Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 00:29, реферат

Краткое описание

Кризисным явлениям подвержены организации любых форм собственности (государственные, акционерные, частные и т. д.), вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организациями в таких условиях для России весьма актуальна.
Цель данного реферата заключается в раскрытие понятия и видов кризисов, причин их возникновения, а также последствий и путей преодоления кризисов на предприятиях.

Содержание

Введение
Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии
Причины возникновения кризиса на предприятии
Последствия кризисов и пути их преодоления
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Причины возникновения и пути преодоления кризиса на предприятии.docx

— 17.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

  1. Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии
  2. Причины возникновения кризиса на предприятии
  3. Последствия кризисов и пути их преодоления

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

Введение

 

В настоящее время значительное число предприятий и компаний переживают не лучшее время: конкуренция возрастает, многие проблемы системы управления становятся критичными для деятельности компании. Борьба предприятий за выживание в кризисных условиях требует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.

Предприятие - это некоторое относительно обособленное структурное звено в общей экономической системе. Критериями такого обособления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения для предприятия общего результата работы. В качестве предприятия может рассматриваться отдельная фирма, организация, акционерное общество, банк, компания (страховая, туристическая и др.), а также структурные единицы системы государственного управления.

Очень важными в решении проблем управления являются следующие вопросы: в какие периоды развития предприятия может возникнуть в нем и получить развитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяется рискованным изменением самого предприятия и как это может быть связано с развитием экономической среды, в которой функционирует рассматриваемое предприятие.

Кризисным явлениям подвержены организации любых форм собственности (государственные, акционерные, частные и т. д.), вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организациями в таких условиях для России весьма актуальна.

Цель данного реферата заключается в раскрытие понятия и видов кризисов, причин их возникновения, а также последствий и путей преодоления кризисов на предприятиях.

  1. Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии

 

Кризис предприятия – это закономерный процесс, который развивается во времени в форме противоречий, создавая угрозу стабильному функционированию и устойчивому развитию предприятия, требующий современных подходов к формированию антикризисного управления.

Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие. Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны. Например, функционирование социально-экономической системы характеризует обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. При этом функционирование социально-экономической системы возможно лишь при определенном соответствии этих признаков: средства труда могут изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат должен соответствовать интересам и потребностям человека. Все это условия функционирования. Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально-экономической системы или создающего принципиально новые условия для этого. Фактом развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности. При этом, конечно, меняются и условия функционирования социально-экономической системы.

Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, но их наступление вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой социально-экономической системы. Установлено, что наряду с негативными сторонами кризис имеет и позитивные – он дает импульс к развитию, выполняя стимулирующую функцию. Таким образом, в период кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, обновлению основного капитала на новой технологической основе. Кризисом заканчивается предыдущий этап развития и начинается следующий.

Под финансовым кризисом понимают фазу разбалансированной деятельности предприятия и ограниченных возможностей влияния его руководства на финансовые отношения, которые возникают на этом предприятии. На практике с кризисом, к правило, идентифицируется угроза неплатежеспособности и банкротства предприятия, деятельность его в неприбыльной зоне или отсутствие у этого предприятия потенциала для успешного функционирования.

Выделяют следующие виды кризиса:

• стратегический кризис (когда на предприятии разрушен производственный потенциал и не хватает долгосрочных факторов успеха);

• кризис прибыльности (перманентные убытки «съедают» собственный капитал, и это приводит к неудовлетворительной структуре баланса);

• кризис ликвидности (когда предприятие является неплатежеспособным или существует реальная угроза потери платежеспособности).

Чаще всего кризису предшествует появление определенных признаков, служащих предупреждением для специалистов, менеджеров организации, угроза целям и ценностям, сокращение времени на реакцию, необходимость неотложности, срочности действий, помехи в эффективном осуществлении производственного процесса, продвижения продукции к потребителю. Названные и другие признаки приближения кризиса находят обобщающее выражение в снижении рентабельности, превращении деятельности предприятия в убыточную. В связи с вышеуказанным хотелось бы выделить следующие основные стадии развития кризиса:

1. Ранняя, характеризующаяся  отдельными проявлениями неэффективности  в производстве, сбыте (рост товарно-материальных  запасов, снижение темпов роста  продаж, проблемы с качеством  продукции и т. д.).

2. Промежуточная  – нехватка оборотных средств. Приостановка поставок в кредит, задержки в выдаче заработной  платы.

3. Поздняя, при  которой предприятие находится  в состоянии хаоса, нарушаются  графики производства, кредиторы  требуют изменения условий кредита, а поставщики – предоплаты.

Важной предпосылкой применения правильных антикризисных мероприятий является идентификация глубины финансового кризиса. Различают три фазы кризиса:

а) фаза кризиса, который непосредственно не угрожает функционированию предприятия (при условии перевода его в режим антикризисного управления);

б) фаза, которая угрожает дальнейшему существованию предприятия и нуждается в немедленном проведении финансовой санации;

в) кризисное состояние, не совместимое с дальнейшим существованием предприятия и приводит к его ликвидации.

Идентификация фазы финансового кризиса является необходимой предпосылкой правильной реакции на нее. Характерными признаками и фазами кризиса является периодический и все более длительный дефицит денежных средств предприятия для выполнения им своих обязательств и финансирования текущей деятельности. Внешним проявлением такого состояния является возникновение ситуации неплатежеспособности, которая характеризуйся задержкой в осуществлении текущих платежей (нарушение сроков уплаты в связи с нехваткой денег на счетах), начислением санкций (штрафов, пени) за несвоевременную уплату, появлением просроченной кредиторской задолженности и непогашенных кредитов.

 

2. Причины возникновения  кризиса на предприятии

 

Экономический кризис - это нормальное явление в современных условиях экономики в котором выживают и получают иммунитет и опыт только сильнейшие предприятия. Задача предприятия в период кризиса – приспособиться к условиям «изменившейся окружающей экономической или рыночной среды». Любая ситуация на рынке, которая приводит к вынужденному снижению объемов производства, банкротству, увеличению дебиторской задолженности, срочной продаже активов и перепрофилированию производства попадает под определение «кризиса».

В период кризиса, в жизни предприятия всегда возникают проблемы связанные с нехваткой финансовых средств, и оно становится уязвимым во всех сферах своей деятельности. В такие периоды антикризисное управление становится надеждой на выживание предприятия. Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предприятия, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные финансовые решения. Основной зоной деятельности антикризисных программ является зона финансового управления, поэтому усиление контроля за денежными средствами и затратами всегда будет первым шагом к преодолению кризиса на предприятии.

Антикризисная программа состоит из 3-х взаимосвязанных этапов:

  1. Устранение неплатежеспособности предприятия.
  2. Восстановление финансовой устойчивости предприятия.
  3. Обеспечение финансового равновесия предприятия в длительном периоде времени.

Антикризисная программа оперирует, как правило, тремя инструментами:

  1. Финансовое регулирование.
  2. Реструктуризация активов.
  3. Целеориентированный стабилизирующий менеджмент (планирование и контроллинг).

Кратковременного устранения неплатежеспособности можно добиться с помощью продажи или аренды «лишних» активов предприятия.

Максимально быстро добиться финансовой устойчивости можно с помощью проведения в сжатые сроки радикального снижения неэффективных и вспомогательных расходов предприятия. Обеспечить финансовое равновесие в длительном периоде возможно только при увеличении денежного потока от основной деятельности предприятия, т.е. с помощью реанимации или перепрофилирования производства и эффективного сбыта продукции.

Кризис предприятия всегда вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам внешней среды. На причины возникшего кризиса влияет много различных факторов. Существует две основные группы факторов:

  1. Внешние факторы (факторы, которые являются результатом изменений внешней среды: рыночной, политической, экологической, социальной и так далее, т.е. факторы которые не зависят от деятельности предприятия);
  2. Внутренние факторы (факторы, которые порождаются внутренней деятельностью предприятия).

Внешние факторы возникновения кризиса можно разделить на:

1. Факторы социально-экономического  развития:

- Рост инфляции;

- Нестабильность  налоговой системы;

- Нестабильность  регулирующего законодательства;

- Снижение уровня  реальных доходов населения;

- Рост безработицы.

2. Рыночные факторы :

- Снижение емкости  внутреннего рынка;

- Усиление монополизации  на рынке;

- Нестабильность  рынка валюты;

- Рост предложения  товаров-субститутов (т.е. товаров которые  отличаются применяемой технологией, невысокой ценой, но имеют тоже  назначение).

3. Другие факторы :

- Политическая  нестабильность;

- Стихийные бедствия (экологический фактор);

- Рост криминальной  деятельности.

Внутренние факторы возникновения кризиса можно разделить на:

1. Управленческие:

- Высокий уровень  коммерческого риска;

- Недостаточное  знание конъюнктуры рынка;

- Неэффективный  финансовый менеджмент;

- Плохое управление  издержками производства;

- Отсутствие  гибкости в управлении;

- Недостаточно  качественная система бухгалтерского  учета и отчетности.

2. Производственные:

- Устаревшие  и изношенные основные фонды;

- Низкая производительность  труда;

- Высокие энергетические  затраты;

- Перегруженность  объектами социальной сферы;

- Необеспеченность  единства предприятия как имущественного  комплекса;

3. Рыночные:

- Низкая конкурентоспособность  продукции;

- Зависимость  от ограниченного круга поставщиков  и покупателей.

Информация о работе Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии