Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 00:29, реферат
Кризисным явлениям подвержены организации любых форм собственности (государственные, акционерные, частные и т. д.), вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организациями в таких условиях для России весьма актуальна.
Цель данного реферата заключается в раскрытие понятия и видов кризисов, причин их возникновения, а также последствий и путей преодоления кризисов на предприятиях.
Введение
Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии
Причины возникновения кризиса на предприятии
Последствия кризисов и пути их преодоления
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время значительное число предприятий и компаний переживают не лучшее время: конкуренция возрастает, многие проблемы системы управления становятся критичными для деятельности компании. Борьба предприятий за выживание в кризисных условиях требует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.
Предприятие - это некоторое относительно обособленное структурное звено в общей экономической системе. Критериями такого обособления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения для предприятия общего результата работы. В качестве предприятия может рассматриваться отдельная фирма, организация, акционерное общество, банк, компания (страховая, туристическая и др.), а также структурные единицы системы государственного управления.
Очень важными в решении проблем управления являются следующие вопросы: в какие периоды развития предприятия может возникнуть в нем и получить развитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяется рискованным изменением самого предприятия и как это может быть связано с развитием экономической среды, в которой функционирует рассматриваемое предприятие.
Кризисным явлениям подвержены организации любых форм собственности (государственные, акционерные, частные и т. д.), вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организациями в таких условиях для России весьма актуальна.
Цель данного реферата заключается в раскрытие понятия и видов кризисов, причин их возникновения, а также последствий и путей преодоления кризисов на предприятиях.
Кризис предприятия – это закономерный процесс, который развивается во времени в форме противоречий, создавая угрозу стабильному функционированию и устойчивому развитию предприятия, требующий современных подходов к формированию антикризисного управления.
Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие. Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны. Например, функционирование социально-экономической системы характеризует обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. При этом функционирование социально-экономической системы возможно лишь при определенном соответствии этих признаков: средства труда могут изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат должен соответствовать интересам и потребностям человека. Все это условия функционирования. Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально-экономической системы или создающего принципиально новые условия для этого. Фактом развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности. При этом, конечно, меняются и условия функционирования социально-экономической системы.
Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, но их наступление вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой социально-экономической системы. Установлено, что наряду с негативными сторонами кризис имеет и позитивные – он дает импульс к развитию, выполняя стимулирующую функцию. Таким образом, в период кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, обновлению основного капитала на новой технологической основе. Кризисом заканчивается предыдущий этап развития и начинается следующий.
Под финансовым кризисом понимают фазу разбалансированной деятельности предприятия и ограниченных возможностей влияния его руководства на финансовые отношения, которые возникают на этом предприятии. На практике с кризисом, к правило, идентифицируется угроза неплатежеспособности и банкротства предприятия, деятельность его в неприбыльной зоне или отсутствие у этого предприятия потенциала для успешного функционирования.
Выделяют следующие виды кризиса:
• стратегический кризис (когда на предприятии разрушен производственный потенциал и не хватает долгосрочных факторов успеха);
• кризис прибыльности (перманентные убытки «съедают» собственный капитал, и это приводит к неудовлетворительной структуре баланса);
• кризис ликвидности (когда предприятие является неплатежеспособным или существует реальная угроза потери платежеспособности).
Чаще всего кризису предшествует появление определенных признаков, служащих предупреждением для специалистов, менеджеров организации, угроза целям и ценностям, сокращение времени на реакцию, необходимость неотложности, срочности действий, помехи в эффективном осуществлении производственного процесса, продвижения продукции к потребителю. Названные и другие признаки приближения кризиса находят обобщающее выражение в снижении рентабельности, превращении деятельности предприятия в убыточную. В связи с вышеуказанным хотелось бы выделить следующие основные стадии развития кризиса:
1. Ранняя, характеризующаяся
отдельными проявлениями
2. Промежуточная
– нехватка оборотных средств.
Приостановка поставок в
3. Поздняя, при
которой предприятие находится
в состоянии хаоса, нарушаются
графики производства, кредиторы
требуют изменения условий
Важной предпосылкой применения правильных антикризисных мероприятий является идентификация глубины финансового кризиса. Различают три фазы кризиса:
а) фаза кризиса, который непосредственно не угрожает функционированию предприятия (при условии перевода его в режим антикризисного управления);
б) фаза, которая угрожает дальнейшему существованию предприятия и нуждается в немедленном проведении финансовой санации;
в) кризисное состояние, не совместимое с дальнейшим существованием предприятия и приводит к его ликвидации.
Идентификация фазы финансового кризиса является необходимой предпосылкой правильной реакции на нее. Характерными признаками и фазами кризиса является периодический и все более длительный дефицит денежных средств предприятия для выполнения им своих обязательств и финансирования текущей деятельности. Внешним проявлением такого состояния является возникновение ситуации неплатежеспособности, которая характеризуйся задержкой в осуществлении текущих платежей (нарушение сроков уплаты в связи с нехваткой денег на счетах), начислением санкций (штрафов, пени) за несвоевременную уплату, появлением просроченной кредиторской задолженности и непогашенных кредитов.
2. Причины возникновения кризиса на предприятии
Экономический кризис - это нормальное явление в современных условиях экономики в котором выживают и получают иммунитет и опыт только сильнейшие предприятия. Задача предприятия в период кризиса – приспособиться к условиям «изменившейся окружающей экономической или рыночной среды». Любая ситуация на рынке, которая приводит к вынужденному снижению объемов производства, банкротству, увеличению дебиторской задолженности, срочной продаже активов и перепрофилированию производства попадает под определение «кризиса».
В период кризиса, в жизни предприятия всегда возникают проблемы связанные с нехваткой финансовых средств, и оно становится уязвимым во всех сферах своей деятельности. В такие периоды антикризисное управление становится надеждой на выживание предприятия. Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предприятия, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные финансовые решения. Основной зоной деятельности антикризисных программ является зона финансового управления, поэтому усиление контроля за денежными средствами и затратами всегда будет первым шагом к преодолению кризиса на предприятии.
Антикризисная программа состоит из 3-х взаимосвязанных этапов:
Антикризисная программа оперирует, как правило, тремя инструментами:
Кратковременного устранения неплатежеспособности можно добиться с помощью продажи или аренды «лишних» активов предприятия.
Максимально быстро добиться финансовой устойчивости можно с помощью проведения в сжатые сроки радикального снижения неэффективных и вспомогательных расходов предприятия. Обеспечить финансовое равновесие в длительном периоде возможно только при увеличении денежного потока от основной деятельности предприятия, т.е. с помощью реанимации или перепрофилирования производства и эффективного сбыта продукции.
Кризис предприятия всегда вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам внешней среды. На причины возникшего кризиса влияет много различных факторов. Существует две основные группы факторов:
Внешние факторы возникновения кризиса можно разделить на:
1. Факторы социально-
- Рост инфляции;
- Нестабильность налоговой системы;
- Нестабильность
регулирующего
- Снижение уровня реальных доходов населения;
- Рост безработицы.
2. Рыночные факторы :
- Снижение емкости внутреннего рынка;
- Усиление монополизации на рынке;
- Нестабильность рынка валюты;
- Рост предложения
товаров-субститутов (т.е. товаров которые
отличаются применяемой
3. Другие факторы :
- Политическая нестабильность;
- Стихийные бедствия (экологический фактор);
- Рост криминальной деятельности.
Внутренние факторы возникновения кризиса можно разделить на:
1. Управленческие:
- Высокий уровень коммерческого риска;
- Недостаточное знание конъюнктуры рынка;
- Неэффективный финансовый менеджмент;
- Плохое управление издержками производства;
- Отсутствие гибкости в управлении;
- Недостаточно
качественная система
2. Производственные:
- Устаревшие и изношенные основные фонды;
- Низкая производительность труда;
- Высокие энергетические затраты;
- Перегруженность объектами социальной сферы;
- Необеспеченность
единства предприятия как
3. Рыночные:
- Низкая конкурентоспособность продукции;
- Зависимость
от ограниченного круга
Информация о работе Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии