Планирование розничного товарооборота и издержек обращения по общему объему

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:35, контрольная работа

Краткое описание

Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма продаж отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат маркетинговые исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном учете перспектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары. При этом учитывают комплексное влияние множества факторов, основными из которых являются следующие:

Содержание

1. Планирование общего объема розничного товарооборота торгового предприятия
2. Планирование издержек обращения по общему объему

Вложенные файлы: 1 файл

вар 10.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Планирование общего  объема розничного товарооборота  торгового предприятия

2. Планирование издержек обращения по общему объему

3. Задача

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Планирование общего объема розничного товарооборота торгового предприятия

              Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма продаж отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат маркетинговые исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном учете перспектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары.      При этом учитывают комплексное влияние множества факторов, основными из которых являются следующие:

             1. Сложившийся уровень потребления  и реализации товаров и его  зависимость от покупательских  фондов населения. Анализ этих  данных позволяет выявить тенденции  в спросе населения на отдельные  товарные группы. По тем товарам,  на которые спрос населения удовлетворяется полностью, фактическая продажа в определенной мере характеризует размер платежеспособного спроса. Учитываются изменения, которые происходят в структуре товарооборота под влиянием роста материального благосостояния населения. Так, при увеличении продажи мяса снижается потребление хлеба; при расчете реализации сахара учитывается рост продажи кондитерских изделий. Чем выше уровень потребления отдельных товаров и степень удовлетворения потребностей в них населения, тем меньше изменится реализация этих товаров в будущем даже при значительном росте покупательских фондов. Для оценки спроса по товарам, которых в продаже недостает, приходится определять примерную величину неудовлетворенного спроса.

             2.Уровень производства отдельных предметов потребления и соответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов.

            3.Соотношение товарного и нетоварного  потребления. На объем 
розничного товарооборота по продуктам питания влияет объем продукции личного подсобного хозяйства, другие источники удовлетворения потребности в таких продуктах, как мясо, молоко, картофель, овощи. При этом учитываются выявленные тенденции развития подсобных хозяйств.

           4.Нормы потребления пищевых продуктов  и важнейших непродовольственных товаров в сопоставлении с фактическим уровнем 
потребления.

             5. Изменения жилищно-бытовых условий  обслуживаемого населения. В связи  с расширением жилищного строительства  резко увеличивается спрос на  мебель, растет продажа индивидуальным  застройщикам различных строительных материалов. Методика прогнозирования и планирования розничного товарооборота различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние.

            В соответствии с этим могут  быть выделены следующие группы  товаров:

- продукты питания,  часть потребностей в которых  удовлетворяется за счет нетоварных источников потребления (мясо, картофель и т.п.);

- продовольственные  товары, вся потребность в которых  удовлетворяется за счет покупок в торговле (колбасные изделия, соль, чай и т.п.);

- непродовольственные  товары;

- товары длительного  пользования, спрос на которые зависит от степени обеспеченности населения этими товарами (швейные машины, радиоприемники, часы, велосипеды и т.п.), поэтому следует учитывать наличие у обслуживаемого населения предметов длительного пользования в расчете на 100 семей. Методы прогнозирования и планирования структуры розничного товарооборота зависят в значительной мере от содержания и объема экономической информации, которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия.

           При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:

  • опытно-статистический;
  • экономико-статистический;
  • экономико-математического моделирования;
  • комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

           Однако при использовании любого  из методов следует иметь в  виду, что составление плана товарооборота  начинается в тот момент, когда  еще нет данных о фактическом  товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину. Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений). Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3 – 5 лет, предшествующих планируемому году. Одним из методов расчета общего объема розничного товарооборота торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. При планировании общего объема товарооборота розничного торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели. Товарооборот формируется в результате совокупного влияния множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени. 

            Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота.

          Наличие инерционности дает возможность  судить о будущем развитии  товарооборота (хотя с недостаточной  степенью точности), исходя из анализа прошлого, выявления закономерностей прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции — тренда. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается. Для выявления основной тенденции развития товарооборота  используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод). Рассчитываемый объем розничного товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота. Планирование объема товарооборота предприятий общественного питания и оптовой торговли может осуществляться теми же методами, что и предприятий розничной торговли. 

 

 

 

1. Планирование издержек обращения по общему объему

1.1. Общие положения по  издержкам обращения

Издержками обращения  называются выраженные в денежной форме  текущие затраты живого и овеществленного  труда на планомерную организацию  доведения и реализации товаров  потребителям. Они обусловлены необходимостью оплаты труда работников, транспортирования  и хранения, подготовки товаров к продаже. Расходы требуются на управление торговыми организациями и предприятиями, на ведение учета.

 

Текущие расходы авансируются ежегодно как по стоимости, так и  в натурально-вещественной форме. По товарам личного потребления издержки обращения в основном приходятся на оптовую и розничную торговлю, возмещаются они за счет оптовых и торговых скидок. Часть этих издержек оплачивает промышленность. Это преимущественно расходы по сбыту, транспортные расходы и стоимость тары в доле, включаемой в оптовую цену промышленных предприятий.

 

В масштабе народного хозяйства  издержки обращения выступают как  общественно необходимые затраты  на процесс обращения товаров. Такими затратами принято называть расходы  на реализацию и доведение товаров до потребителей при общественно нормальных условиях купли-продажи, среднем уровне интенсивности труда работников, соблюдении установленных требований к качеству торгового обслуживания [32, с. 206].

 

Издержки обращения учитываются  на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.

 

 

Издержки обращения характеризуются  суммой и уровнем. Их уровень в розничной торговле определяется в процентах к розничному товарообороту, в оптовой – в процентах к оптовому товарообороту с участием в расчетах, в общественном питании – в процентах к валовому товарообороту общественного питания. Уровень издержек обращения – важный качественный показатель торговой деятельности.

 

Издержки обращения условно  подразделяются на две группы: чистые и дополнительные. Чистые издержки – это затраты по организации  процесса купли-продажи, содержанию административно-управленческого персонала, расходы на учет и отчетность. Дополнительные издержки обусловлены продолжением процесса производства в торговле (фасовка, упаковка), преобразованием производственного ассортимента в торговый.

 

Доля чистых издержек в  оптовой торговле (по данным экспертов) составляет 10 – 12%, в розничной торговле продовольственными товарами – до 40, в розничной торговле непродовольственными товарами – около 50%. Соотношение между чистыми и дополнительными издержками не является постоянным. С развитием производства, увеличением доли фасованных товаров, улучшением транспортных связей, приближением промышленных предприятий к потребителю, совершенствованием материально-технической базы торговли, повышением качества торгового обслуживания, сокращением непроизводственных затрат доля дополнительных издержек будет падать.

 

Наряду с  показателем издержек обращения  в экономике используется показатель издержек потребления. Эти величины связаны между собой. Издержки потребления  представляют собой затраты на поиск товара, его покупку, доставку домой, подготовку к потреблению. Издержки потребления составляют примерно 50% всех издержек сферы обращения и более чем в 1,5 раза превышают величину текущих затрат торговли. Чем полнее будет ассортимент в торговле, лучше подготовлен товар к продаже и потреблению, выше качество обслуживания, тем выше будут издержки обращения и ниже издержки потребления.

 

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости для предприятия  резко возрастают. С экономических  и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия, заключается в следующем:

 

-                в увеличении прибыли, остающейся  в распоряжении предприятия, а,  следовательно, в появлении возможности  не только в простом, но и  расширенном воспроизводстве;

 

-                в появлении большей возможности  для материального стимулирования  работников и решения многих  социальных проблем коллектива  предприятия;

 

-                в улучшении финансового состояния  и снижении риска банкротства;

 

-                в возможности снижения продажной  цены на свою продукцию, что  позволяет в значительной мере  повысить конкурентоспособность  продукции и увеличить объем  продаж;

 

-                в снижении себестоимости продукции  в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения ставки.

 

Из всего  вышесказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости  продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.

 

Сущность затрат на производство и издержек производства не тождественны между собой в теоретическом и практическом планах, как на уровне общественной и зарубежной практики. С позиции общества издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда и равны стоимости продукта. Затраты на производство отечественных предприятий состоят из собственных денежных расходов, а издержки зарубежных фирм включают нормативную прибыль.

 

Для более глубокого  познания сущности издержек и обеспечения  возможности управления ими разработана система классификации затрат, то есть их группировка по какому-либо предварительно разработанному или принятому признаку.

 

 

Разные  источники

 

 

 Планирование  издержек обращения является составной частью финансового управления торговым предприятием, В процессе планирования следует исходить из необходимости определения такой суммы затрат, которая позволяла бы предприятию бесперебойной на высоком уровне осуществлять свою хозяйственную деятельность при соблюдении разумной экономии издержек обращения.

 

 Планирование  издержек обращения осуществляется  по этапам последовательности, показанной  на рис.

 

В ходе проведения предпланового анализа выявляются тенденции изменения за предплановый период суммы и уровня издержек обращения, их состава и структуры, сопоставляются темпы изменения затрат и розничного товарооборота. Информация о среднегодовых темпах изменения издержек обращения и розничного товарооборота в дальнейшем должна быть использована при разработке плана издержек обращения.

 

 Плановая  сумма издержек обращения должна находиться между минимальной и максимальной границами. Минимальная сумма издержек обращения — это нижний предел, за границей которого дальнейшая экономия затрат не может быть признана разумной, поскольку она повлечет за собой сложности с доставкой товаров, снижение культуры обслуживания покупателей, текучесть кадров и т.п., что крайне нежелательно.

Информация о работе Планирование розничного товарооборота и издержек обращения по общему объему