Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:42, контрольная работа
Профессиональной обязанностью каждого руководителя является принятие управленческого решения в соответствии с делегированным ему объемом полномочий. В современной эффективно функционирующей организации занятие руководящего поста происходит по праву компетентности и принятого в организации порядка. Компетентность руководителя определяется, в первую очередь, эффективностью принимаемых им решений и умением принятое решение реализовать.
Введение……………………………………………………….3
1.Возникновение науки об управлении……………………… 5
2.Школы и подходы к науке об управлении……...................7
2.1 Подходы на основе выделения различных школ…………7
3.Управление – как процесс принятия решения……………15
Список литературы…………………………………………25
Содержание
Введение…………………………………………
2.1 Подходы на основе выделения различных школ…………7
Список
литературы…………………………………………25
3
Введение
Разработка
управленческих решений является важным
процессом, связывающим основные функции
управления: планирование, организацию,
мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые
руководителями любой организации, определяют
не только эффективность ее деятельности,
но и возможность устойчивого развития,
выживаемость в быстро изменяющемся мире.
Принятие эффективных решений — одно
из наиболее важных условий эффективного
существования и развития организации.
Важность процесса принятия решений была
осознана человечеством одновременно
с началом его сознательной коллективной
деятельности. Поэтому вслед за возникновением
и развитием теории управления возникла
и развивалась теория принятия решений.
Современная наука об управлении, а вместе
с ней и теория принятия управленческих
решений возникли после того, как появились
организации в современном понимании.
Современные организации отличает от
организаций старого типа наличие существенно
большего числа крупных и гигантских организаций.
А в таких организациях роль управленческого
решения возрастает. В отличие от организаций
старого типа в современных организациях
большое количество руководителей высшего
и среднего управленческого звена. Профессиональной
обязанностью каждого руководителя является
принятие управленческого решения в соответствии
с делегированным ему объемом полномочий.
В современной эффективно функционирующей
организации занятие руководящего поста
происходит по праву компетентности и
принятого в организации порядка. Компетентность
руководителя определяется, в первую очередь,
эффективностью принимаемых им решений
и умением принятое решение реализовать.
Деятельность современной организации
отличает наличие сравнительно большого
числа специалистов, не являющихся даже
руководителями, которым в силу делегированных
им полномочий в
4
организации
необходимо принимать важные для организации
решения.
Коллективная работа и рациональность,
в основе которых профессиональное управленческое
решение, стали стержнем организационной
культуры современной фирмы.
Перечисленные
выше причины оказали значительное влияние
на возникновение принципиально нового
характера управления организацией, на
интенсивное развитие теории и практики
принятия управленческого решения.
5
Как уже говорилось выше, одно из основных достижений современной науки об управлении, и прежде всего школы научного управления, возглавлявшейся Тейлором, состоит в том, что впервые управленческие функции планирования работы и анализа производственной ситуации были отделены от самой работы. А это означает, что процесс принятия управленческого решения впервые стал рассматриваться как самостоятельный управленческий акт.
Безусловно, еще Александр Македонский, введя в своей армии штабы, отделил функцию непосредственного ведения боя, делегированную линейным офицерам, от функции управления боевыми действиями, делегированной штабным офицерам.
Однако предметом самостоятельного изучения, анализа и разработки рекомендаций функции принятия управленческих решений стали лишь после возникновения современной науки об управлении.
Как нам уже известно, исторически наука об управлении как самостоятельная научная дисциплина возникла в начале XX в.
Что же касается теории принятия управленческих решений, то началом ее интенсивного развития как научной дисциплины можно считать 40-е годы, когда во время второй мировой войны в Англии группе ученых было поручено решить такие сложные управленческие проблемы, как оптимальное размещение объектов гражданской обороны, огневых позиций, оптимизация глубины подрыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов.
Отметим,
что в другой воюющей стороне — гитлеровской
Германии не придавалось должного значения
рекомендациям науки об управлении.
6
Так, при принятии решения о нападении на Россию высшее руководство тогдашней Германии отказалось рассматривать возможность других, альтернативных вариантов развития боевых действий, кроме блицкрига, несмотря на настоятельные предложения его окружения.
В 50—60-е годы сложившаяся и получившая широкое использование система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована в виде специально возникших научных дисциплин, таких, как исследование операций, системный анализ, управление техническими системами и др.
В каждую из них неотъемлемой составной частью входила теория принятия решений.
Действительно,
например, в определении исследования
операций находим: "Исследование операций
является прикладной наукой, применяющей
все известные научные методы для решения
специфических проблем, являющихся в данном
случае основой для принятия решений исполнительным
органом".
7
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
ПРОЦЕССНЫЙ
ПОДХОД рассматривает управление как
непрерывную серию
В
СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ
СИТУАЦИОННЫЙ
ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность
различных методов управления определяется
ситуацией. Поскольку существует такое
обилие факторов как в самой организации,
так и в окружающей среде, не существует
единого «лучшего» способа управлять
организацией. Самым эффективным методом
в конкретной ситуации является метод,
который более всего соответствует данной
ситуации.
2.1 Подходы на основе выделения различных школ
В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные
8
приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. Наша цель — помочь вам оценить эволюционный характер управленческой мысли и признать, что приемы, которые оказывались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. Следует понять, что школы пересекаются в вопросах теории и практики, и что в рамках одной организации вы найдете элементы всех этих подходов.
Научное управление (1885 —1920)
Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них. Об этом написано в Примере 2.1. Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя
9
стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы. Тейлор, например, обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта (ок. 8,6 кг — прим. ред.). По сравнению с более ранней системой это дало поистине феноменальный выигрыш.
Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.
Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению — это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами плакировали свою работу.
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как
10
самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.
Классическая, или административная школа в управлении (1920 —1950)
Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Тейлор
и Гилбрет начинали свою карьеру
простыми рабочими, что, несомненно, повлияло
на их представление об управлении
организацией. В отличие от них, авторы,
которые считаются создателями
школы административного
Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить