Роль и место малого бизнеса в экономической системе России. Проблемы развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Содержание

Введение……………………………………………………...…
стр.3
Глава 1. Малые предприятия в современной рыночной экономике………………….…………………..

стр.6
1.1 Сущность, понятие, функции малых предприятий в экономике государства……………………………………………

стр.6
1.2 Роль малых предприятий в экономике….…………………….
стр.9
1.3 Перспектива развития малого предпринимательства..…….
стр.12
Глава 2. Анализ проблем и перспектив развития малых предприятий в современной России……

стр.20
Глава 3. Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса……………….……………

стр.24
Заключение ..…………………………………………………..
стр.32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
стр.34
Приложение 1…………………………………………………..
стр.36
Приложение 2…………………………………………………….
стр.37
Приложение 3…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества1.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, при разработке мер  поддержки необходимо учитывать  специфические российские черты  малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. Среди них можно выделить следующие: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности в отличие от узкой специализации зарубежных малых предприятий; сочетание значительного инновационного потенциала работников с общим низким уровнем технической вооруженности и оснащенности большинства малых и средних предприятий в отличие от нередко противоположной картины на западных фирмах; наличие высокого общего и профессионального уровня образования и квалификации руководителей малых предприятий в сочетании с отсутствием или недостатком опыта управленческой и коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений, и, особенно, в кризисных ситуациях; быстрая приспосабливаемость малых предприятий к сложной экономической обстановке в условиях дезорганизованной системы государственного управления, отсутствия постоянной, полной и достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре рынка; почти полное отсутствие кооперации с крупным бизнесом, другими малыми и средними предприятиями и др.

Все эти особенности должны учитываться  при разработке действенных, конкретно-целевых  мер государственной и негосударственной  поддержки сектора малого бизнеса. При этом меры по содействию малым  предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В данной работе мною были изучены  и проанализированы проблемы развития малого бизнеса, его роль и место в экономическом развитии России.

Рассмотрев материалы по указанной  теме, можно утверждать, что малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

Меры, которые до настоящего времени  были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.

Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

Таким образом, в силу объективных  причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2011 года // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад под ред. Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. - Ноябрь 2011. Интернет-адрес: www.nisse.ru

2. Доюронравов А.Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А.Н. Добронравов // Дайджест-финансы. – 2005 - №2. – с. 2-11.

3.Егишянец С. Мировой  кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23.

4.Егишянц С. Россия  не готова к кризису // Финансист, 2008. -№ 34 (269). – с. 18-24.

5. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12. с. 44-49.

6. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. с.7-8.

7. Информационно-аналитический обзор. № 019 от 26.02.2008 г. Влияние финансового кризиса на малый и средний бизнес / Департамент аналитики и мониторингов группы компаний «Интегрум» (Эл. адрес: vtsyganov@integrum.ru www.integrum.ru).

8. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2010. № 1. с. 11-13.

9. Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс–опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. – Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005. – Вып. 8. – с. 148-152.

10. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. с. 11.

11. Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы, 2008. №10. с. 21.

12. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2007.с.58-66.

13. Российский статистический Ежегодник 2010, М: Росгостат 2011.

14. Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть, 2009. № 2. с. 11-12.

15.Шепеленко Г.И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г.И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2009. – 205 с.

16. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 2010, N 12, с.22-27.

17. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.с. 5-12.

18. Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2006. №9. с.109.

19. Энциклопедия предпринимательства / Под ред М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006.

 

Приложение 1

 

Таблица 1 - Число малых предприятий по видам экономической деятельности

 

Количество зарегистрированных организаций (январь – октябрь 2011г.)

Всего2

361590

Сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

6953

рыболовство, рыбоводство

629

добыча полезных ископаемых

1223

обрабатывающие производства

28414

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

2449

строительство

35779

оптовая и розничная  торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и  предметов личного пользования

154801

гостиницы и рестораны

7247

транспорт и связь

24835

из них связь

1732

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

65903

образование

3620

здравоохранение и предоставление социальных услуг

4118

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

16949


2 Включая организации, конкретные виды деятельности которых не установлены, и экстерриториальные организации и органы.

Приложение 2

 

Таблица 2 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации

 

Приложение 3

 

Таблица 3 - Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-июне 2011 г.

1 Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2006. №9. с.109.

2 Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.с.78.

3 Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс–опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. – Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005. – Вып. 8. – с. 148-152.

4 Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. с.7-8.

5 Шепеленко Г.И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г.И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2009. – 205 с.

6 Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 2010, N 12, с.22-27.

7 Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23.

8 Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы, 2008. №10. с. 21.

9 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2010 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2011. с. 23-30.

10 Егишянц С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2008. -№ 34 (269). – с. 18-24.

11 Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2010.

12 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2010 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2011. с. 23-30.

13 Российский статистический Ежегодник 2010, М: Росгостат 2011.

14 Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.с. 5-12.

15 Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2010. № 1. с. 11-13.

16 Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть, 2009. № 2. с. 11-12.

17 Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 2010, N 12, с.22-27.

18 Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2011 года // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад, Ноябрь 2011.

19 Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2011 года // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад, Ноябрь 2011.

20 Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2010. № 1. с. 11-13


Информация о работе Роль и место малого бизнеса в экономической системе России. Проблемы развития малого бизнеса