Разработка рекомендаций по повышению прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:24, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению прибыли и рентабельности предприятия городского хозяйства ООО Тульский завод «Стройарсенал» на основе анализа прибыли предприятия и основных резервов ее увеличения.
Для реализации цели ВКР решаются следующие задачи:
- рассмотрение сущности прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики;
- изучение структуры механизма управления прибылью;
- определение основных путей повышения прибыли и рентабельности предприятия;
- охарактеризование исследуемого предприятия ООО Тульский завод «Стройарсенал» и основных показателей его деятельности;
- определение резервов роста прибыли и рентабельности на исследуемом предприятии;
- разработка рекомендаций по повышению прибыли и рентабельности исследуемого предприятия.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теоретические основы повышения прибыли и рентабельности предприятия городского хозяйства 7
1.1 Понятие прибыли и рентабельности предприятия 7
1.2 Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия городского хозяйства 20
1.3 Эффективность деятельности предприятия городского хозяйства
как экономическая основа городов 25
Глава 2 Анализ прибыли и рентабельности
ООО Тульский завод «Стройарсенал» 31
2.1 Краткая характеристика ООО Тульский завод «Стройарсенал» 31
2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия 37
2.3 Резервы увеличения прибыли и рентабельности в ООО Тульский завод «Стройарсенал» 42
Глава 3 Основные направления повышения прибыли и рентабельности в ООО Тульский завод «Стройарсенал» 47
3.1 Направления повышения прибыли и рентабельности предприятия 47
3.2 Рекомендации по повышению прибыли и рентабельности
предприятия 53
Заключение 72
Список использованной литературы 75

Вложенные файлы: 1 файл

текст ВКР Тиханин переделан (Восстановлен).docx

— 220.60 Кб (Скачать файл)

▪ рентабельность  оборота  –  представляет  собой  отношение  прибыли  к  выручке  предприятия;

▪ рентабельность  инвестиций  –  представляет  собой  отношение  прироста  прибыли  к  величине  инвестиций  в  соответствующее  производство;

▪ рентабельность  реализованной  продукции  определяется  как  соотношение  прибыли  от  продажи  продукции  и  ее  себестоимости. 

Рентабельность  реализованной  продукции  характеризует  выгодность производства  того  или  иного  вида  продукции  и  используется  при формировании  плана  производства  на  многономенклатурных предприятиях:

                                    

                                                                                                                                    Rпродпрод : С х 100%.                                    (1.5)

 

 

▪ рентабельность производства характеризует эффективность  деятельности предприятия в целом. Она определяется в двух модификациях:

1) общая  рентабельность  производства  –  определяется  как  отношение  прибыли  к  активам  предприятия:

                                Rобщ = Пвал : (ОПФ+НОС) х 100%,                    (1.6)

 

где Пвал – валовая прибыль;

       ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

    НОС – среднегодовая величина регулируемых  (нормируемых) оборотных средств;

 

2) расчетная рентабельность производства  – показатель  рентабельности,  отражающий  эффективность производственно-хозяйственной деятельности  предприятия на  планируемый период  деятельности:

                                         Rрасч = Пчист : (ОПФ+НОС) х 100%,                        (1.7)

 

где Пчист – чистая прибыль  [11, с.52];

 

▪ рентабельность  капитала  –  показатель  эффективности  хозяйственной  деятельности  предприятия,  определяемый  как  отношение  прибыли  предприятия  к  величине  капиталовложений  в  нее;

▪ рентабельность  акций  –  определяется  как  отношение  курса  акции  к  приносимой  ею  прибыли.

Показатели,   характеризующие   рентабельность,   представлены   в  табл. 1.2.

Таблица 1.2

Показатели, характеризующие  рентабельность

Наименование 

Способ расчета

Назначение 

Рентабельность продаж

 х 100%

Показывает величину прибыли  на рубль реализованной продукции

Чистая рентабельность прибыли  на рубль выручки

 х 100%

Показывает величину чистой прибыли на рубль выручки

Экономическая рентабельность

 х 100%

Показывает эффективность  использования имущества предприятия

Рентабельность собственного капитала

 х 100%

Показывает эффективность использования собственного капитала

Валовая рентабельность

 х 100%

Показывает величину прибыли  на рубль выручки


 

1.2  Пути повышения  прибыли и рентабельности 

предприятия городского хозяйства

 

 

Результативность  деятельности  предприятия  в  финансовом  смысле  характеризуется  показателями  прибыли и рентабельности.  Эти показатели  как бы  подводят  итог  деятельности  предприятия за  отчетный  период;  они зависят от  многих  факторов:  объем проданной продукции,  затратоемкость,  организация производства  и др. 

В  рамках  решения  задачи  –  повышение  доходов  –  должны  проводиться  оценка,  анализ  и  планирование:  выполнения  плановых  заданий  и  динамики  продаж  в  различных  разрезах;  ритмичности  производства  и  продаж;  достаточности  и  эффективности диверсификации  производственной деятельности; эффективности ценовой политики;  влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность  производственных  мощностей,  сменность,  ценовая  политика,  кадровый  состав  и  др.)  на  изменение  величины  продаж;  сезонности  производства  и продаж; критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям  и т.п.  Результаты  планово-аналитических расчетов  оформляются в виде таблиц, содержащих плановые (базисные) и фактические (ожидаемые)  значения  объемов производства  и продаж  и отклонения  от  них в натуральных и стоимостных показателях,  а также в процентах.

Поиск  и  мобилизация  факторов  повышения  доходов  находится  в  компетенции  высшего  руководства  предприятия,  а  также  маркетинговой  службы;  роль  финансовой  службы  сводится  к  обоснованию  разумной  ценовой  политики, оценке целесообразности и экономической  эффективности  нового  источника  доходов,  контролю  за  соблюдением  внутренних  ориентиров  по  показателям  рентабельности  в  отношении  действующих  и  новых  производств.

Вторая задача – снижение расходов – подразумевает оценку, анализ, планирование  и  контроль  за  исполнением  плановых  заданий  по  расходам  (затратам),  а  также  поиск  резервов  обоснованного  снижения  себестоимости  продукции.  Себестоимость  продукции  –  это  стоимостная  оценка  ресурсов  предприятия,  использованных  в  процессе  производства  и  реализации  данной  продукции.  Поэтому  очевидно,  что в зависимости от  выбранной концепции организации и реализации  производственного процесса  уровень себестоимости может оказывать существенное  влияние на  прибыль предприятия.  Безусловно,  затраты,  которые  предприятие  вынуждено  нести  в  ходе  производственного  процесса,  объективны,  и предприятие само  определяет  себестоимость продукции.  Учет  и анализ  затрат  по  элементам позволяет рассчитывать  и оптимизировать  плановые  и фактические затраты по  предприятию в целом по  таким крупным позициям,  как  оплата  труда,  покупные  материалы,  полуфабрикаты,  топливо  и  энергия  и  др.

Если  уровень  доходов  в  значительной  степени  определяется  конъюнктурой  рынка,  то  видами  и  уровнем  расходов  можно  управлять  путем  установления  более  или  менее  жестких  внутренних  нормативов  по  отдельным  статьям  расходов. 

Управление рентабельностью предусматривает не только воздействие на  факторы формирования  прибыли (т.е.  отдельные виды  доходов и расходов),  но  и выбор структуры активов,  источников  финансирования,  видов производственной  деятельности.  В частности,  меняя целевую структуру капитала,  можно влиять  на  показатели  рентабельности  инвестиций;  меняя структуру производства,  можно воздействовать  на  рентабельность  продаж  и т.п.  В любом случае  эффективность и целесообразность принимаемых решений будет оцениваться комплексно – показателями  прибыли и коэффициентами  рентабельности;  кроме того,  по  возможности должны  учитываться и субъективные  неформализуемые моменты,  факторы и результаты.                 

Доминирующей  проблемой  для  предприятия  городского  хозяйства   в его хозяйственной деятельности  является  максимизация  прибыли,  что означает  разработку  стратегии на  систематическое увеличение  прибыли и минимизацию издержек.  Каждое предприятие в условиях рыночной экономики стремится не только максимизировать прибыль, но и оградить себя от возможных рисков. Основным фактором стабильного развития предприятия, особенно в системе городского хозяйства, является обеспечение положительной динамики основных показателей хозяйственной деятельности, таких как себестоимость  продукции,  товаров и услуг,  прибыль  предприятия и рентабельность  производства.

В зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов, определяющих экономические условия деятельности предприятия  городского  хозяйства, оно ищет оптимальные и научно обоснованные пути улучшения финансово-экономической деятельности и, прежде всего, пути снижения  себестоимости  продукции  (так  как  себестоимость  –  это  основной  ценно-  и  прибылеобразующий  фактор,  поэтому  ее  анализ  позволяет,  с  одной  стороны,  дать  обобщающую  оценку  эффективности  использования  ресурсов,  с  другой  –  определить  резервы  увеличения  прибыли  и  снижения  цены  единицы  продукции)  и  повышения прибыли  предприятия и рентабельности производства [45, с.84].

Можно выделить следующие основные направления повышения прибыли и рентабельности предприятий городского хозяйства:

1. Дальнейшая  приватизация предприятий городского хозяйства, то есть передача предприятий государственной и муниципальной собственности (путем их продажи) в руки эффективно хозяйствующих собственников. Усиление конкурентности экономики в связи с появлением значительного числа частных компаний позволит снизить себестоимость производимых товаров и услуг, а следовательно, повысит прибыль предприятий и их рентабельность.

2. Оптимизация основных расходов предприятий городского хозяйства, то есть:

- снижение  необоснованных затрат на расходы сырья и материалов, сокращение потерь от брака и отходов производства;

- замена устаревших видов сырья и материалов на новые с инновационной составляющей, позволяющих выпускать продукцию с низкой себестоимостью;

- оптимизация расходов по оплате труда работников, формирование зависимости размеров оплаты труда от профессионализма и эффективности трудовой деятельности.

3. Повышение  качества продукции  как одного  из  основных  факторов,  способствующих  росту реализации  продукции:

- выпуск  продукции в соответствии с международными стандартами качества;

- поиск  и усиление конкурентных преимуществ в рамках интеграции в мировую систему хозяйства в связи с вступлением России в ВТО.

4. Формирование  научно обоснованной производственной программы предприятия, обеспечивающей оптимальную загрузку производственных мощностей.

5. Реорганизация  структуры управления, внедрение адаптивных организационных структур, направленных на обеспечение конечных результатов деятельности предприятий всех отраслей экономики и, прежде всего, городского хозяйства, от функционирования которого зависит повседневная жизнь человека.

Для того, чтобы предприятия городского хозяйства получали прибыль и были рентабельными, необходимо изменить их стратегию развития:

- усилить  процесс капитализации предприятий городского хозяйства (это приведет к усилению конкуренции в отрасли, а следовательно, поможет избавиться от несостоятельных предприятий);

- создать  благоприятные условия для развития бизнеса, прежде всего среднего и малого предпринимательства, снять административные барьеры, значительно снизить уровень коррупции во властных структурах;

- инвестирование  как собственных, так и заемных средств в производство, снижение процентных ставок по кредитам, развитие самофинансирования предприятий городского хозяйства;

- усиление  государственной поддержки реформы ЖКХ, создание совместных частно-государственных компаний  [45, с.101].

 

 

 

 

 

1.3 Эффективность  деятельности предприятия городского хозяйства

как экономическая  основа городов

 

В условиях усиления капитализации и конкурентности экономики усиливается влияние эффективно работающих предприятий городского хозяйства на экономику города в целом.

Под  экономикой  городского  хозяйства понимается  городская хозяйственная система,  которая включает  отрасли материального производства  и непроизводственной  сферы,  функционирующие в городе,  их  структуру и социально-экономическое содержание.

Критерии  отнесения  отраслей  экономики  города  к  городскому  хозяйству  должны  отвечать  следующим  принципам:

- ограничению  хозяйственно-экономической   деятельности  территорией  города;

- социально-ориентированным   характером  деятельности  и   нахождением  ее  в  системе   регулирования  городских   органов  власти.

Экономика города определяется социальными, технологическими, эколого-экономическими и политическими факторами, которые рассматриваются на трех уровнях:

- факторы  общеэкономической конъюнктуры города (социально-экономические связи города в системе региона и государства);

- факторы  местоположения участков городских территорий в общей пространственной структуре города;

- локальные  факторы, характеризующие обстановку на городском участке  [45, с.126.].

Из  анализа пространства национальной экономики следует, что экономическая жизнь страны наиболее сконцентрирована на урбанизированных (городских) территориях.  Город (городской округ) является муниципальным образованием с местным самоуправлением, своим местным бюджетом. В городе в высокой степени сконцентрированы:

- население  и производство;

- социально-экономические  проблемы;

- платежеспособный  спрос;

- потребление  товаров и услуг.

Города  играют значительную роль в экономике. Именно на их территории в большинстве своем сосредоточены финансовые и товарные рынки, формируются решения, определяющие весь ход экономической жизни. Экономически активная территория города является своеобразным посредником между потребителями, производителями и органами государственного регулирования. Именно поэтому многие специалисты по экономике города предлагают рассматривать категорию «город» в ряду таких основополагающих категорий экономического анализа, как «потребитель» и «предприятие» [45, с.146].

Город выступает таким образом как место, где формируется и перераспределяется стоимость. Здесь взимаются налоги, сюда поступают трансфертные платежи, потоки товаров и услуг, обслуживающие их финансовые потоки. На его территории все входные потоки определенным образом группируются, суммируются и вновь перераспределяются.

Информация о работе Разработка рекомендаций по повышению прибыли и рентабельности предприятия