Проблема принципиала-агента, ее роль в теории фирмы и в теории государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – показать значение проблемы взаимоотношений принципала и агента, и роль агента в функционировании фирмы и государства.
Задачи работы – раскрыть следующие вопросы:
- становление агентской теории корпоративного управления;
- модель агентских отношений;
- варианты решения проблемы принципала и агента;
- проблема «принципал-агент» на политическом рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………….………………3
1. Становление агентской теории управления фирмой………………….…6
2. Модель агентских отношений……………………………………………13
3. Агентские издержки: классификация……………………………………18
4. Формы проявления ответственности агента………………………….…22
5. Агент и принципал в одном лице………………………………………..24
6. Варианты решения проблемы взаимодействия принципала и агента…28
Заключение………………………………………………………...…………44
Список использованной литературы……………………………………….46

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема принципиала-агента - копия.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Институционная экономика»

на тему «Проблема принципиала-агента, и ее роль в теории

фирмы, и в теории государства»

 

Содержание

 

 

 

Введение……………………………………………………….………………3

1. Становление агентской теории  управления фирмой………………….…6

2. Модель агентских отношений……………………………………………13

3. Агентские издержки: классификация……………………………………18

4. Формы проявления ответственности  агента………………………….…22

5. Агент и принципал в одном лице………………………………………..24

6. Варианты решения проблемы  взаимодействия принципала и агента…28

Заключение………………………………………………………...…………44

Список использованной литературы……………………………………….46

 

Введение

 

 

Актуальность темы. Проблему принципиала-агента, т.е. взаимосвязи лояльности и компетентности в самом общем виде можно сформулировать следующим образом: с чем связано то обстоятельство, что менеджеры предпочитают нанимать не самых компетентных работников из числа возможных кандидатур?. От наиболее компетентных работников сложно добиться требуемого уровня лояльности. Поскольку лояльность часто имеет большое значение для нанимателя, менеджеры при найме часто вынуждены жертвовать компетентностью, чтобы обеспечить требуемый уровень лояльности. Используются различные определения лояльности, разнообразные способы взаимодействия между принципалом, получающим выигрыш от лояльности, и агентом, выбирающим быть ли ему лояльным. Рост размеров фирмы влечет за собой увеличение затрат принципала на контроль над действиями возросшего числа агентов. Как отмечал «отец» научной организации труда Фредерик Тейлор, «вряд ли можно легко найти компетентного работника, который не затрачивал бы существенную часть своего времени на исследование того, как медленно он может работать, не вызывая при этом у работодателя сомнений в своей добросовестности». Чтобы определить ценность полученного ими результата, необходимо проанализировать, как определяют лояльность и компетентность авторы, ранее занимавшиеся этой проблемой. Такой анализ позволит понять, какие существенные аспекты лояльности были упущены из виду.

Фирма -  это набор контрактов, совокупность используемых ресурсов,определеннаяорганизационнаяструктура,осознаннаястратегия.

Природа фирмы – минимизировать трансакционные издержки, причины которых бывают разными, включая ее размер, структуру управления, проблему контроля взаимоотношений хозяина и работника.

Принципал – владелец. Агент - доверенное лицо (управляющий).

Принципал – собственник, то есть акционер компании. Он напрямую заинтересован в результатах работы компании – от этого зависит его текущий доход.

Агент – действующее лицо, менеджер компании. С одной стороны, он также заинтересован в результатах работы компании, которая его наняла. С другой стороны, их достижение в ряде случаев предполагает ущемление интересов акционеров. Т.е. менеджер высшего уровня может воспользоваться возможностью доступа к внутренней инсайдеровской информации для проведения операций на рынке (например, сброс акций), которые ущемляют интересы акционеров, но повышают доходы менеджеров. В основе этой ситуации – асимметричность экономической информации.

Цели управляющих - спокойное существование; престиж, роскошь и траты на личные интересы; профессиональный интерес. Отделение собственности от контроля и возникновение проблемы означает, что в действительности происходит разделение собственности на несколько компонентов: между владением, реализуемым посредством купли-продажи акций и получением дивидендов, и распоряжением, которое проявляется в текущем функционировании компании. Причем за собственником компании остается функция владения, а за управляющими (особенно верхнего уровня) - функция распоряжения.

Агентские отношения устанавливаются тогда, когда некий доверитель (принципал) делегирует некоторые права (например, право использования ресурса) некоему агенту, обязанному в соответствии с формальным или неформальным контрактом представлять интересы доверителя в обмен на вознаграждения того или иного рода.

Почти любое реальное принципал-агентское отношение включает некоторое сочетание внутреннего побуждения и внешнего стимулирования.

В общем случае, и сотрудники, и менеджеры, и акционеры фирмы имеют общий интерес в успехе предприятия. Однако наличие такого общего интереса не обязательно является необходимым и достаточным условием для гармонии индивидуальных интересов.

Отношения принципала и агента осложняются информационной асимметрией1, позволяющей агенту действовать в собственных интересах, так как контроль его действий принципалом затруднён (особенно в рамках контрактов, действующих в течение длительного времени).

Информационная асимметрия означает, что агент обладает информационным преимуществом по сравнению с принципалом. Рационально действующий принципал, например, не может ответить на вопрос, в результате чего ухудшилось положение в компании: в результате действий агента или объективных причин. Предположим, менеджеры прогнозировали улучшение конъюнктуры рынка и исходя из этого инвестировали в расширение производства. Инвестиции не окупились. Что это — ошибка или внешние обстоятельства? Как оценить грамотность решений и ответственность действий в условиях неопределенности рынков и вероятностных подходов к рыночным прогнозам?

В данной курсовой работе рассматривается теоретическая основа существования агентских издержек в корпоративной среде. Анализируется логика становления агентской теории корпоративного управления. Приводятся понятие и классификация агентских издержек Отдельное внимание уделяется феномену совмещения функций агента и принципала в одном субъекте корпоративных отношений. В данной работе вводится понятие управления агентскими издержками, а также дается классификация механизмов корпоративного управления, снижающих уровень агентских издержек.

Цель курсовой работы – показать значение проблемы взаимоотношений принципала и агента, и роль агента в функционировании фирмы и государства.

Задачи работы – раскрыть следующие вопросы:

- становление агентской теории корпоративного управления;

- модель агентских отношений;

- варианты решения проблемы принципала и агента;

- проблема «принципал-агент» на политическом рынке.

 

1. Становление агентской теории управления фирмой

 

 

В 1932 г. вышла в свет работа А. Берле и Дж. Минза «Современная корпорация и частная собственность» [6, c. 28], в которой авторы констатировали факт отделения функций управляющих от функций собственников в компаниях с распыленной структурой акционерного капитала. В 1937 г. Р. Коуз в своем революционном исследовании «Природа фирмы» [6, c. 29] указал на существование транзакционных издержек, издержек по составлению и исполнению контрактов, а также выдвинул теорию о том, что любая фирма существует с целью минимизации транзакционных издержек, а размеры фирмы зависят от возможностей экономии на этих издержках. Эти две классические работы положили начало дальнейшим исследованиям на тему корпоративного управления и связанных с ним агентских издержек.

Устранение акционеров от управления корпорациями является логичным следствием развития корпоративной формы собственности. Появление и развитие института привлечения внешнего капитала путем эмиссии акций было обусловлено второй промышленной революцией, укрупнением производства, географической экспансией, быстрым ростом промышленности. Наращивание масштабов коммерческих предприятий потребовало привлечения значительных объемов финансового капитала, что могло быть достигнуто путем объединения финансовых ресурсов многих экономических субъектов. Рост числа поставщиков финансового капитала и, как следствие, сокращение доли участия каждого из них в отдельности привели к тому, что индивидуальное отслеживание качества управления инвестированным капиталом стало экономически нецелесообразным и дорогостоящим мероприятием по причине высоких транзакционных издержек. Кроме того, большое число поставщиков капитала, обладающих различной квалификацией и распределенных географически, спровоцировало рост издержек, связанных с процессом принятия решений. Данные предпосылки сделали экономически оправданным делегирование функций по принятию решений профессиональным менеджерам, отвечающим за оперативное управление капиталом, сформированным из вкладов участников предприятия [15, c. 38].

Еще одним фактором, обусловившим отделение управления от финансирования, явилось такое присущее рыночной экономике явление, как разделение труда, специализация. Специализация управленческого труда предполагает, по крайней мере, частичное отделение управления от финансирования, даже при наличии единого поставщика капитала. В ситуации со многими источниками финансирования выделение функции оперативного управления является неизбежным. Иными словами, усложнение производственных процессов ведет к необходимости высокого уровня компетенции и участия в управлении специалистов-менеджеров: появляется техно-структура, противостоящая собственникам капитала предприятия.

В результате разделения функций собственника и управляющего возникает информационная асимметрия (asymmetric information): ситуация, при которой управляющие предприятием лучше инвесторов (поставщиков капитала) информированы о положении дел в компании. Впервые ученые заговорили об информационной асимметрии на потребительском рынке в конце 1960-х гг., а первой работой в этом направлении явилось исследование Дж. Акерлофа [4, c. 132]. Американский ученый предположил, что на некоторых типах рынка (исследовался рынок подержанных автомобилей) качество конкретного товара известно только продавцу. Такие товары Акерлоф назвал «лимонами»: их качество нельзя понять, не попробовав.

Издержки на получение информации являются одним из основных компонентов транзакционных издержек. Поскольку усилия по получению информации имеют цену, постольку экономическому субъекту бывает выгодно обходиться неполной информацией, не тратясь на уменьшение неопределенности. Сама по себе неполнота информации еще не подразумевает информационной асимметрии: информация может быть равно неполной для всех экономических субъектов. Однако чаще всего один класс экономических субъектов обладает более полной информацией, чем другой, иными словами, информация распределена асимметрично. На товарных и потребительских рынках получение информации о качестве стоит дорого; поэтому предпосылка о том, что покупатели и продавцы располагают одинаковой информацией об участвующих в сделках товарах, становится неприемлемой. В реальном мире существует много рынков, на которых получение точной информации в отношении качества продаваемых товаров (предоставляемых услуг) обходится достаточно дорого и даже не всегда возможно. Одним из таких рынков является рынок корпоративного управления.

Информационная асимметрия приводит к возникновению явления, известного как неблагоприятный отбор (adverse selection). В условиях асимметрии информации поставщик, обладающий лучшей информацией, стремится снизить качество поставляемых товаров и услуг. Аналогично менеджеры фирмы пытаются минимизировать усилия по управлению в случае недостаточной осведомленности поставщиков капитала.

Другим важным следствием разделения функций собственника и управляющего является стремление собственников заключить полный контракт (complete contract) на управление инвестированным капиталом. Под полным контрактом подразумевается соглашение, которое предусматривает все возможные варианты развития событий и регламентирует действия менеджеров в различных ситуациях. Полный контракт экономически нецелесообразен по причине значительных затрат на его написание и отслеживание. Поэтому на практике применяются неполные контракты, регламентирующие основные моменты взаимоотношений поставщиков капитала и управленцев.

Таким образом, отделение управления от собственности и необходимость  делегирования управленческих функций профессиональным менеджерам, информационная асимметрия и неполнота контрактов порождают агентскую проблему в корпорации.

Агентская проблема (agency problem) в корпоративном управлении представляет собой противоречие интересов менеджеров и поставщиков капитала, которое возникает по причине отсутствия стремления менеджеров к максимизации доходов на инвестированные средства. Согласно теоретическим предпосылкам, менеджеры, обладающие ограниченной рациональностью (bounded rationality), стремятся к увеличению собственного благосостояния за счет инвесторов. Данное предположение о поведении менеджеров является ключевым и носит название управленческого оппортунизма (managerial opportunism)  
[14, c. 47]. Задача поставщиков капитала заключается в построении такой системы взаимодействия, которая стимулировала бы менеджеров к наиболее эффективному управлению вложенными средствами в наилучших интересах инвесторов. По определению американских ученых, «теория корпоративного управления изучает способы, с помощью которых поставщики финансового капитала обеспечивают возвратность произведенных инвестиций» [5, c. 137].

Вопросы корпоративных отношений в части агентской проблемы в экономической науке исследуются в рамках агентской теории, или теории агентских отношений (agency theory). Примером корпоративных отношений служат отношения акционера и менеджера, кредитора и получателя кредита и др. Основные допущения теории агентских отношений представлены в табл.1.

Таблица 1

Основные допущения теории агентских отношений

Допущения об интерактивной среде

Асимметрия

информации

Лучшая осведомленность о ситуации в корпорации менеджеров агентов изнутри, чем собственников-принципалов извне, обусловливает высокую степень информационной асимметрии

Неопределенность

Множество факторов, влияющих на агентские взаимоотношения, объясняют высокую степень неопределенности

Сложность в

измерении

Отсутствие точных ориентиров для оценки качества

управленческих услуг приводит к высокой степени сложности в измерении

Допущения о поведении

Оппортунизм

Неограниченное стремление менеджеров-агентов к удовлетворению личных интересов за счет организации в ущерб интересам собственников-принципалов

Ограниченная

рациональность

Ограниченная способность человеческого разума к принятию оптимальных управленческих решений

Восприятие риска

Вследствие диверсификации портфеля своих активов собственники-принципалы более склонны к риску, чем агенты-менеджеры

Информация о работе Проблема принципиала-агента, ее роль в теории фирмы и в теории государства