Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 19:24, реферат
Региональные рынки могут существовать как при лимитно - распределительной системе, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно- директивного управления. Так, объем товарооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждого территориально-административного образования устанавливается директивными планами.
С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.
Введение
По своей экономической
Региональные рынки могут существовать
как при лимитно - распределительной системе,
так и при рыночной экономике. В первом
случае рынки развиваются и функционируют
в соответствии с логикой административно-
директивного управления. Так, объем товарооборота
и соответствующее товарное обеспечение
для каждого территориально-
С переходом к рыночным экономическим
отношениям меняются роль и значение рынка
в региональном воспроизводственном процессе.
Пропорции регионального воспроизводственного
процесса формируются через воздействие
рыночных инструментов регулирования:
цены, налоги, процент за кредит и др.
Развитый региональный рынок может эффективно
функционировать при научно обоснованной
системе изучения спроса, тенденций и
его закономерностей развития:
- общего объема спроса и объема спроса
на отдельные группы и виды товаров;
- структуры спроса одноименных товаров
различных предприятий;
- сезонных колебаний спроса по отдельным
товарам;
- требований покупателей к качеству товаров.
Изучение спроса дает информацию, позволяющую
прогнозировать емкость и структуры рынка,
а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании
географии производства и потребления
товаров и услуг.
Региональные рынки неоднородны. Так,
по территориальной организации сферы
обращения можно выделить поселенческие
рынки в населенных пунктах сельской местности,
городские, областные, республиканские,
межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.
Потребность в товарах и услугах находится
в прямой зависимости от платежеспособного
спроса и развития непроизводственной
сферы в регионе.
Платежеспособный спрос населения характеризуется
суммой денежных ресурсов, которую оно
может направить на приобретение товаров
и потребление платных услуг. Структура
платежеспособного спроса в разных районах
страны и для различных социально-экономических
групп населения определяется характером
развития производительных сил в данном
экономическом районе. Характерной чертой
развития регионального рынка товаров
и услуг является непрерывное расширение
его емкости и качественных параметров.
Емкость рынка – это возможный объем реализации
товаров на внутреннем рынке, определяемый
размерами платежеспособного спроса потребителей
при данном уровне цен.
Кроме населения потребителями товаров
и услуг на рынке выступают организации
и учреждения непроизводственной сферы
и предприятия региона.
Региональные рынки можно объединить
в систему, которая представляет собой
совокупность рыночных образований различного
типа, цель которых – обеспечение эффективного
развития и функционирования регионального
воспроизводственного процесса, воспроизводства
орудий, предметов труда и рабочей силы.
В систему региональных рынков входят:
- потребительский рынок (рынок благ);
- рынок земли и недвижимости;
- рынок труда;
- рынок капиталов (кредитный рынок и рынок
ценных бумаг);
- рынок информации;
- рынок образовательных услуг и др.
Все рынки взаимосвязаны друг с другом,
они обслуживаются соответствующими составляющими
рыночной инфраструктуры.
1. Региональный аграрный рынок.
Региональные аграрные рынки – весьма сложные структуры. С одной
стороны, они включают рынки производимой в аграрной сфере сельхозпродукции и готового к употреблению продовольствия, с другой – такую сложную для оценки составляющую, как рынок земли. Кроме того, в сферу региональных аграрных рынков включаются рынки сельхозтехники, оборудования, удобрений и средств ухода за растениями и животными, рынки услуг, предоставляемых предприятием АПК и др.
Сельское хозяйство всегда составляло значительную часть российской
экономики. До революции это была крупнейшая экспортная отрасль государства: на мировой рынок вывозилось зерно, лен, масло, кожи и др. В дальнейшем экспортный потенциал аграрной экономики был утрачен, но базовыми продуктами питания страну обеспечило все же отечественное сельское хозяйство.
Первоначально перед реформаторами сельского хозяйства в целом по
регионам России стояла задача формирования производителей нового типа, т.е.
ориентированных на рынок, способных гибко приспосабливаться к рыночным условиям, чутко реагировать на быстро изменяющуюся конъюнктуру. Ведь долгое время в стране большое внимание уделялось в основном коллективным формам хозяйствования на земле: колхозам, совхозам, которые изначально не были приспособлены к функционированию в условиях рыночной экономики.
Другой основной причиной необходимости реформирования аграрного сектора стало лишение крестьян собственности на землю и другие средства производства, что подрывало мотивационные стимулы к труду.
В связи с этим возник вопрос, связанный с введением частной
собственности на землю.
Главные направления аграрной реформы во всех регионах России:
- земельная реформа;
- реорганизация колхозов и совхозов;
- приватизация во всех сферах АПК.
Преобразования в аграрном секторе осуществляются через формирование
большого числа экономических субъектов на основе разукрупнения крупных
колхозов и совхозов.
Процесс реорганизации коллективных хозяйств в регионах проходил в
соответствии с Постановлением Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», который предполагал следующие основные положения:
1. выбор колхозом (совхозом) формы собственности на землю;
2. определение списка лиц, имеющих право на земельный и имущественный
пай;
3. выдача
свидетельства на право
4. объединение паев в ТОО, АО и прочие формы.
На первом этапе земельной реформы преобладал метод бесплатного
наделения земельными участками новых землепользователей или закрепления участков за старыми землепользователями. Посредством среднерайонных земельных долей происходило выравнивание размеров землевладения.
Первый сегмент земельного рынка – продажа земельных участков гражданам для личного подсобного и дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и садоводства. Его функционирование не вызывает каких-либо разногласий. Этот рынок в основном обеспечен нормативной базой.
Второй сегмент – продажа земельных участков для предпринимательской
деятельности. Здесь покупателями являются граждане, их объединения,
приватизированные предприятия, местные органы власти. До настоящего времени сделки подобного характера совершались преимущественно для организации несельскохозяйственной деятельности. При этом цены по различным регионам колеблются.
Дальнейшее развитие региональных рынков земли должно идти, по мнению многих экономистов, в направлении предоставления собственникам земельных долей реального права распоряжаться ими по своему усмотрению, с ориентацией на крестьянина-хозяина; упрощения процедуры аренды земли, государственной поддержки региональных проектов улучшения земель, введения единого земельного налога и т.д.
До настоящего времени осуществление основных направлений реформы в
российских регионах по своей сути не отличается. Однако постепенно в
регионах, главным образом с учетом местных условий и возможностей,
складываются новые модели экономики в аграрном секторе.
Трудно переоценить роль государства, которое должно помочь аграрному сектору в формировании как институциональных основ новых типов сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и в формировании нарождающейся рыночной инфраструктуры, поскольку именно это рыночное окружение приведет к реальной трансформации сельскохозяйственных производителей в полноценных рыночных субъектов, сделает сельскохозяйственное производство столь же выгодным, как и другие секторы народного хозяйства во всех регионах.
Различия в региональной динамике объясняются рядом факторов:
1. В сельском хозяйстве
экспортная ориентация. Имеется в виду традиционный вызов
значительной части продукции в другие регионы России и СНГ.
«Житницы» поставляли зерно,
масло, сахар и целый ряд других продуктов. С началом реформ
ситуация изменилась: распались отработанные хозяйственно-
административные связи,
так как резкий рост транспортных тарифов делал порой
экономически невыгодной перевозку сельхозпродукции. Стала
ощутимой географическая
рынков сбыта в промышленных центрах и в центральной части
России, на Северо-Западе и Севере, в Сибири.
Ужесточилась конкуренция с импортной продукцией, которая
буквально хлынула на российский рынок, особенно в крупных
городах.
2. В результате изменения экономической ситуации экспортный
(вывозной потенциал
подвергся коррекции со стороны рынка. Обнаружились серьезные
структурные диспропорции и
регионов. Возникла ситуация, когда внутренняя структура
производства не
(например, возникновение огромных излишков зерна, подсолнечника,
плодоовощной продукции в Северо-Кавказском экономической
районе). Положение усугублялось постоянным снижением
межрегионального
3. Традиционные аграрные регионы обладали относительно
высокотехнологичным производством, достаточно жизнеспособным и
неплохо работавшим в условиях стабильной плановой системы.
Однако оно требовало постоянных потоков материальных,
технических и финансовых
снабжение мелиоративным
другой техникой, поддержание агрохимического режима и т.д. В
кризисный период это
4. Разрушилась технологическая цепочка «поле – переработка –
потребитель».
Но нельзя представлять дело так, будто идут только негативные процессы.
К позитивными сдвигам в сельском хозяйстве можно отнести наметившуюся тенденцию к специализации регионов. Эта тенденция возникла под влиянием рыночных факторов и основана на естественных преимуществах того или иного региона. Здесь помимо природных, почвенных и климатических условий имеются виду также материально – техническая база и показатели эффективности производства .
К числу положительных тенденции в агросфере следует отнести
расширяющееся кооперирование хозяйств, создание агрокооперации,
формирование современных машинно – технологических станций, использование лизинга, фьючерсных операций и т.д.
Производителям сегодня удается вести прибыльный, развивающийся агробизнес, окажется, что в большинстве тем, кто имеет гарантированные рынки сбыта, своего заказчика и не испытывает трудностей с реализацией. Такие хозяйстве, как правило, включены в технологические цепочки типа «поле – переработка – потребитель», многие из них имеют собственную сбытовую сеть, магазины. Растущие хозяйства размещены недалеко от крупных рынков сбыта – городов, промышленных агломераций, где транспортная и торговая инфраструктура достаточно развиты и есть
потребительских спрос.
В современной экономике присутствуют положительные тенденции, эффективно действующие хозяйственные агенты начинают сами создавать условия для роста прибыли, активно воздействуя на других субъектов экономики. При этом критерии экономической эффективности, в рамках которых они действуют, переносятся в той или иной форме на предприятия, функционирующие в дополняющих и смежных сферах. Масштабы и темпы экономического роста при этом растут, а самое главное – преобразуется структура всей экономики.
2. Проблемы формирования оптового продовольственного рынкам в Удмуртской Республике.
Распад системы централизованных поставок
и продовольствия привёл, с одной стороны,
к значительным трудностям в реализации
продукции, а, с другой, к возникновению
стихийных продовольственных рынков,
появлению массы посредников в сбыте продукции,
присваивающих значительную долю прибыли,
созданную усилиями сельских товаропроизводителей.
Внешняя продовольственная интервенция,
зачастую низкопробными товарами, вытесняет
с российского рынка продовольствие и
сырьё, что из-за низких доходов населения
привело к искусственному избытку продовольствия
при снижении душевого потребления. В этой связи нужно находить отвечающие
требованиям времени эффективные способы
товародвижения сельскохозяйственной
продукции на основе многогранной системы
экономических отношений. Одним из важнейших
условий развития производства в АПК в
Удмуртской Республике в ближайшие годы
является создание эффективной рыночной
системы распределения сельскохозяйственной
продукции и продовольствия, переход от
нецивилизованных рынков к организованным
оптовым рынкам. Оптовый агропромышленный
рынок - это система субъектов предпринимательства
в АПК, функционирующая на основе рыночного
механизма, регламентирующего совершение
операций по оптовой купле-продаже продукции
АПК и других отраслей народного хозяйства
для удовлетворения потребительского
спроса. Цель создания оптовых продовольственных
рынков - это прежде всего стимулирование
производства и переработки продукции
в области на основе формирования эффективного
рыночного механизма, взаимной заинтересованности
производителя, оптового торговца и потребителя
путём установления хозяйственных связей,
регулирования производства и сбыта сельскохозяйственной
продукции и продовольствия, удовлетворения
текущего и потенциального потребительского
спроса. В соответствии с целью создания
оптовые продовольственные рынки (ОПР)
призваны решать следующие задачи: - обеспечение
круглогодичного снабжения населения
качественными продуктами питания при
сокращении их потерь; - предоставление
всем производителям сельскохозяйственной
продукции возможности выхода на конкурентный
(немонополизированный) рынок и обеспечение
единого обустроенного места для осуществления
сделок по купле-продаже; - организация
встречной продажи товаров производственно-технического
назначения. В целях обеспечения быстрого
продвижения товаров к потребителю, создаются
продовольственные рынки различной ориентации.
Основными критериями классификации ОПР
по видам и определения их количества
являются административно-