Прибыль торгового предприятия и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, каждую прибыль, какой доход оно сможет получить. Но экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………...…………………………………………. 3
Глава 1. ПРИБЫЛЬ: ВИДЫ, ОЦЕНКА, ИСТОЧНИКИ.
1.1. Функции и виды прибыли ………………………………………………..... 5
1.2. Оценка прибыли ……………….……………………………..………….... 10
1.3. Источники и факторы, влияющие на увеличение прибыли ……………. 18
Глава 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ДОХОД, ВИДЫ, ОГРАНИЧЕНИЯ.
2.1. Определение предпринимательского дохода ………………………..….. 23
2.2. Виды предпринимательского дохода, ограничения ………………......… 24
Глава 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
3.1. Пути повышения прибыли ……………..…………………………………. 29
3.2. Нормы прибыли на российских предприятиях …………………...…….. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………..…………………. 38
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….….. 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_экономика.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Планирование  прибыли - составная часть финансового  планирования и важный участок в  финансово-экономической работе предприятия. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать те из них, что обеспечивают максимальную прибыль. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Поскольку в настоящее время планирование прибыли «привязано» к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако более важной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

В настоящее  время в связи с постоянно  меняющимися условиями хозяйствования и с тем, что прибыль определяется в целом по предприятию, исходя из объема валового дохода, валовых расходов и величины амортизации, наиболее приемлемым для планирования прибыли является аналитический метод.

При таком расчете плановой прибыли  будет учтено влияние только первого  фактора - объема валового дохода. Для  учета других факторов далее расчет ведется в определенной последовательности:

  1. рассчитывается изменение валовых расходов в планируемом периоде за счет изменения цен на сырье, материалы, других факторов валовых расходов предприятия планируемого периода по сравнению с базисным периодом;

  1. рассчитывается изменение амортизационных отчислений за счет движения основных фондов и нематериальных активов предприятия, применения ускоренной амортизации;

  1. определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности выпускаемой продукции, исходя из ее рентабельности

  1. после обоснования цены на продукцию планируемого периода определяется влияние изменения цен

  1. влияние на прибыль всех перечисленных факторов определяется путем их суммирования

  1. если учесть изменение прибыли в непроданных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Аналитический метод планирования прибыли показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но и он в достаточной  степени не учитывает влияние  всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего, из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

1.3. Источники и факторы, влияющие на увеличение прибыли.

Изменения социально-экономического развития государства  в период перехода к рыночным отношениям приводят к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и, главным образом, прибыли предприятий различных форм собственности.

Для большинства  предприятий основной источник прибыли  связан с его производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от снижения издержек производства.

Кроме производственной и предпринимательской  деятельности источником образования  прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения ее конкурентоспособности.[8]

На  изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др.

Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.

К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся  социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень  развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.

Далее более подробно остановимся на внутренних, основных факторах, влияющих на величину прибыли как абсолютного показателя эффективности хозяйствования предприятия.

Важнейшими  факторами роста прибыли являются рост объема производства и продажи  продукции, внедрение научно-технических  разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции.

Основной  источник денежных накоплений предприятий - доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции. А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются спросом на рынке.

В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности  внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее продажи. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель дохода от продажи продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию производственно-хозяйственной деятельности.

Заинтересованность  предприятий в производстве и  продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции.

Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят  из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов, а также внепроизводственных затрат.[8]

Состав  и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также от увеличения объема продажи продукции.

Размер  прибыли как конечного финансового  результата работы предприятия зависит  и от второй, не менее важной величины - объема валового дохода предприятия. Размер валового дохода предприятия и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен.

Виды  и уровень применяемых цен определяют, в конечном счете, объем валового дохода предприятия а, следовательно, прибыли.

Проблема  ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений.

Следующий фактор, влияющий на величину прибыли - это амортизация основных фондов и нематериальных активов. Сумма амортизационных отчислений определяется на основании балансовой стоимости основных фондов и действующих норм амортизации и амортизации нематериальных активов, исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации. При этом учитывается ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов, что выражается в установленных законодательством более высоких нормах амортизации на соответствующие виды основных фондов.

Важнейшим из них является величина валовых  расходов. Количественно в структуре  цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому снижение расходов очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

В анализе  факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли  предприятия, основными из которых  являются:

  • Обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.

  • Улучшение условий продажи продукции, в том числе за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями.

  • Изменение структуры производимой и продаваемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной.

  • Снижение валовых расходов на производство и обращение продукции.

  • Установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.

  • Увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т.д.).

Таким образом, прибыль  предприятия формируется под  воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ДОХОД, ВИДЫ, ОГРАНИЧЕНИЯ.

 

2.1. Определение предпринимательского дохода.

Доходы организации  в зависимости от их характера, условия  получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

  • Доходы от обычных видов деятельности;
  • Операционные доходы;
  • Внереализационные доходы.

Четкая классификация  доходов и расходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период. Помимо этого, классификация необходима для:

  • определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода;
  • разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности;
  • разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа.

Предпринимательская способность как ресурс имеет свою специфическую оплату - предпринимательский доход. В реальной хозяйственной жизни его трудно выделить, тем не менее, это не абстрактная экономическая категория. Предпринимательский доход - это та плата, которую получает предприниматель за свою организаторскую работу по объединению и использованию экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть.

В экономической теории предпринимательский доход делят на две части, образующих основу нормальной прибыли и экономической прибыли. К первой относят как бы гарантированный доход предпринимателя, своего рода его заработную плату; ко второй - плату за риск, инновации, монопольную власть. Понятно, что величина предпринимательского дохода колеблется, прежде всего, за счет второй составляющей.

Предпринимательский доход  является вознаграждением предпринимателя  за выполнение им следующих функций: соединение капитала, труда и естественных ресурсов в единый процесс производства товара или услуги; принятие основных решений по управлению фирмой; введение новых продуктов, технологий; риск, относящийся к вложенным средствам - своим собственным и своих компаньонов или акционеров.

Информация о работе Прибыль торгового предприятия и пути ее повышения