Оценка рыночной стоимости ЗАО "Вектор" и разработка рекомендаций по ее увеличению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – оценка рыночной стоимости ЗАО "Вектор" и разработка рекомендаций по её росту.
В соответствие с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
анализ теоретических аспектов оценки рыночной стоимости бизнеса;
оценка рыночной стоимости ЗАО "Вектор" с помощью затратного, доходного и рыночного подходов;
разработка и обоснование рекомендаций по росту рыночной стоимости ЗАО "Вектор".

Содержание

Введение...................................................................................................................4
Глава 1. Теоретические аспекты оценки рыночной стоимости бизнеса............6
Понятие и цели оценки стоимости бизнеса.................................................6
Анализ основных подходов и методов оценки рыночной стоимости бизнеса............................................................................................................9
Метод расчета стоимости чистых активов.......................................9
Анализ метода капитализации дохода............................................10
Метод отраслевых мультипликаторов...........................................13
Глава 2. Оценка рыночной стоимости ЗАО "Вектор"........................................16
Организационно-экономическая характеристика организации................16
Расчет стоимости ЗАО "Вектор" методом чистых активов......................19
Расчет стоимости ЗАО "Вектор" методом капитализации дохода...........29
Расчет стоимости ЗАО "Вектор" методом отраслевых мультипликаторов………………………………………….........................30
Глава 3. Обоснование рекомендаций по росту рыночной стоимости ЗАО "Вектор"..................................................................................................................32
Согласование результатов оценки...............................................................32
Разработка рекомендаций по росту рыночной стоимости ЗАО "Вектор"..........................................................................................................33
Заключение.............................................................................................................39
Список литературы....................

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaq_ocenka_biznesa_2003.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)
  1. Выбирается наиболее подходящий метод оценки и осуществляется оценка материальных активов по обоснованной рыночной стоимости.
  2. Выявляются и оцениваются нематериальные активы предприятия.
  3. Переводятся финансовые активы в чистую реализуемую стоимость.
  4. Переводятся финансовые обязательства в текущую стоимость и добавляются любые незарегистрированные обязательства.
  5. Стоимость собственного капитала рассчитывается как разница между обоснованной рыночной стоимостью совокупных активов и текущей стоимостью всех обязательств.

1.2.2. Анализ метода капитализации дохода

Капитализация — это превращение денежного потока в стоимость путем деления или умножения (чаще деления) рассчитанной величины потока дохода на коэффициент капитализации или мультипликатор.

Суть метода капитализации заключается  в определении величины ежегодных  доходов и соответствующей этим доходам ставки капитализации, на основе которой рассчитывается рыночная стоимость компании. Использование данного метода заставляет оценщика решать следующие задачи [7, с. 137]:

1. Определить продолжительность  анализируемого периода.

2. Определить капитализируемую  базу.

3. Определить коэффициент капитализации.

4. Рассчитать рыночную стоимость.

Область применения методов  капитализации:

Методы применяются в тех  случаях, когда имеется достаточное  количество данных для оценки дохода. Доход является стабильным или, по крайней  мере, ожидается, что текущие денежные доходы приблизительно будут равны будущим или темпы их роста — умеренны. Это касается, например, бизнеса основанного на арендной плате, постоянной клиентской базе ит.п. на многие годы вперед. В силу того, что текущая стоимость очень чувствительна к изменениям коэффициента капитализации, для использования метода прямой капитализации необходимо тщательное обоснование коэффициента капитализации.

Существует множество методов  капитализации дохода предприятия, различающиеся в зависимости  от принятых для базы (видов) дохода и фактора, на который делятся или умножаются эти доходы.

Так, например, можно выделить: капитализацию  чистого дохода (до налогообложения, выплаты процентов и капитализации  затрат); капитализацию чистого дохода (после налогообложения, выплаты процентов и капитальных затрат); капитализацию фактических дивидендов; капитализацию потенциальных дивидендов; использование мультипликаторов: цена/прибыль, цена/выручка и др.

При расчете чистого дохода важно  правильно выбрать период времени, за который производятся расчеты. Это может быть несколько периодов в прошлом, обычно пять, а могут использоваться данные о доходах за несколько периодов в прошлом и прогнозы на ближайшее будущее. Например, могут быть использованы данные о доходах за 2 ближайших периода в прошлом, за текущий период и за 2 года в будущем.

В качестве анализируемого периода  можно выбрать три периода  в прошлом, либо два периода в  прошлом, один в настоящем и два  прогнозных периода. Особое внимание следует  обращать на сопоставимость используемых показателей.

Капитализируемой базой, как правило, является скорректированная прибыль  компании, тем не менее, в практике иногда не используется выручка, либо финансовый результат до налогообложения.

Показатель чистой прибыли обычно используется для оценки компаний, в активах которых преобладает быстроизнашивающееся оборудование. Для компаний, обладающих значительной недвижимостью, балансовая стоимость которых уменьшается, а фактическая остается почти неизменной, предпочитают использовать денежный поток.

Следующий важный вопрос, который  возникает при расчете чистого  дохода — выбор способа его  расчета. Простейшим способом является расчет по формуле средней арифметической чистого дохода.

Более точно рыночную стоимость  обычно удается рассчитать в случае определения чистого дохода по формуле средневзвешивания или тренду.

Если в динамике показателя чистого  дохода за выбранный ретроспективный  период не прослеживается какой-либо четкой тенденции, то базовый показатель чистого  дохода компании может быть получен как среднеарифметическая за этот период.

Если же аналитик считает, что для  прогноза будущих чистых доходов  наиболее важными являются чистые доходы за последние периоды, то он использует весовые коэффициенты.

Если предполагается, что тенденция  динамики чистого дохода сохранится и на перспективу, то его величина определяется на основе тренда. Для этого используется уравнение трендовой прямой

где:

у — чистый доход в i-ом году;

х — вес i-го года;

а и b — коэффициенты.

В некоторых случаях для оценки компаний используется объем валовой выручки. Он чаще всего применяется для определения рыночной стоимости бизнеса в сфере услуг.

Иногда для оценки акционерных  обществ используется капитализация дивидендов.

Этот метод предпочтителен для  акционеров, не обладающих контрольным пакетом акций, а влиять на политику общества по вопросу выплаты дивидендов они не могут. Для акционеров, обладающих контрольным пакетом, предпочтительнее использование для определения рыночной стоимости предприятия метода капитализации чистого дохода. В качестве коэффициента капитализации может быть использована:

1. Норма прибыли, скорректированная  на уровень риска.

2. Ставка капитализации по сопоставимым  компаниям.

Достоинства и недостатки метода капитализации:

Основное преимущество — простота расчетов. Другое преимущество состоит в том, что метод прямой капитализации так или иначе непосредственно отражает рыночную конъюнктуру. Однако метод не следует применять, когда отсутствует информация о рыночных сделках или не проведен их экономический анализ. Если бизнес находится в стадии становления (еще не построен): не вышел на режим стабильных доходов или отсутствует информация о них. Когда объект требует серьезной реструктуризации [7, с. 138-141].

1.2.3. Метод отраслевых мультипликаторов

Возможность применения сравнительного подхода зависит от наличия активного финансового рынка, доступности финансовой информации и наличия служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию.

Сравнительный (рыночный) подход включает в себя три основных метода:

    1. метод рынка капитала,
    2. метод сделок,
    3. метод отраслевых мультипликаторов.

Отбор компаний для сравнения производят по таким критериям, как: принадлежность к той или иной отрасли, региону; вид выпускаемой продукции или  услуг; диверсификация продукции или  услуг; стадия жизненного цикла, на которой находится компания; размеры компаний, стратегия их деятельности, финансовые характеристики.

В курсовой работе в рамках сравнительного подхода выбирается метод отраслевых мультипликаторов.

Определение рыночной стоимости  собственного капитала предприятия сравнительным методом основано на использовании ценовых мультипликаторов.

Ценовой мультипликатор — это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный Поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

Для расчета мультипликатора необходимо [17]:

  • определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога; это даст значение числителя в формуле;
  • вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т. д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки; это даст величину знаменателя.

Цена акции берется на последнюю  дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет среднее значение между максимальной и минимальной  величинами цены за последний месяц. В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 месяцев либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.

Существует много оценочных  мультипликаторов, применяемых при оценке стоимости бизнеса. Их можно разделить на два типа: интервальные и моментные.

К интервальным мультипликаторам относятся: цена/прибыль; цена/денежный поток, цена/дивидендные выплаты; цена/выручка от реализации.

К моментным мультипликаторам относятся: цена/балансовая стоимость активов; цена/чистая стоимость активов.

Выбор наиболее уместного из них  определяется в каждой конкретной ситуации, например:

• P/R — цена/валовые доходы (применяется, когда оцениваемая и сопоставимые компании имеют сходные операционные расходы — сфера услуг);

  • Р/ЕВТ - цена/прибыль до налогообложения (более предпочтителен для сопоставления компаний, имеющих различные налоговые условия);
  • Р/Е — цена/чистая прибыль (особенно уместен, когда прибыль относительно высока и отражает реальное экономическое состояние компании);
  • Р/СЕ— цена/денежный поток (уместен, когда компания имеет относительно низкий доход, сравниваемый с амортизацией);
  • Р/BV— цена/балансовая стоимость собственного капитала (наиболее применим к компаниям, имеющим на балансе значительные величины активов, и когда имеется устойчивая связь между показателем балансовой стоимости и генерируемым компанией доходом) [27].

 

 

 

 

 

Глава 2. Оценка рыночной стоимости ЗАО "Вектор"

  1. Организационно-экономическая характеристика организации

Закрытое акционерное общество "Вектор" создано путем внесения имущества единственного акционера ЗАО "Вектор" (Решение о создании Протокол № 3 от 04.10.1999г.). Свидетельство о Государственной регистрации юридического лица от 18.07.1999г. № 2416, выданное администрацией г. Брянска.

29.04.2003г. – Ликвидация ЗАО  "Вектор" путем присоединения к ОАО "Лукойл". На сегодня 100% акций принадлежат ОАО "Лукойл". По пакету акций предприятия государство доли не имеет. Государственных и иных контрактов предприятие не имеет.

Закрытое акционерное общество "Вектор" расположено по адресу Российская Федерация, 241127, г. Брянск, ул. генерала Попова, 72.

Основными видами деятельности предприятия является [21]:

  1. торговля нефтепродуктами;
  2. оптовая и розничная реализация нефтепродуктов;
  3. хранение нефтепродуктов;
  4. эксплуатация и организация работы нефтебаз, автозаправочных станций, гаражей, станций технического обслуживания и бензо-газозаправочных станций;
  5. рациональное использование производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, реализация научно-технических разработок в области обеспечения нефтепродуктами, сохранения качества продукции, сбор и регенерация вторичных ресурсов и нефтепродуктов;
  6. коммерческая, торгово-предпринимательская деятельность;
  7. разработка проектно-сметной документации, капитальное строительство и капремонт подрядными и хозяйственными способами;
  8. строительство и ввод в эксплуатацию производственных мощностей, жилья, объектов социального назначения;
  9. проектная, научно-исследовательская деятельность, проведение технических, технико-экономических и иных экспертиз и консультаций;
  10. производство резервуаров, металлоконструкций, отдельных видов машин, оборудования и материалов, товаров народного потребления;

Структура общества представлена иерархической схемой (приложение 1). Возглавляет Общество Управляющий (Генеральный директор).

На территории Брянской области  предприятие является монополистом в сфере оптовой продажи и  доставки продуктов переработки  нефти. Другая деятельность, регламентированная уставом, не развита.

Анализ имущества ЗАО "Вектор" за 2008-2009 гг. (приложение 2):

Величина капитала ЗАО "Вектор" снизилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 1,2% и составила 115 540 тыс. руб. Стоимость внеоборотных активов возросла на 17,3% и составила 80487 тыс. руб. Стоимость основных средств возросла на 32,6% и составила 69560 тыс. руб. Стоимость незавершенного строительства снизилась на 32,4% и составила 10927 тыс. руб.

Величина оборотных активов  предприятия снизилась на 27,5% и  в 2009 г. составила 35053 тыс. руб. Стоимость запасов возросла на 11,5% и составила 15679 тыс. руб. Величина НДС по приобретенным ценностям возросла на 11,9% и составила 969 тыс. руб. Дебиторская задолженность снизилась на 84% и составила в 2009 г. 3364 тыс. руб. Сумма денежных средств на счетах ЗАО "Вектор" возросла на 21,3% и составила 15032 тыс. руб.

Информация о работе Оценка рыночной стоимости ЗАО "Вектор" и разработка рекомендаций по ее увеличению