего СССР. Экономический спад 1992-1995 гг. сменился ростом производства и установлением политической стабильности на основе правильного выбора стратегии развития, отказа от непоследовательных реформ. Традиционно высокая открытость экономики Беларуси с началом преобразований предопределила принятие стратегии многовекторной ориентации внешнеэкономической политики. Беларусь, стремясь к интеграции внутри СНГ, в то же время широко использует возможности международного разделения труда, прилагает усилия к организации эффективного взаимодействия с Западом.
В результате активной экономической политики государства в 1995г. достигнуты стабилизация и некоторый рост в отдельных отраслях экономики. 1996г. стал переломным. После абсолютного падения возобновился прирост валового внутреннего продукта (ВВП): в 1996-2004гг. он составил в среднем 6,6 % в год, и процесс этот продолжается. В 2005г. прирост ВВП достиг 9,2%.
По сравнению с сопредельными странами в Беларуси в трансформационный период наблюдались значительно меньшие темпы снижения ВВП. Сегодня Беларусь является одним из лидеров среди стран СНГ по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности и индексу человеческого развития, рассчитываемого ООН.
Особенностью последних лет является существенное увеличение инвестиций в экономику страны, что позволит Беларуси в будущем успешно реализовывать социально-экономические задачи. Наряду со ставшими уже традиционными большими объемами жилищного строительства (ежегодно в стране вводится в эксплуатацию более 3 млн. м2 жилья) быстро растут производственные инвестиции - в 2002г. они возросли на 8,8 %, в 2003 - на 26,5%, в 2004г. - на 19,5%, в 2005г. - на 24,2%.
Существенным фактором экономического роста явилось интенсивное возобновление нарушенных межотраслевых связей с ориентацией экономики на внешний рынок. Доказательством конкурентоспособности развивающегося промышленного потенциала страны является роль ведущих его отраслей (машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, легкая и пищевая, лесная и деревообрабатывающая промышленность) в мировом и европейском производстве.
Беларусь - крупный экспортер грузовых автомобилей, тракторов, телевизоров, холодильников, химических волокон и нитей, калийных удобрений, продукции текстильной и легкой промышленности. Политика хозяйственных связей, проводимая руководством страны, повышает роль Беларуси в международном разделении труда на постсоветском пространстве. Объем экспорта в расчете на душу населения превышает соответствующие показатели многих стран СНГ.
Крупные промышленные предприятия сегодня составляют основу белорусской экономики. На них работает едва ли не половина трудоспособного населения. В силу сохранившегося потенциала производственных мощностей эти предприятия особо заинтересованы в освоении новых внешних рынков. Государство оказывает им ощутимую поддержку по стимулированию экспорта как одного из приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Для повышения эффективности работы большая часть государственных предприятий идет по пути преобразования собственности, акционирования и продажи инвесторам.
Цели и приоритеты социально-экономической политики государства на 2006-2010 гг.
Новые рубежи социально-экономического развития определены новой среднесрочной программой на 2006-2010 гг. В соответствии с ней предполагается, что за пятилетний период ВВП вырастет на 46-55% (в т.ч. в 2006г. на 7-8,5%), продукция промышленности - на 43-51% (6,5-8% в 2006г.), инвестиции в основной капитал - на 65-75% (13-14% в 2006г.), реальные доходы населения на 49-56% (в т.ч. в 2006г. на 7-8,5%).
Информация о работе Отраслевая структура национальной экономики