Платежный баланс и методы его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Все страны являются участницами современного мирового
хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны.
Как один из основных объектов государственного регулирования, платежный баланс характеризует отношение страны с остальным миром.
Состояние платежного баланса – индикатор состояния всей экономики, а динамика изменения состояния отдельных его статей отражает главные тенденции экономического развития общества и, как следствие, может служить основным источником информации для принятия решений государственной политики.

Содержание

Введение
1. Сущность и структура платежного баланса
1.1. Понятие, сущность и принципы построения платежного баланса
1.2. Структура платежного баланса
1.3. Факторы, влияющие на платежный баланс.
2. Анализ формирования платежного баланса Республики Беларусь
2.1. Методические положения и информационное обеспечение платежного баланса РБ
2.2. Состояние платежного баланса Республики Беларусь в 2007 году
2.3. Международная инвестиционная позиция Республики Беларусь
3. Регулирование Платежного баланса РБ
3.1. Основные методы регулирования платежного баланса
3.2. Особенности регулирования Платежного баланса в Республике Беларусь
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Платежный баланс и методы его регулирования.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Платежный баланс и методы его регулирования

План

Введение 
1. Сущность и структура платежного баланса 
1.1. Понятие, сущность и принципы построения платежного баланса 
1.2. Структура платежного баланса

1.3.  Факторы, влияющие на платежный баланс. 
2. Анализ формирования платежного баланса Республики Беларусь 
2.1. Методические положения и информационное обеспечение платежного баланса РБ 
2.2. Состояние платежного баланса Республики Беларусь в 2007 году 
2.3. Международная инвестиционная позиция Республики Беларусь 
3. Регулирование Платежного баланса РБ 
3.1. Основные методы регулирования платежного баланса 
3.2. Особенности регулирования Платежного баланса в Республике Беларусь 
Заключение 
Литература 
Приложение 1. Платежный баланс: стандартные компоненты 
Приложение 2. Платежный баланс Республики Беларусь за январь-сентябрь 2006 г. (аналитическое представление)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Введение

 

Все страны являются участницами современного мирового

хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны.

      Как один из основных объектов  государственного регулирования, платежный баланс характеризует отношение страны с остальным миром.

      Состояние платежного баланса  – индикатор состояния всей экономики, а динамика изменения состояния отдельных его статей отражает главные тенденции экономического развития общества и, как следствие, может служить основным источником информации для принятия решений государственной политики.

Как известно, в макроэкономике исследуются результаты и последствия совместной экономической деятельности всех участников народного хозяйства одновременно. При этом в центре внимания оказываются многие показатели функционирования экономики. Одним из важнейших макроэкономических показателей является состояние государственного бюджета и платежного баланса страны.

Актуальность данного показателя заключается в следующем: во-первых, состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет степень  свободы ее жителей в передвижении через государственные границы, на основании платежного баланса страны дается оценка сбалансированности внешних расчетов, на основании которых, в свою очередь, решается вопрос о корректировке валютных курсов. Колебания валютных курсов оказывают влияние на изменения совокупного спроса и совокупного предложения, т.е. имеют свои макроэкономические последствия.

Платежный баланс является очень сложным  макроэкономическим показателем, требующим  высокого уровня теоретической подготовки в области макроэкономического анализа и всю статистическую информацию экономики страны за определенный период.

Объектом исследования выбранной  темы является методика составления  платежного баланса.

Цель работы состоит в том, чтобы дать полный анализ совершенствования методики составления ПБ Международным валютным фондом, рассмотреть методику составления ПБ в Р и его экономическую конъюнктуру.

 

 

 

 

 

 

  Устойчивое состояние платежного  баланса для экономики открытого типа должно рассматриваться в качестве      приоритетного направления развития экономики.

платежный баланс – это прежде всего отражение внешнеэкономических связей страны. Регулирование платежного баланса не является самоцелью, а выступает как элемент социально-экономической политики страны, так как попытка стабилизировать платежный баланс в отрывеот внутреннего состояния национальной экономики может привести к противоречиям внутренних и внешних целей развития экономики и ухудшить внутреннюю ситуацию в стране. А значит анализу состояния платежного баланс должно уделяться значимое влияние.

  Более интенсивно данная тема  в Республике Беларусь начала исследоваться сравнительно недавно, что связано с налаживанием в развитых странах систематизированного учета статистической информации. В нашей республике данная проблема является трудноразрешимой, что связано, прежде всего, с несбалансированностью платежного баланса. Но правительством осуществляются необходимые мероприятия для ее решения, а именно:

1. стимулирование  экспорта товаров и услуг,

2. проведение  политики импорт-замещения,

3. ограничение  импорта товаров и услуг,

4. поведение  структурных реформ в экономике  Республики Беларусь,

5. изменение  валютного курса страны,

6. регулирование  движения капитала.

Таким образом, в своей работе я попытался  раскрыть понятие платежного баланса, изложить его сущность и структуру, рассмотреть факторы влияющие на платежный баланс, исследовать основные методы его регулирования и дать характеристику черт и особенностей платежного баланса в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  и структура платежного баланса 
1.1. Понятие, сущность и принципы построения платежного баланса

 

 

Платежный баланс — стоимостное выражение всего комплекса мирохозяйственных связей страны в форме соотношения денежных поступлений и платежей.

Как соотношение инвалютных платежей и поступлений, срок которым наступил, и которые требуют немедленного погашения наличностью, платежный баланс выражает спрос и предложение иностранной валюты на данный момент или за какой-то отрезок времени (квартал, полугодие, год). Платежный алане, который отражает текущий рыночный спрос в стране а иностранную валюту и влияет на колебания ее курса к национальной денежной единице, называется рыночным, или платежным балансом на определенную дату. В отличие от рыночного, в платежном балансе за определенный период показываются платежи и поступления наличных денег, уже совершенные в прошлом (например, в истекшем году), и потому не имеющие прямого отношения к текущему движению валютного курса. Такой баланс представляет интерес при анализе валютного положения страны, определяет положение национальной валюты в долговременном аспекте, ее стабильность или значительные отклонения от официального установленного курса и влияет на выработку валютной политики страны. Показатели платежного баланса за период связаны с агрегатными показателями экономического развития (валовой внутренний продукт, национальный доход и т.д.) и являются объектом государственного воздействия.

В дополнение к платежному балансу, содержащему сведения к  движении потоков ценностей между  странами, составляется баланс международных активов и пассивов страны, отражающий ее международное финансовое положение в категориях запаса. Он показывает, на какой ступени интеграции в мировое хозяйство находится страна. В нем отражается соотношение на определенный момент времени стоимости полученных и предоставленных страной кредитов, инвестиций, а также других финансовых активов: у одних стран полученные ресурсы преобладают, а заграничные активы невелики; у других — велики и разнообразны и те, и другие показатели. Показатели международной финансовой позиции и платежного баланса взаимосвязаны.

В настоящее время  построение и исполнение платежных  балансов стран — членов МВФ осуществляется на основании правил, содержащихся в Руководстве по платежному балансу 1993 г. (далее — Руководство). Поскольку внешнеэкономические операции страны необходимо отделять от внутрихозяйственных, при составлении платежного баланса важное значение приобретают понятия резидента и операции.

Резидентом считается  институциональная единица, если на экономической территории данной страны она имеет центр экономического интереса. Под экономической территорией страны понимается географическая территория, находящаяся под юрисдикцией правительства данной страны, в пределах которой могут свободно перемещаться рабочая сила, товары и капитал. Считается, что институциональная единица имеет центр экономического интереса в пределах страны, если, размещаясь на экономической территории этой страны и имея жилые помещения, производственные площади или другие сооружения, она занимается хозяйственной деятельностью или ведет экономические операции в значительных масштабах в течение неопределенно долгого или определенного, но достаточно продолжительного времени. Обычно в качестве нормативного срока принимается год и более, однако это правило нельзя считать жестким. Пока институциональная единица остается в пределах экономической территории данной страны, ее местонахождение не обязательно должно быть фиксированным.

 

Таким образом, понятие  резидента, используемое в Руководстве, основывается не на национальной принадлежности или правовых критериях, хотя может и совпадать с определением резидента/нерезидента, применяемым во многих странах мира целях валютного контроля, налогообложения и т.д.* При выяснении того, является ли хозяйствующий субъект резидентом, основополагающим критерием служит центр экономического интереса.**

Само понятие "операция" определяется как экономический  поток, отражающий создание, преобразование, обмен, передачу или ликвидацию какой-либо экономической стоимости, что может предполагать переход права собственности на товары и/ или финансовые активы, оказание услуг либо предоставление труда и капитала.

Основой системы показателей  баланса являются два раздела: счет текущих операций и счет операций с капиталом и финансовых операций. Счет текущих операций охватывает любые операции с экономическими ценностями (за исключением операций с финансовыми активами), совершаемыми между резидентами и нерезидентами. По нему также учитываются операции, связанные с безвозмездным предоставлением или получением ценностей, предназначенных для текущего использования. К основным классификационным группам данного счета относятся следующие: товары, услуги, доходы, текущие трансферты.

Классификационная группа "товары" показывает разницу между товарным экспортом и ее импортом. В статье "услуги" статистически фиксируются платежи и поступления по транспортным перевозкам; страхованию; электронной, телекосмической, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи; международному туризму; обмену научно-техническим и производственным опытом; экспертным услугам; содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей; передаче информации; культурным и научным обменам; различным комиссионным сборам; рекламе, ярмаркам и т.д.

По принятым в мировой  статистике правилам в счет текущих операций входит подраздел "доходы", в который включаются статьи выплат доходов по инвестициям за границей и процентов по международным кредитам, хотя по экономическому содержанию они ближе к движению капиталов и услуг.

По методике МВФ принято  также показывать особой позицией в платежном балансе "текущие трансферты". Трансферты представляют собой компенсирующие записи, отражающие переход прав собственности на реальные или финансовые ресурсы от резидентов к нерезидентам и наоборот. Причем такая передача ресурсов не сопровождается получением или предоставлением взамен какого-либо стоимостного эквивалента. Текущие трансферты включают: 1) трансферты, осуществляемые сектором государственного управления (например, передача средств в рамках сотрудничества на уровне официальных органов различных стран, текущие подоходные налоги и т.д. и 2) прочие трансферты (денежные переводы работающих, страховые премии за вычетом платы за услуги, выплаты страхового возмещения, не связанные со страхованием жизни).

Счет операций с капиталом  и финансовых операций выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. В его состав входят два основных раздела: счет операций с капиталом и финансовый счет. Счет операций с капиталом состоит из двух подразделов — капитальные трансферты и приобретение/продажа непроизведенных нефинансовых активов. К капитальным трансфертам относятся трансферты, предполагающие переход права собственности на основной капитал; трансферты, включающие передачу средств, обусловленную или связанную с приобретением или продажей основного капитала; трансферты, полученные в результате аннулирования задолженности, не предполагающие получение взамен какого-либо стоимостного эквивалента.

Приобретение/продажа  непроизведенных нефинансовых активов включает нематериальные ценности, такие как патенты, договоры об аренде или другие контракты. По данной статье не отражаются операции с землей, но может регистрироваться приобретение или продажа земли иностранными посольствами.

Финансовый счет классифицируется согласно типу инвестиций или выполняемой ими функциональной роли и включает: прямые инвестиции (приобретение или строительство предприятий за границей);

• портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг заграничных компаний);

• другие виды инвестиций (кратко- и долгосрочные коммерческие кредиты; ссуды (включая использование кредитов МВФ, а также ссуды, связанные с финансовым лизингом); наличные деньги и депозиты; другие счета к получению (дебиторская задолженность) и оплате (кредиторская задолженность).

Отдельной статьей этого  счета отражаются операции с ликвидными валютными активами, в которых  участвуют государственные органы, в результате чего происходит изменение величины и состава централизованных официальных золотовалютных резервов. К ним относятся: монетарное золото, специальные права заимствования (СДР), специальная позиция в МВФ, активы в иностранной валюте и другие финансовые требования.

Основным принципом, используемым при построении платежного баланса, является система двойной записи, при которой каждая отражаемая в учете операция должна быть пред ставлена двумя проводками, имеющими одинаковое стоимостное выражение. Одна из них обозначается как кредит со знаком плюс. Другая обозначается как дебет (приток стоимостей, за которые резидент страны должен платить) со знаком минус. В принципе сумма всех кредитовых записей должна равняться сумме всех дебетовых записей, поэтому итоговое сальдо должно быть нулевым. Однако на практике общая сумма положительных записей не совпадает с общей суммой отрицательных записей, и поэтому неизбежно возникает кредитовое или дебете вое сальдо. Для решения этой проблемы в балансе предусмотрена балансирующая статья (статистическое расхождение) "ошибки и пропуски", которая уравновешивает положительное или отрицательное сальдо, образующееся после суммирования зарегистрированных данных. Таким образом, если сальдо по рассматриваемым статьям является кредитовым, чистая величина ошибок и пропусков показывается по дебету, как запись равной величины (и наоборот).

Информация о работе Платежный баланс и методы его регулирования