Планирование ассортимента продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ и оценка методов планирования ассортимента товаров в торговых предприятиях (магазинах).
Поставленная цель реализована посредством следующих задач:
рассмотреть различные методы асортиминтирования продукции;
проанализировать как конкуренция и различные факторы могут влиять на продажу ассортимента магазина.

Вложенные файлы: 1 файл

planirovanie (1).docx

— 57.91 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический

Университет»

 

 

 

Кафедра экономики предприятий

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Планирование на предприятии»

тема: Планирование ассортимента продукции на предприятии

 

 

 

 

Выполнила: Ананьева К.Ю.

Группа: СУ-91

Проверил: Половинкин И.В.

 

 

 

 

Новосибирск – 2012

ВВЕДЕНИЕ

Большинство фирм - производителей перекладывают реализацию своей продукции конечным покупателям на посредников. Посредники доставляют товар на рынок и формируют канал распределения товаров.

Для эффективной деятельности оптовые и розничные торговцы разрабатывают собственные стратегии маркетинга, создают материально-техническую базу, проектируют технологию торговых процессов.

От уровня организации и технологии торговли зависит то, чтобы товары в минимальный срок и с наименьшими затратами и потерями были доведены до потребителей. При этом торговля должна не только удовлетворять спрос населения, но и влиять на него, воспитывать вкус покупателей, способствовать выработке рационального потребления, а также оказывать воздействие на объем и структуру производства предметов потребления, улучшение ассортимента и повышения их качества.

Важным условием предпринимательской деятельности является планирование ассортимента товаров в магазинах.

Целью курсовой работы является анализ и оценка методов планирования ассортимента товаров в торговых предприятиях (магазинах).

Поставленная цель реализована посредством следующих задач:

  1. рассмотреть различные методы асортиминтирования продукции;
  2. проанализировать как конкуренция и различные факторы могут влиять на продажу ассортимента магазина.

Объектом курсовой работы является торговое предприятие(магазин).

Предмет курсовой работы – ассортимент.

Теоретическая и методологическая база представлена российскими изданиями таких авторов, как, Соломатин А. Н., Даненбург В, Тейлор В., Басовский Л.Е

Структура работы. Работа изложена на листах основного текста, содержит введение, 2 главы, заключение, список используемых источников, который насчитывает 10 наименований. Работа содержит 7 таблиц  и формулы.

Во введение излагаются актуальность, цель, задачи, а также объект и предмет работы.

В 1 главе представлены способы планирования ассортимента товара.

Во 2 главе произведены расчеты ассортимента товара по АВС анализу.

В заключении подведены итоги согласно поставленным задачам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2

  1. Планирования ассортимента товаров…………………………….3
  1. Процесс планирования ассортимента…………………………….3
  1. Методы планирования ассортимента продукции………………..5
  • Метод операционного рычага, как способ анализа ассортимента продукции………………………………………………………………………..6
  • Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ……………………………………………………………………..7
  • ABC и XYZ анализ…………………………………………………9
  1. Пример планирования ассортимента продукции на предприятии по ABC анализу………………………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Планирования ассортимента товаров

Планирования ассортимента товаров

Планирования ассортимента товаров - непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы. Оценка и пересмотр всего ассортимента, планирование и управление ассортиментом - неотъемлемая часть маркетинга.

Важным условием успешности планирования ассортимента является систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения.

Цикл планирования ассортимента продукции - совокупность работ по планированию ассортимента продукции компании, имеет определенную протяженность во времени и завершается составлением плана ассортимента продукции.

 

Процесс планирования ассортимента.

Планирование ассортимента начинается либо с момента выявления потребности, либо с момента, когда в результате изучения рынка или на основе другой информации сформировалось другое представление о продукте.

Формирование ассортимента товаров - процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность предприятия. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной.

При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в номенклатуру, а глубина – числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Широкий ассортимент позволяет диверсифицировать продукцию, ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов и знаний в различные категории продукции. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару, максимизировать использование места в торговых точках, препятствовать появлению конкурентов, предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров.

Внедрение новых изделий, несомненно, имеет первостепенное значение для дальнейшего развития и рентабельной деятельности любого предприятия, но также необходимо проводить комплексный анализ уже существующей товарной номенклатуры организации

Поиски нового применения и новых рынков для уже существующей продукции необходимы для того, чтобы обеспечить более надежную основу деятельности предприятия. Еще один важный элемент ассортимента и в целом товарной политики - изъятие из программы неэффективных товаров.  Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. 

Продавец должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Для облегчения решения проблемы следует иметь методику оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает.  

Исчерпавший свои рыночные возможности товар, вовремя не изъятый из производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени. Если производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из производственно-сбытовой программы, и не будет систематически проводить анализ изготовляемых и реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно окажется «перегруженным» неэффективными изделиями, со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя.

 

Методы планирования ассортимента продукции

Ориентация на методы анализа - наиболее рациональный выбор при стратегическом планировании деятельности малых предприятий, для которых характерно отсутствие значительных средств и времени для проведения серьезных проектных исследований.

Существуют различные методы планирования ассортимента продукции.

Наиболее распространенные из них являются:

  1. Метод операционного рычага.
  2. Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ.

 

  1. Метод операционного рычага, как способ анализа ассортимента продукции.

Операционный рычаг (производственный леверидж) - это потенциальная возможность влиять на прибыль компании, путем изменения структуры себестоимости и объема производства.

Операционный рычаг - показывает, на сколько процентов изменится прибыль от продаж при изменении выручки от продаж на 1 %.

Широкое использование маржинального дохода в анализе  позволяет формировать оптимальный ассортимент производства, определять цену, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли, учитывать ограничения на ресурсы, финансовые возможности при выборе продукции, определять, какие из товаров выгоднее производить, а какие покупать; обосновывать выбор оборудования, технологий производства и др.

Важнейшей составляющей операционного анализа является разделение затрат на переменные и постоянные. Хотя такое деление издержек лишь на два вида во многих случаях оказывается недостаточным, для того чтобы обеспечить обоснованность выработки ценовой и ассортиментной политики, а именно – определить наиболее выгодный ассортимент продукции и оптимальные цены, с максимальной эффективностью использовать производственные мощности.

Уровень или силу воздействия операционного рычага (Degree operating leverage, DOL) рассчитываем по формуле:

 

DOL=MP/EBIT= ((p-v)*Q)/((p-v)*Q-FC)

Где MP - маржинальная прибыль; EBIT - прибыль до вычета процентов; FC - условно – постоянные расходы производственного характера; Q - объем производства в натуральных показателях; p - цена за единицу продукции; v – переменные затраты на единицу продукции.

Уровень операционного рычага позволяет рассчитать величину процентного изменения прибыли в зависимости от динамики объема продаж на один процентный пункт. при этом изменение прибыли до вычета процентов составит уровень воздействия операционного рычага

Чем больше доля постоянных затрат компании в структуре, себестоимости, тем выше уровень операционного рычага, и следовательно, больше деловой (производственный)  риск.

По мере удаления выручки  от точки безубыточности сила воздействия операционного рычага уменьшается, а запас финансовой прочности организации наоборот растет.  Данная обратная связь связана с относительным уменьшением постоянных издержек предприятия.

Так как многие предприятия выпускают широкую номенклатуру продукции, уровень операционного рычага удобнее рассчитывать по формуле:

DOL= (S-VC)/(S-VC-FC) = (EBIT+FC)/EBIT

где s – выручка от реализации; VC – переменные издержки.

Уровень операционного рычага не является постоянной величиной и зависит от определенного, базового значения реализации. Например, при безубыточном объеме продаж уровень операционного рычага будет стремиться к бесконечности.

На практике большим операционным рычагом обладают компании, которые имеют большую долю основных фондов нематериальных активов в структуре баланса и большие управленческие расходы. И наоборот, минимальный уровень присущ компаниям, у которых велика доля переменных затрат

 

  1. Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ.

Одним из наиболее распространенных методов оценки качества видов деятельности компании является матричный анализ ее хозяйственного портфеля. Такая матрица носит название «Матрица Бостон консалтинг групп». В этой матрице имеются 4 ячейки, в которых указываются товары фирмы с учетом темпов роста объемов продаж и относительной доли на рынке отдельных товаров фирмы. В основе матрицы лежит предположение, что чем больше доля подразделения на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от масштабов производства, накопления опыта и улучшении позиции при заключении сделок. Соответственно выделяются группы товаров:

«Звезды», «Трудные дети», «Дойные коровы» и «Собаки». 
Звезды занимают значительную долю на рынке и для них характерен высокий темп роста продаж. Основная цель - поддержать отличительное преимущество фирмы в условиях растущей конкуренции. "Звезда" дает значительные прибыли, но требует больших объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста. Долю на рынке можно поддерживать или увеличивать за счет снижения цены, большой объем рекламы, изменение продукции или более обширное распределение. По мере того как развитие отрасли замедляется, "звезда" превращается в "дойную корову". 
 «Дойные коровы» имеют высокую долю на рынке и низкие темпы роста продаж. Такие товары имеют своих постоянных покупателей, которых трудно склонить к покупке аналогичных товаров у конкурентов. Поскольку сбыт относительно стабилен, без значительных затрат на маркетинг и разработки, "Дойная корова" дает больше, чем необходимо для поддержания ее доли на рынке, наличных средств.

Информация о работе Планирование ассортимента продукции на предприятии