Пути повышения экономической эффективности производства подсолнечника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

При выполнении курсовой работы стояли следующие задачи:
1) изучение динамики производства подсолнечника и оценка его
современного состояния;
2) изучение экономической эффективности производства подсолнечника в ОАО «Новокондрашовское» Иловлинского района Волгоградской области
3)определение возможных путей повышения эффективности
производства подсолнечника в анализируемом предприятии.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы экономической эффективности и конкурентоспособности 5
1.1 Понятие, сущность экономической эффективности и конкурентоспособности. Факторы, их определяющие 5
1.2 Проблемы формирования конкурентоспособного производства подсолнечника на современном этапе 8
2. Экономическая эффективность и конкурентные позиции производства подсолнечника в ОАО «Новокондрашовское» 10
2.1 Организационно-экономические параметры ОАО «Новокондрашовское»
2.2 Оценка финансового состояния ОАО «Новокондрашовское» 17
2.3 Экономическая эффективность производства и реализации
подсолнечника 19
3. Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособности производства подсолнечника 24
3.1 Снижение ресурсоемкости продукции при производстве подсолнечника 24
3.2Обоснование производственно-технологических параметров конкурентоспособности при производстве подсолнечника 26
3.3Перспективная экономическая эффективность производства и реализации подсолнечника 28
3.4 Оценка конкурентной среды 29
Выводы и предложения 31
Список использованной литературы 33
Приложения 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая экономика предприятия.doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ

Департамент кадровой политики и образования

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

 

Кафедра экономики и  внешнеэкономической деятельности

Дисциплина: «Экономика предприятия  АПК»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

   « Пути повышения  экономической эффективности                                                                                                                                                                  производства и реализации подсолнечника в ОАО «Новокондрашовское»

Иловлинского района Волгоградской области »

 

 

 

 

                                                                        

 

 

 

 

Волгоград 2009

Содержание

Введение

1. Теоретические основы экономической эффективности и      конкурентоспособности                                                                                          5

1.1 Понятие, сущность экономической эффективности и конкурентоспособности. Факторы, их определяющие                                        5

1.2 Проблемы формирования конкурентоспособного производства подсолнечника на современном этапе                                                                   8

2. Экономическая эффективность и конкурентные позиции производства подсолнечника в ОАО «Новокондрашовское»                                                   10

2.1 Организационно-экономические параметры ОАО «Новокондрашовское»            

2.2 Оценка финансового состояния ОАО «Новокондрашовское»                   17                  

2.3 Экономическая эффективность производства и реализации

подсолнечника                                                                                                              19                                                                               

3. Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособности производства подсолнечника                                                                                             24

3.1  Снижение ресурсоемкости продукции при производстве подсолнечника        24

3.2Обоснование производственно-технологических параметров конкурентоспособности при производстве подсолнечника                                         26

3.3Перспективная экономическая эффективность производства и реализации подсолнечника                                                                                                                       28

3.4 Оценка конкурентной среды                                                                                        29

Выводы и предложения                                                                                        31

Список использованной литературы                                                                   33

Приложения                                                                                                           35

 

 

 

 

 

Введение

Основной отраслью сельского хозяйства является растениеводство. Отрасли растениеводства производят более 40% всей сельскохозяйственной продукции страны. Растениеводство — основа сельского хозяйства.

Подсолнечник — наиболее распространенная техническая культура России. Подсолнечник требователен к  почвенным условиям, наибольшие урожаи эта культура дает на хорошо структурированных  черноземах. Важное условие для получения  семян подсолнечника с высоким процентом содержания масла — большое количество солнечных дней.

Волгоградская область  по ряду показателей и почвенно-климатическим  условиям обладает большими возможностями  производства и переработке семян  подсолнечника для полного удовлетворения собственных потребностей, увеличения поставок на российский рынок и за рубеж растительного масла.

Увеличение объемов  производства подсолнечника является одной из актуальнейших проблем  сельского хозяйства в последние  годы. В нашей стране подсолнечник является основной масличной культурой. На его долю приходится 75% площади посева всех масличных культур и до 80 % производимого растительного масла.

В курсовой работе изучаются  основные пути повышения экономической  эффективности производства и реализации подсолнечника в ОАО «Новокондрашовское» Иловлинского района Волгоградской области. Эффективность, или результативность, производства является его целью. Рост эффективности означает увеличение эффекта на единицу затрат, что позволяет при имеющихся ресурсах производить больше продукции. Это очень важно для предприятия в связи с тем, что увеличиваются цены на материально-технические ресурсы для сельского хозяйства.

Повышение эффективности  производства в сельском хозяйстве  имеет большое значение не только для отрасли, но и для экономики страны в целом.

При выполнении курсовой работы стояли следующие задачи:

  1. изучение динамики производства подсолнечника и оценка его 
    современного состояния;

2) изучение  экономической эффективности производства  подсолнечника в ОАО «Новокондрашовское» Иловлинского района Волгоградской области

3)определение  возможных путей повышения эффективности 
производства подсолнечника в анализируемом предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы экономической эффективности и      конкурентоспособности
    1. 1.1 Понятие, сущность экономической эффективности и конкурентоспособности. Факторы, их определяющие

Эффективность предприятия  характеризуется производством  товара или услуги с наименьшими  издержками. Она выражается в его  способности производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками. Экономическая эффективность предприятия в отличие от его технической эффективности зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей.

Являясь сложной экономической  категорией, эффективность представляет качественную и количественную характеристику достижения намеченной цели производства, в ней отражается действие объективных  экономических законов и показывается: одна из важнейших сторон общественного производства — результативность.[21]

Детальное изучение мнений многих экономистов, касающихся понятия категории- «эффективность», позволило сделать вывод о  наличии различных толкований ее сущности.

В экономической литературе понятие  «эффективность» объясняется как  «дающий эффект», приводящий к нужным результатам, действенный. В широком  смысле слова понятие эффективность  используется для характеристики общественного  производства в целом и включает в себя не только сферу материального производства, но и социальные результаты, достигаемые в процессе развития отдельных отраслей и всего народного хозяйства: повышение материального и культурного уровня жизни народа, улучшение условий труда и быта, развитие науки и культуры и т.д.

Экономическая эффективность охватывает проблему «затраты - выпуск». Кемпбелл Р. Макконелл и Стенли Л. Брю экономическую  эффективность характеризуют как  «связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо потребного продукта. Большее количество продукта, получаемого отданного объема затрат, означает повышение эффективности. Меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности» [8]

Эффективность - общеэкономическая  категория, суть которой, как указывал К. Маркс, "состоит в том, чтобы  достигать производственной цели с  наименьшей затратой средств"

Экономическая эффективность  определяется путем сопоставления полученного эффекта (результата) как с использованными ресурсами, так и с затратами. Это необходимо, поскольку результаты производства обусловлены как затратами, так и общей массой ресурсов, вовлеченных в производственный процесс.

Повышение экономической эффективности сельского хозяйства позволяет увеличить производство сельскохозяйственной продукции при том же ресурсном потенциале и снизить трудовые  и материальные затраты на единицу продукции.

Экономическую эффективность  сельскохозяйственного производства характеризует рентабельность, которая представляет собой экономическую категорию, отражающую доходность и прибыльность предприятия или отрасли. Она измеряется такими показателями, как валовой и чистый доход, прибыль, уровень рентабельности, окупаемость затрат, норма прибыли. [5]

В условиях рыночной экономики  выживаемость любого предприятия, его  устойчивое положение на рынке товаров  определяется уровнем его конкурентоспособности, то есть способности производить  и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов. Она характеризует возможности и динамику приспособления фирмы к условиям рыночной конкуренции.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим  признакам стратегической сегментации  рынка. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.[9]

Конкурентоспособность предприятия – это относительная  характеристика, которая выражает отличия  развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. [15]

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких  факторов, как:

  • конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
  • вид производимого товара;
  • ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
  • лёгкость доступа на рынок;
  • однородность рынка;
  • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
  • конкурентоспособность отрасли;
  • возможность технических новшеств в отрасли;
  • конкурентоспособность региона и страны.

Конкуренция в сельском хозяйстве формируется одновременно по двум направлениям: между хозяйствами с различными формами собственности и хозяйствования и между всеми товаропроизводителями за наиболее выгодные экономические условия деятельности и финансовые результаты. [2]

Повышению конкурентоспособности  сельскохозяйственного производства будут способствовать интеграция сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, создание инфраструктуры рынка продукции (хранилища, холодильные хозяйства, транспортное обслуживание); совершенствование региональной структуры производства; государственная поддержка развития социальной сферы на селе.[14]

 

  • 1.2 Проблемы формирования конкурентоспособного производства подсолнечника на современном этапе
  • Проблемы повышения  конкурентоспособности являются одними из наиболее сложных и актуальных. На коротком отрезке времени необходимо предпринять усилия как со стороны исполнительной власти, так и бизнеса, чтобы сельское хозяйство могло обновить устаревшие сельскохозяйственные машины, использовать достижения научно-технического прогресса и перенимать опыт других стран. Необходимо упростить доступ производителей сельхозпродукции на потребительский рынок.

    Реализация подобных мер усилит позиции предприятий  как на внутреннем, так и на внешнем  рынке, будет способствовать наращиванию  их потенциала по производству конкурентоспособной продукции и насыщении товарного и потребительского рынков качественной продукцией. [14]

    Информация о работе Пути повышения экономической эффективности производства подсолнечника