Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 23:07, курсовая работа
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Введение……………………………………………………...…
стр.3
Глава 1. Малые предприятия в современной рыночной экономике………………….…………………..
стр.6
1.1 Сущность, понятие, функции малых предприятий в экономике государства……………………………………………
стр.6
1.2 Роль малых предприятий в экономике….…………………….
стр.9
1.3 Перспектива развития малого предпринимательства..…….
стр.12
Глава 2. Анализ проблем и перспектив развития малых предприятий в современной России……
стр.20
Глава 3. Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса……………….……………
стр.24
Заключение ..…………………………………………………..
стр.32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
стр.34
Приложение 1…………………………………………………..
стр.36
Приложение 2…………………………………………………….
стр.37
Приложение 3…………………
Кроме того, при разработке мер поддержки необходимо учитывать специфические российские черты малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. Среди них можно выделить следующие: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности в отличие от узкой специализации зарубежных малых предприятий; сочетание значительного инновационного потенциала работников с общим низким уровнем технической вооруженности и оснащенности большинства малых и средних предприятий в отличие от нередко противоположной картины на западных фирмах; наличие высокого общего и профессионального уровня образования и квалификации руководителей малых предприятий в сочетании с отсутствием или недостатком опыта управленческой и коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений, и, особенно, в кризисных ситуациях; быстрая приспосабливаемость малых предприятий к сложной экономической обстановке в условиях дезорганизованной системы государственного управления, отсутствия постоянной, полной и достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре рынка; почти полное отсутствие кооперации с крупным бизнесом, другими малыми и средними предприятиями и др.
Все эти особенности должны учитываться
при разработке действенных, конкретно-целевых
мер государственной и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной работе мною были изучены и проанализированы проблемы развития малого бизнеса, его роль и место в экономическом развитии России.
Рассмотрев материалы по указанной теме, можно утверждать, что малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.
В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.
Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.
Учитывая сложность
Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2011 года // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад под ред. Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. - Ноябрь 2011. Интернет-адрес: www.nisse.ru
2. Доюронравов А.Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А.Н. Добронравов // Дайджест-финансы. – 2005 - №2. – с. 2-11.
3.Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23.
4.Егишянц С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2008. -№ 34 (269). – с. 18-24.
5. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12. с. 44-49.
6. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. с.7-8.
7. Информационно-аналитический обзор. № 019 от 26.02.2008 г. Влияние финансового кризиса на малый и средний бизнес / Департамент аналитики и мониторингов группы компаний «Интегрум» (Эл. адрес: vtsyganov@integrum.ru www.integrum.ru).
8. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2010. № 1. с. 11-13.
9. Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс–опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. – Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005. – Вып. 8. – с. 148-152.
10. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. с. 11.
11. Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы, 2008. №10. с. 21.
12. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2007.с.58-66.
13. Российский статистический Ежегодник 2010, М: Росгостат 2011.
14. Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть, 2009. № 2. с. 11-12.
15.Шепеленко Г.И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г.И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2009. – 205 с.
16. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 2010, N 12, с.22-27.
17. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.с. 5-12.
18. Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2006. №9. с.109.
19. Энциклопедия предпринимательства / Под ред М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006.
Приложение 1
Таблица 1 - Число малых предприятий по видам экономической деятельности
Количество зарегистрированных организаций (январь – октябрь 2011г.) | |
Всего2 |
361590 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
6953 |
рыболовство, рыбоводство |
629 |
добыча полезных ископаемых |
1223 |
обрабатывающие производства |
28414 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2449 |
строительство |
35779 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
154801 |
гостиницы и рестораны |
7247 |
транспорт и связь |
24835 |
из них связь |
1732 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
65903 |
образование |
3620 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
4118 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
16949 |
2 Включая организации, конкретные виды деятельности которых не установлены, и экстерриториальные организации и органы.
Приложение 2
Таблица 2 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации
Приложение 3
Таблица 3 - Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-июне 2011 г.
1 Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2006. №9. с.109.
2 Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.с.78.
3 Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс–опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. – Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005. – Вып. 8. – с. 148-152.
4 Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. с.7-8.
5 Шепеленко Г.И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г.И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2009. – 205 с.
6 Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 2010, N 12, с.22-27.
7 Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23.
8 Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы, 2008. №10. с. 21.
9 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2010 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2011. с. 23-30.
10 Егишянц С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2008. -№ 34 (269). – с. 18-24.
11 Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2010.
12 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2010 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2011. с. 23-30.
13 Российский статистический Ежегодник 2010, М: Росгостат 2011.
14 Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.с. 5-12.
15 Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2010. № 1. с. 11-13.
16 Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть, 2009. № 2. с. 11-12.
17 Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 2010, N 12, с.22-27.
18 Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2011 года // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад, Ноябрь 2011.
19 Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2011 года // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад, Ноябрь 2011.
20 Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2010. № 1. с. 11-13