Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 11:37, контрольная работа
Возникнув в Европе в первой половине XIX века - то был ответ мелкотоварных производителей и бесправных потребителей на развитие капиталистических отношений, - кооперация с самого начала тяготела к социализму. Антикапиталистическое движение обнаружило в себе необыкновенную устойчивость в самых разных социально-экономических, общественно-политических и этнических условиях уже ХХ века.
Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1. Предпосылки возникновения и развития кооперативов.............................................4
Глава 2. Первые кооперативные общества..................................................................................9
Глава 3.Кооперативные концепции конца 19-начала 20 веков в Западноевропейских странах..........................................................................................................................................11
Глава 4. Развитие кооперации в разных странах Западной Европы.......................................14
Глава 5. Основные школы Западно-Европейской кооперации...............................................19
Заключение...................................................................................................................................28
Список литературы.....................................................................................................................29
Учредители рочдельского потребительского общества на практике доказали не только честность, но и самостоятельность и преданность делу. Героические усилия, честность и преданность рочдельских пионеров создали первое образцовое потребительское общество, которое послужило примером всему миру.
Социально-реформаторская интерпретация кооперации была продолжена и дополнена Джоном Миллем. По глубокому убеждению Милля, наемный труд недолговечен.[29] Из-за того, что рано или поздно классам, дающим работу, станет нестерпимо жить близком и постоянном соприкосновении с людьми, чувство и интересы которых враждебны им.[30]
Супруги Вебб – крупные общественные деятели, теоретики и идеологи фабианского социализма, авторы книг о кооперативном движении в Великобритании. Веббы говорят о том, что их интересует вопрос «вытеснения капиталистического спекулянта из отраслей промышленности и сфер услуг», и только под таким углом они изучают кооперативы. Не их дело раскрывать экономическую природу и специфические экономические характеристики самих кооперативных организаций. Поэтому они произвольно анализируют все кооперативные организации, которые, по их мнению, не соответствуют их социальной схеме.[31]
Акцент на социально-реформаторскую миссию утвердился в Европе благодаря кооперативной школе, родиной которой стала Великобритания. Определенную идеологию это течение получило в 1879 году, когда Э. Нил и Т. Хьюз, по поручению съезда кооперативных обществ выпустили руководство под названием «Основы: опыт этики и экономики кооперативного движения».[32]
В первой главе разбирается отношение кооперации к религии. Все главные схемы предлагаемых социальных реформ, были основаны на какой-нибудь теории о природе человека, его месте во вселенной и судьбе, что составляет как раз содержание религии.
Вторая глава трактует об отношении кооперации к филантропическим движениям. Авторы считают, что социализм отличается от социальной реформы и кооперации. Социальная реформа, осуществляемая кооперацией, скорее практика, чем теория. Другими словами, кооперация не базируется на новой теории человеческого поведения, а основывается на развитии исторических тенденций человечества и старается усилить их в настоящем.[33]
В следующей главе трактуется отношение
кооперации к экономическим теориям. Кооперация
и политическая экономия старой английской
школы рассматривают разные темы и не
могут находиться друг с другом в антагонизме.
Английская политэкономия есть исследование современной практики
людей, приобретающих богатство. Если
эта практика согласуется с кооперативным
идеалом, то кооператоры могут только
порадоваться. Если же она не согласуется,
то это их не касается[34]
В следующей главе–об отношениях кооперации
к государству – авторы делают заключение,
что кооперация есть проявление могущества
разумной воли, проявившейся в результате
борьбы за существование, и если она вырастет
до сознания своей гармонии, то создаст
для себя государство, превосходящее Римскую
империю. Кооперация поднимается над современным
государством[35].
В последней главе - об опасностях, угрожающих кооперации и о способах их избежать. Потребительские общества привлекали населения тем, что продавали доброкачественные продукты и увеличивали покупательную силу трудящихся. Кроме того, они стали принимать сбережения членов, не подвергая их риску и платя более высокий процент, чем частные банки.
Таково сжатое содержание «Основ», выработанных двумя основоположниками великобританского кооперативного движения, которых никто до сих пор не превзошел в Англии ни по влиянию на окружающих, ни по благородству деяний.[36]
Германия
Германия стала страной, в которой впервые зародилась организация кооперативного кредита. Два фактора сыграли в этом деле весьма существенную роль. Во-первых, кооперативные идеи, получившие к тому времени уже достаточно обработку во Франции и Англии, были занесены в Германию и упали здесь на благодатную почву. Во- вторых, в Германии нашлись люди, смелые и честные инициаторы движения, убежденные в силе и правде кооперативных начал и сочетавшие в себе наряду с качествами, необходимыми для проповедника новой идеи, качества трезвых, энергичных практических деятелей, сумевших претворить идею в формы живой деятельности.
Среди них особо выделяются две крупные фигуры: судья Шульце из Делича и бургомистр Райффайзен их Геддесдорфа.
Шульце действовал преимущественно среди городского, ремесленного населения, Райффайзен – исключительно в середе деревенской, преимущественно землевладельческой.
Возникшие отсюда различия двух систем казались самим инициаторам дела чрезвычайно глубоким и непримиримым. Каждый был убежден в своей правоте и правильности своей системы.[37]
Первые шаги Шульце на поприще общественной работы относятся к голодному 1847 году. Это была чисто благотворительная деятельность, имевшая цель дать неимущему населению хлеб по низким ценам. Эта политика имеет значение только в том отношении, что Шульце живо заинтересовался социальными проблемами, и его мысль стала работать над их разрешением.[38]
Он опубликовал целый ряд статей, в которых излагал и обосновал свои взгляды, а так же давал описания существующих товариществ.
Райффайзен начал свою практическую деятельность одновременно с Шульце в юго-западной части современной Германии. Первые годы его работы на поприще общественного служения посвящены были так же благотворительной помощи «недостаточным» и «неимущим».[39]
Некоторые основные начала, на которых строилась организация кредитного товарищества, с несущественными изменениями проходят через всю так называемую Райффайзенскую систему и определяют собой отличительные черты товарищества.
Потребовались долгие годы упорной и большой работы, направленной на разработку и пропаганду кооперативных начал,на укрепление и развитее основанных на них учреждений. Более тридцати лет протекало до того момента, как кооперативный кредит стал крупной реальной экономической силой и получил действительную возможность с честью нести свое высокое общественное предназначение.
В Германии наиболее ярким представителем государственного социализма был Ф. Лассаль. Реформы, за которые он выступал, сводились к всеобщему избирательном праву в политической области и к производственной ассоциации или кооперации – в экономической.
Лассаль выступал против Шульце-Делича , как либерал и противника государственной помощи. Для своих производственных ассоциаций Лассаль желал получить субсидию от самого прусского короля только на одно производственное товарищество ткачей, деятельность которого неудачно закончилась.
Ортодоксальные марксисты пренебрежительно относились к потребительским кооперативам. Маркс советовал рабочим «вступать скорее в производственные, нежели в потребительские, кооперативы. Он не видел для рабочего класса практического значения потребительской кооперации. Его последователи десятки лет нападали на кооперацию, утверждая что она не способна «разрешить даже малейшую частичку социального вопроса» [40].
Заслугой западноевропейских социал-
Наиболее известным теоретиком кооперации в Германии был профессор Ф. Штаудингер, возглавивший с доктором Кауфманом Гамбургское направление германской кооперации. Штаудингер временами пытался согласовать кооперативизм с марксизмом.[41]
Исследования и пропаганду кооперации с точки зрения ее социально-реформаторских возможностей в Германии осуществлял профессор Оппенгеймер. Категорически отвергая возможность всеобъемлющих социальных реформ через производительные ассоциации промышленных рабочих или через потребительскую кооперацию. Он предлагал программу социально-экономической трансформации существующей экономической формы через производственные ассоциации сельскохозяйственных рабочих.[42]
Усовершенствованная теоретическая интерпретация в явном несоответствии с обычной трактовкой была предложена немецким экономистом Гансом Фуш. Его теория охватывает исключительно только производственные кооперативные ассоциации.
Вуш говорит, что два предположения подчеркивают обычно открыто признанную идеологию производственных ассоциаций:
а) освобождение труда от капитала через производственные ассоциации;
б) владение работниками «полным продуктом их труда» после устранения капиталистического предпринимателя из производственных ассоциаций.[43]
В очерк теоретического анализа кооперации следует включить некоторые интересные замечания по экономической природе кооперативов профессора Лифмана. Он рассуждает о том, что если бы кооператив был особой формой коллективного предприятия или любой другой экономической формой, то все равно он являлся бы средством для достижения цели.
Характеристика кооператива, указанная Лифманом утверждает, что все его «угольки прогоревшего костра» принадлежат определенной экономической групп, а в отношении экономических целей ассоциации, все она в одной и той же подобной позиции.[44]
Италия.
На рубеже 19-20 веков определенные оригинальные теоретические трактовки были внесены итальянскими экономистами, в основном последователями Маффео Панталеони. Профессор Панталеони опубликовал короткий трактат по «теоретическим основам» кооперации раскрывающий природу гедонизма кооперативного движения. Эта работа дезавуирует приписывание кооперативному движению духа альтруизма, ассоциируемого с кооперацией всеми ее социально-реформистскими пропагандистами.
Теоретический очерк кооперативной проблемы другогоитальянского экономиста Мариано Мариани был незаслуженно проигнорирован также в Италии, когда его книга была опубликована , а затем полностью забыта. Между тем, его работа в некоторых отношениях уникальна в литературе по кооперации.
Валенти фомирует сущность кооперации.
Он утверждает, что кооперация не является
системой, а сама составляет часть современной
системы свободной конкуренции. Для ее существования
необходимы экономическая свобода и частная
собственность.
Кооперация выполняет не главные функцию
экономического организма, а только дополнительную.
Таким образом, Валенти считает кооперацию наиболее сложным и совершенным коррективом в ряду других коррективов несовершенства существующего распределения благ.[45]
Валенти убежден в том, что кооперативное движения является органичной частью существующей системы изменяющейся экономики, а вовсе не чуждый социально-экономический ингредиент, предназначенный заменить эту систему.[46]
По мысли другого итальянского экономиста Мариани, кооперативная ассоциация представляет собой экономическую ассоциацию. В основе кооперации лежит, по мнению Мариани, личный интерес, индивидуальные нужды и идеалистические цели, поэтому кооперативную ассоциацию характеризует свободное соглашение ее членов, а не принудительное начало, необходимое всюду, где личный интерес недостаточно выражается.
Мариани решительно опровергает положение, согласно которому в основе кооперативного движения лежит альтруистическое начало взаимопомощи.
Все ассоциации Мариани разделяет на две группы: ассоциации предпринимателей и производителей и распределительные ассоциации в широком смысле слова, т.е. включая сюда кооперативные и частнопредпринимательские организации.[47]
Переходя к рассмотрению субъектов кооперативных ассоциаций, Марианна делит их на две группы-продавцов и покупателей труда и других товаров, утверждая, что остальные хозяйственные моменты в кооперации порождаются только процессами обмена и играют не самостоятельную, а служебную роль.[48
Взгляды Мариани могут быть сведены к следующим положениям. Организации, которые не имеют непосредственных реальных экономических целей, могут быть сформированы только на основе принуждения. Однако, все кооперативные ассоциации поднимаются и растут без диктата или давления извне.
Секрет их возникновения и жизнеспособности заключается в свободном индивидуальном желании их членов. На их решение влияют прямые экономические выгоды, предлагаемые организацией.[49]
Возможно, самой важной частью теоретического очерка кооперативной проблемы, изложенной Мариани, является его высказывание по вопросу организации кооператива как организации покупателей и продавцов: никто еще не высказывался об этом так четко.[50]
Франция
Шарль Фурье - второй после Оуэна по своему влиянию на установившуюся философию кооперации.
Его учение во многих отношениях похоже на учение Р.Оуэна, но в некоторых отношениях и совсем ему противоположно.
Фурье довольно далек от современных форм кооперации, его
признают
если не отцом, то ее предвестником. Французские
производственные товарищества и потребительские
общества совсем не подходили на фаланстеры
Фурье, но, тем не менее, заимствовали некоторые
черты его организацию.[51]
Фурье не предложил никакого типа кооперативной ассоциации, и первая схема такой ассоциации была выдвинута в 1831 года священником Бюше.
Особое внимание обращалось на производственные ассоциации в социально-экономической программе Луи Блана. Блан с одной стороны примыкает к социалистам–ассоциационистам, а с другой- к государственным социалистам. Ф.Лассаль находился под большим влиянием Луи Блана. Блан был не только теоретическим социальным реформатором, но и пытался осуществить свои идеи на практике. Его ассоциации походят на современные производственные кооперативы рабочих. По проекту Блана они учреждались сначала в некоторых отраслях промышленности при денежной помощи государства и под его надзором. Прибыль, полученная в этих ассоциациях, распределялась между членами пропорционально их количеству рабочих дней.[52]Другая шла помощь инвалидам, безработным, третья- на покрытие долга государству, четвертая на содействие вновь образующимся ассоциациям.
Информация о работе Развитие кооперативных хозяйств и обществ в странах Европы в 19 – начале 20 вв