Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 20:26, курсовая работа
Труд – сознательная, целесообразно направленная деятельность, приложение людьми умственных и физических усилий для создания полезных продуктов производства, вещей, оказания услуг, переработки, накопления и передачи информации, идущих на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей.
Труд с точки зрения содержания - процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения потребностей.
1.Труд и социально-трудовые отношения 3
1.1 Роль труда в развитии общества…………………………………………..………………………………….3
1.2. Социальные функции труда……………………………………………………4
1.3 Виды труда и трудовой деятельности……………………………………….....5
1.4 Развитие наук о труде…………………………………………………………...7
1.5. Структура наук о труде и персонале, их связь с другими науками………....8
1.6 Содержание и характер труда………………………………………………....10
2. Понятие «профессия» в отечественной и зарубежной литературе, классификации……………………………………………………………………...11
2.1 Профессиональная структура общества……………………………………....11
2.2 Проблемы профессиональной подготовки работников в новых экономических условиях…………………………………………………………..12
Практический вопрос 14
Список литературы 18
Оглавление
1.Труд и социально-трудовые отношения 3
1.1 Роль труда в развитии
общества…………………………………………..…………
1.2. Социальные функции труда……………………………………………………4
1.3 Виды труда и трудовой
деятельности………………………………………...
1.4 Развитие наук о труде………………………
1.5. Структура наук о труде и персонале, их связь с другими науками………....8
1.6 Содержание и характер труда………………………………………………....10
2. Понятие
«профессия» в отечественной и зарубежной
литературе, классификации……………………………………………
2.1 Профессиональная структура общества……………………………………....11
2.2 Проблемы профессиональной
подготовки работников в новых экономических
условиях…………………………………………………………
Практический вопрос 14
Список литературы 18
1.Труд: экономическая сущность и содержание.
Труд – сознательная, целесообразно направленная деятельность, приложение людьми умственных и физических усилий для создания полезных продуктов производства, вещей, оказания услуг, переработки, накопления и передачи информации, идущих на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей.
Труд с точки зрения
содержания - процесс сознательной,
целесообразной деятельности людей, с
помощью которой они
Труд с точки зрения формы - процесс расходования энергии.
Выделяют следующие функции труда:
1. участие наряду с
другими факторами
2. формирование общественного
богатства и развития общества
(также наряду с другими
3. развитие всего человеческого сообщества, науки и культуры, общественного прогресса;
4. формирование человека;
5. способ самовыражения личности;
6. обеспечение безопасности
жизни человека и общества, окружающей
среды, сохранение природы,
1.1 Роль труда в развитии общества.
Социальная роль труда заключается в развитии и совершенствовании производства, которое благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.
Экономической ролью труда является то, что вследствие трудовой деятельности происходит насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, а также происходит прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.
1.2 Социальные функции труда.
Социально-экономическая (репродуктивная)
функция заключается в
Продуктивная (креативная, творческая)
функция труда состоит в той
части трудовой деятельности, которая
удовлетворяет потребности
Социально-структурирующая (интегративная) функция труда заключается в дифференциации и кооперировании усилий участвующих в трудовом процессе людей. Вследствие реализации данной функции происходит, с одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса специализированных видов труда, с другой - между этими группами устанавливаются особые социальные связи, опосредованные обменом результатами трудовой деятельности. Таким образом, две стороны труда - разделение и кооперация - порождают особую социальную структуру, соединяющую людей наряду с другими видами социальных связей.
Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд как деятельность, организованная в интересах общества, представляет собой социальный институт, т.е. сложную систему социальных отношений, регулируемых посредством ценностей, норм поведения, стандартов деятельности и санкций. Поэтому все участники трудовой деятельности находятся в сфере действия соответствующей системы социального контроля. К ней относятся, в частности, официальное трудовое законодательство, экономические и технические трудовые нормативы, уставы трудовых организаций, должностные инструкции, а также неформальные трудовые нормы, основанные на определенных ценностях и традициях, и обычаи, связанные с трудом.
Социализирующая функция
трудовой деятельности проявляется
на индивидуально-личностном уровне. Благодаря
участию в ней существенно
расширяется и обогащается
1.3 Виды труда и трудовой деятельности.
1. По характеру рабочей
нагрузки субъекта труда и
его усилий по реализации
2. По характеристикам
цели труда, рабочей нагрузки,
организации трудового
— оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный — преподавание, лечебная работа и др., нестандартный — научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство);
— динамический и статический;
— однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);
3. В зависимости от
условий деятельности выделяют
труд в комфортных условиях (гигиенические
параметры среды в пределах
нормативных значений), в необычных
условиях при постоянном
4. По форме организации деятельности выделяют следующие виды труда:
— регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);
— индивидуальный и коллективный (совместный).
Совместная деятельность — это организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей деятельности, ее пространственно-временных условий, управлением и согласованием составляющих ее индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все более совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат [2, с. 94].
Основные признаки совместной
деятельности и свойства ее субъекта
тесно взаимосвязаны. Среди основных
характеристик субъекта совместной
деятельности необходимо выделить целенаправленность,
мотивированность, уровень целостности,
организованность (управляемость), результативность
(продуктивность), пространственные и
временные особенности условий
жизнедеятельности
1.4 Развитие наук о труде.
Трудовая деятельность человека
стала объектом систематических
научных исследований сравнительно
недавно — со второй половины XIX
в. Цель таких исследований, начатых
американским инженером Ф.У. Тейлором,
состояла первоначально в поиске
методов рационального
С начала XX в. стали публиковаться статьи и книги по управлению производственными коллективами, обучению персонала, методам повышения производительности, улучшению условий труда, взаимоотношениям сотрудников предприятий. Формирование наук о труде и персонале происходило как на основе эмпирических данных, так и в результате использования достижений экономической теории, математики, статистики, физиологии и психологии человека, социологии, права, технологии, организации производства. В 60-е годы XX в. века на развитие наук о персонале существенное влияние оказали исследования в области кибернетики, теории систем, вычислительной техники. С 70-х годов можно отметить усиление этического аспекта в управлении персоналом. Все большее распространение получают рекомендации по установлению в производственных коллективах отношений сотрудничества, терпимости, доброжелательности. Если на начальных этапах развития наук о труде преобладал технократический подход и основное внимание уделялось методам повышения производительности физического труда, то во второй половине XX столетия стал преобладать гуманистический подход, усилилось внимание к личности каждого сотрудника и условиям для проявления его творческих способностей. Как и в любой области знания, в науках о труде и персонале происходит процесс выделения отдельных направлений в самостоятельные науки. Однако границы этих наук, как правило, еще не получили достаточной определенности [3, с. 88].
1.5 Структура наук о труде и персонале, их связь с другими науками.
В настоящее время в науках о труде и персонале сформировались следующие основные проблемы, направления и разделы:
1. Производительность труда.
Центральное место здесь
2. Человеческий капитал
определяется совокупностью
3. Условия труда определяются
параметрами производственной
4. Проектирование трудовых
процессов включает выбор
5. Нормирование труда
состоит в установлении
6. Планирование численности
персонала включает
7. Отбор, обучение и
аттестация направлены на
8. Мотивация — это процесс
побуждения человека к
Информация о работе Понятие «профессия» в отечественной и зарубежной литературе, классификации