Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 11:27, курсовая работа
Целью работы является исследование возможных путей повышения конкурентоспособности работников на рынке труда.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть основные аспекты конкурентоспособности работников;
-раскрыть понятие, сущность и виды конкурентоспособности работников;
- узнать факторы, влияющие на конкурентоспособность работника на рынке труда;
- исследовать методику определения конкурентоспособности работников на рынке труда;
- проанализировать реформирование рынка труда и перспективы повышение конкурентоспособности работников в России.
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные аспекты конкурентоспособности работников ………………5
1.1 Понятие, сущность и виды конкурентоспособности работников …….5
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность работника на рынке
труда …………………………………………………………………………..7
Глава 2 Методика определения конкурентоспособности работников на рынке труда ……………………………………………………………………………..…12
2.1 Описание методики оценки конкурентоспособности рабочей силы
2.2 Практическое применение методики …………………………………..12
определения конкурентоспособности работников ………………………..21
Глава 3. Реформирование рынка труда и перспективы повышение конкурентоспособности работников в России…………………………………...24
Заключение …………………………………………………………………………29
Библиографический список ………………………………………………………..31
Профессионально-
Уровень конкурентоспособности
Вывод:
Таким образом, представленный перечень факторов не является законченным и может быть дополнен рядом других факторов, влияние на которые с точки зрения управляемости ограничено.
Глава 2 Методика
определения
2.1 Описание методики оценки конкурентоспособности
рабочей силы
Оценку конкурентоспособности персонала следует осуществлять исходя из его конкурентных преимуществ, которые бывают внешними по отношению к персоналу и внутренними. Внешнее конкурентное преимушество персонала определяется конкурентоспособностью организации, в которой работает конкретный рабочий или специалист. Если у организации высокий уровень конкурентоспособности, то и персонал имеет хорошие внешние условия для достижения высокого уровня конкурентоспособности. Внутренние конкурентные преимущества персонала могут быть наследственными и приобретенными. Только исключительно одаренные люди в меньшей мере зависят от внешних условий.
Одним из важнейших вопросов
при проведении деловой оценки персонала
является выбор способов, с помощью
которых оцениваются те или иные
показатели. В любом случае метод
оценки должен обеспечивать возможно
большую объективность
Существует много, способов оценки деятельности. Для обобщения и удобства предоставления их принято классифицировать по двум признакам:
-по возможности использования количественной оценки в процессе аттестации различают качественные, количественные и комбинированные способы оценки;
- по направленности (содержанию) методов оценки 1 - ого уровня развития качества работника выделяют прямые и косвенные методы оценки.
Прямые методы оценки направлены
на оценку результатов деятельности
работника в обычных условиях
и не требуют, обязательного участия
работника в процедуре
Косвенные, или опосредованные, методы оценивают результаты деятельности в специально созданных условиях и ситуациях. При этом работник активно включается в предложенную ситуацию, принимая участие в процедуре оценки.
Так, например, В.А. Столярова предлагает условное деление этих методов на три группы. К первой группе относятся описательные методы, которые позволяют без количественного выражения характеристики работника оценить его деятельность, так называемые "качественные" методы (биографический метод, произвольные письменные и устные характеристики, метод дискуссий, метод эталона и др.) К другой группе относятся количественные методы (система классификации по порядку или метод рангового порядка, метод заданной бальной оценки и др.).
Объединением преимуществ количественных и качественных методов оценки создаются комбинированные методы, например, метод суммарных оценок.
С.И. Самыгин предлагает классифицировать все методы (технологии) оценки деятельности по следующим признакам:
- согласно целям:
а) прогностические;
б) практические.
-согласно результатам:
а) описательные (качественные);
б) количественные;
в) комбинированные.
- согласно объекту:
а) методы оценки деятельности руководителей;
б) методы оценки исполнительского персонала.
Все методы, применяемые в российских компаниях, можно объединить в три группы:
-качественные (биографический метод, интервьюирование, описательный метод, метод критических случаев, метод комитетов, метод сравнения по парам и др.);
-количественные (балльный метод, метод коэффициентов);
-комбинированные (метод анкет, метод шкалы графического рейтинга, интервью, тестирование).
Необходимо отметить, что эти методы, которые принято относить к традиционным, имеют ряд существенных недостатков: акцентируют внимание на одном работнике и оценивают его вне организационного контекста, ориентированы на прошлое и не учитывают долгосрочных перспектив развития организации и будущего потенциала сотрудника, основываются на оценке сотрудника непосредственным руководителем.
К количественным методам
оценки персонала относят
Количественные методы можно охарактеризовать как формализованные и массовые. Формализация выражается в направленности на изучение строго определенных анализируемых переменных, заданных заранее, и их количественном измерении. Высокий уровень формализации количественных методов связан с их статистической обработкой.
Наиболее распространенным
количественным методом является анкетирование.
В процессе анкетирования сотруднику/
Одним из видов анкетирования, применяемых для оценки персонала, являются личностные опросники - класс психодиагностических методик. По форме они представляют собой списки вопросов, при этом ответы испытуемого представлены количественно. Как правило, при помощи этого метода диагностируют особенности характера, темперамента, межличностных отношений, мотивационную и эмоциональную сферы. С этой целью применяются конкретные методики.
Еще одним важным методом
оценки персонала являются тесты
способностей. Они представляют собой
специально подобранный стандартизованный
набор заданий, служащий для оценки
потенциальной способности
Наиболее зарекомендовавшими себя методиками можно считать следующие:
-тест структуры интеллекта Амтхауэра: предназначен для определения способности к абстрактному мышлению, памяти, пространственному воображению, языковому чутью, математическому мышлению, образованию суждений и т.п.;
-тест Гилфорда: позволяет измерить социальный интеллект, который является профессионально важным качеством и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов;
-тест Равена: позволяет при помощи прогрессивных матриц не только оценить сам интеллект, но и дает возможность составить представление о способности сотрудника к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности.
Необходимо отметить, что многие из известных тестов способностей не дают достаточно материала для того, чтобы делать на их основе прогнозы. Они позволяют получить ограниченную информацию, которую необходимо дополнять сведениями из других источников.
Сама по себе количественная оценка управленческого персонала (впрочем, как и качественная) дает весьма условное представление о том, насколько эффективен был сотрудник. Если говорить об оценке рабочих, то этот вид оценки гораздо более продуктивен. Но если речь идет об оценке управленческого персонала, т.е. о людях, которые в основном трудятся интеллектуально, то одной только количественной оценки будет недостаточно.
Качественная оценка персонала дает нам возможность оценить личностные качества сотрудника. Например, его культурный уровень, эрудицию, коммуникабельность, навыки ведения деловых переговоров.
В противоположность
Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: интервьюер (специалист, который проводит интервью) задает вопросы респонденту (оцениваемому сотруднику), не ведет с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своего личного отношения к задаваемым вопросам и ответам испытуемого. Задачей интервьюера является сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения интервьюера - получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами исследования (качествами и характеристиками оцениваемого, отсутствие либо наличие которых необходимо выявить).
На основе различных параметров принято выделять несколько видов интервью - биографическое интервью, поведенческое интервью, ситуационное интервью, проективное интервью.
Комбинированные методы. Данные методы основаны как на качественных, так и количественных принципах.
К данным методам относятся:
тестирование и определение
Коэффициент интеллектуальности (англ. intellectual quotient, сокращенно IQ) - это показатель умственного развития, который получают на основании различных тестов.
Для определения IQ используются задания, которые включают ответы на вопросы, задачи на сообразительность и манипулирование (например, складывание фигурок по данным ее частям), арифметические примеры, которые необходимо решить с учетом ограничения времени, раскрытие значений слов и терминов.
Метод суммируемых оценок.
При данном методе оценивается частота
проявления качеств у сотрудников,
при этом за определенный уровень
частоты испытуемому
Система заданной группировки работников предусматривает выбор ограниченного числа факторов оценки, распределение работников по этим факторам на четыре группы ("плохой работник", "удовлетворительный работник", "хороший работник", "отличный работник") и последующую замену плохих работников отличными.
Достоинство применения комплексных методов оценки заключается в многосторонности и многоаспектности рассмотрения деятельности и труда работника.
На нынешнем этапе большинство
специалистов по оценке персонала стремятся
создать комплексные системы
оценки персонала предприятия, включающие
достаточно большое количество методик
с целью минимизации ошибок в
процессе оценки. Однако, прежде всего,
важно не просто собрать вместе несколько
методик, но адаптировать их к условиям,
существующим в организации, а зачастую
- когда речь идет о зарубежных методиках
- и к условиям российской действительности.
Огромное значение здесь приобретает
профессионализм и опыт специалиста,
руководящего процессом оценки, поскольку
выполнение данной задачи, помимо соответствующих
личных качеств, требует знаний и
компетенций в области
Примером комплексной оценки персонала может служить методика, описанная А.Я. Кибановым.
Оценка деловых качеств работников основана на факторах, характеризующих: а) самого работника, обладающего определенными знаниями, навыками, способностями; б) вид и содержание трудовых функций, которые он фактически выполняет; в) конкретные результаты его деятельности. Оценка производится на основе комплексного (интегрального) показателя, который может быть получен путем объединения двух частных оценок. Первая определяет показатели, характеризующие работника, т.е. степень развития профессиональных и личностных качеств работника (П) и уровень квалификации (К), а также их количественные измерители; вторая - показатели, характеризующие выполняемую работу, т.е. позволяет сопоставить результаты труда работников (Р) с учетом уровня сложности выполняемых ими функций (С).