Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:19, контрольная работа
Правовые основы стандартизации в РФ установлены законом «О стандартизации». Положение закона обязательны к выполнению всеми госорганами управления субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности общественных объединений. Закон определяет меры госзащиты интересов потребителя и государства через требования, правила, нормы, вносимые в госстандарты при их разработке и госконтроль выполнении обязательных требований стандартов при их применении.
Министерство образования и науки.
Российский химико-
Кафедра стандартизации и инженерно-компьютерной графики.
Основы метрологии, стандартизации и сертификации.
Реферат на тему:
«Правовые основы стандартизации»
Выполнил студентка группы С-41
Шааб М. О.
Проверил доцент
Быков Г. П.
Москва 2013 г.
Введение.
Правовые основы стандартизации в РФ установлены законом «О стандартизации». Положение закона обязательны к выполнению всеми госорганами управления субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности общественных объединений. Закон определяет меры госзащиты интересов потребителя и государства через требования, правила, нормы, вносимые в госстандарты при их разработке и госконтроль выполнении обязательных требований стандартов при их применении. Сущность стандартизации в РФ закон трактует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик которые должны обеспечить безопасность продукции, работ и услуг их техническую и информационную совместимость взаимозаменяемость качества продукции (услуг) в соответствии с научно-техническими достижениями. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйствующих субъектов в чрезвычайных ситуациях, к оборонным и мобилизационным способностям страны. Закон «О стандартизации» регламентирует:
1. Организацию работ по стандартизации
2. Содержание и применение
нормативных элементов по
3. Информационное обеспечение работ по Стандартизации
4. Организацию и правила
проведения государственного
5. Финансирование работ госстандартизации госконтролю и надзору
6. Стимулирование к принятию госстандартов
Ответственность за нарушение закона о Стандартизации
На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в РФ:
1. Целесообразность разработки стандартов определяется путём анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах
2. Приоритетным направлением
стандартизации является
Правовые основы стандартизации.
Одним из факторов, в наибольшей
степени сдерживающих развитие экономики
России, является несоответствие существующей
системы нормирования, стандартизации
и сертификации, контроля и надзора
современным требованиям
• в условиях рынка обязательными (подлежащими обязательному нормированию и государственному контролю) являются исключительно требования по безопасности. Потребительские свойства регулируются экономическими и правовыми отношениями между субъектами рынка. Эти отношения регулируются государством не прямым нормированием, а исключительно обеспечением законосообразности такого рода отношений;
• обязательные" требования по безопасности излагаются в специальных нормативно-правовых документах — технических регламентах. Общие технические регламенты регулируют достижения экономики в целом, специальные технические регламенты регулируют отдельные виды деятельности;
• введение обязательных норм является прерогативой уровня общегосударственной политики: федеральные законы, указы Президента РФ, ратифицированные межгосударственные договоры, а также постановления Правительства РФ, действующие до принятия регламента законом.
Правовые основы стандартизации должны способствовать достижению следующих основных целей:
• ликвидации препятствий в виде необоснованных административных барьеров для развития бизнеса (прежде всего избыточного ведомственного нормирования и контроля, обязательной сертификации);
• снятию ограничений для технического прогресса и нововведений (главным образом обязательных требований стандартов);
• стимулированию предпринимательской инициативы, в том числе путем активного вовлечения бизнеса в нормотвор-ческий процесс.
Закон о техническом регулировании регулирует отношения, возникающие при:
• разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
• разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
• оценке соответствия продукции обязательным требованиям.
Иными словами, Закон о
техническом регулировании
Закон не распространяется
на государственные
Со времени вступления Закона о техническом регулировании в силу (1 июля 2003 г.) министерства и ведомства не имеют права издавать в сфере технического регулирования обязательные к исполнению акты, а могут выпускать только рекомендательные документы.
Согласно определению, приведенному
в Законе о техническом регулировании,
«технический регламент — документ,
который принят международным договором
РФ, ратифицированным в порядке, установленном
законодательством РФ, или межправительственным
соглашением, заключенным в порядке,
установленном
Правительство РФ вправе издать
постановление о техническом
регламенте, являющееся временным и
действующее впредь до вступления в
силу соответствующего федерального закона.
При этом порядок принятия такого
постановления должен полностью
соответствовать требованиям
В Российской Федерации действуют
общие технические регламенты и
специальные технические
Обязательные требования
к отдельным видам продукции,
процессам проектирования (включая
изыскания), производства, строительства,
монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации
определяются совокупностью требований
общих технических регламентов
и специальных технических
Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.
Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.
Следовательно, главным признаком общего технического регламента является то, что он устанавливает минимальные по уровню исполнения требования, которые распространяются на любые виды продукции, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Общие технические регламенты,
в силу их распространения в равной
степени на все объекты регулирования,
в европейских документах принято
назвать горизонтальными
Специальные технические регламенты принимаются только для конкретных групп и видов продукции или других объектов технического регулирования в случаях, если для этих объектов, в силу их специфики, требуется установить более высокие требования, чем те, что установлены общими техническими регламентами. Кроме того, в специальных технических регламентах могут быть установлены требования к соответствующим объектам, отсутствующие в общих технических регламентах. В силу того что специальные технические регламенты задают требования к конкретным объектам технического регулирования, которые являются дополнительными к требованиям общих технических регламентов («наращиваются вверх»), их также называют вертикальными регламентами.
Следует различать объекты технического регулирования, к которым согласно ст. 2 Закона о техническом регулировании относятся: продукция, в том числе здания, строения и сооружения; процессы проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации; объекты, на которые могут разрабатываться технические регламенты.
В первом случае перечислены объекты, для которых устанавливаются обязательные требования, во втором случае имеется в виду сфера, в которой эти нормы действуют. Например, услуги как таковые не могут быть объектом обязательного нормирования, но услуги, как сфера применения
технического регламента могут быть указаны в названии такого регламента. В этом случае требования будут установлены не к услуге вообще, а к процессу ее оказания, технологии.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о техническом регулировании в регламент должны включаться только те требования, которые обеспечивают достижение следующих целей:
1) защита жизни или
здоровья граждан; 2) защита имущества
физических или юридических
3) охрана окружающей среды;
4) охрана жизни или здоровья животных и растений;
5) предупреждение действий,
вводящих в заблуждение
Что касается первой группы требований (и, в определенной степени, третьей и четвертой), то в п. 1 ст. 7 Закона о техническом регулировании установлено, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
• безопасность излучений;
• биологическую безопасность;
• взрывобезопасность;
• механическую безопасность;
• пожарную безопасность;
• промышленную безопасность;
• термическую безопасность;
• химическую безопасность;
• электрическую безопасность;
• ядерную и радиационную безопасность;
• электромагнитную
совместимость в части
• единство измерений;
• другие виды безопасности
в целях, соответствующих п. 1 ст.
6 Закона о государственном
Под обеспечением безопасности имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, как правило, понимаются требования, позволяющие избежать (с определенной вероятностью) угрозы его уничтожения.
Под охраной окружающей среды понимается обеспечение защиты окружающей среды от вредных воздействий, связанных с деятельностью человека. При этом должен учитываться вред, наносимый как людям, проживающим рядом с опасным объектом, так и животному и растительному миру, имуществу, постройкам и сооружениям.
Охрана жизни животных включает кроме предотвращения непосредственных угроз конкретным видам животных также и вопросы предотвращения распространения инфекционных заболеваний и эпизоотии. Что же касается охраны жизни и здоровья растений, то речь идет об обеспечении предотвра--щения заболеваний растений и защиты территорий от распространения болезней растений.
Предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, обеспечивается достоверной информацией о реализуемой продукции, работах и услугах, т.е. путем информирования, маркирования, этикетирования и других подобных мер и действий.