Свободные экономические зоны РБ: история создания и анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………
3
1.Экономическая сущность свободных экономических зон…………………………………….
5
1.1 Понятие и цели создания свободных экономических зон ……………………………….
5
1.2 Типы свободных экономических зон……………………………………………………...
9
2. Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон.……………
12
2.1 Свободные экономические зоны США…….…………………………………….……….
12
2.2 Свободные экономические зоны Китая……………………………………………………
16
3. Свободные экономические зоны РБ:история создания и анализ………...……………..……
20
3.1 Специфика создания свободных экономических зон…………………………………….
20
3.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в РБ………………
24
Заключение……………………………………………………………………………….……...
27
Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая блин.docx

— 202.52 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………………

3

1.Экономическая сущность свободных  экономических зон…………………………………….

5

1.1 Понятие и цели создания  свободных экономических зон  ……………………………….

5

1.2 Типы свободных экономических  зон……………………………………………………...

9

2. Мировой опыт создания и  функционирования свободных экономических  зон.……………

12

2.1  Свободные экономические  зоны США…….…………………………………….……….

12

2.2 Свободные экономические зоны  Китая……………………………………………………

16

3. Свободные экономические зоны  РБ:история создания и анализ………...……………..……

20

3.1 Специфика создания свободных  экономических зон…………………………………….

20

3.2 Проблемы и перспективы развития  свободных экономических зон  в РБ………………

24

Заключение……………………………………………………………………………….……...

27

Список использованных источников……………………………………………………….….

29

Приложения……………………………………………………………………………………...

31


 

 

 

                         ВВЕДЕНИЕ

Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления  интеграционных  экономических  процессов. 
Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода свободных экономических зон. По оценкам специалистов в 2000 году через различные СЭЗ  проходили до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривали свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей  экспансии. 
        Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория.

 




         В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин "свободные экономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические  процессы. 
Для некоторых стран "свободные зоны" по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин "специальные экономические     зоны". 
       Для чего создаются свободные экономические зоны? Почему они получили такое распространение в  мире? 
       Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение  иностранного   капитала. 
       Со сходной целью создавались свободные экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей  силы. 
     Помимо названных целей и причин создание свободных экономических зон увязывается с тремя  основными  задачами: 
- стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных  средств; 
- ростом  занятости; 
- превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста  национального  хозяйства. 
    Образование свободной экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "налоговой революции". Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную  роль. 
Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.

         В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин "свободные экономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические  процессы. 
Для некоторых стран "свободные зоны" по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин "специальные экономические     зоны". 
       Для чего создаются свободные экономические зоны? Почему они получили такое распространение в  мире? 
       Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение  иностранного   капитала. 
       Со сходной целью создавались свободные экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей  силы. 
     Помимо названных целей и причин создание свободных экономических зон увязывается с тремя  основными  задачами: 
- стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных  средств; 
- ростом  занятости; 
- превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста  национального  хозяйства. 
    Образование свободной экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "налоговой революции". Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную  роль. 
Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.

В начале 70-х гг. СЭЗ существовали уже в 10 странах. В начале 90-х гг. СЭЗ существовали примерно в 70 странах, а общее число их составило примерно 600. Торговый оборот СЭЗ весьма значителен и охватил около 8 % объема мировой торговли.

 

 

 

 

 

 

 

1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ СВОБОДНЫХ        ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

1.1.Понятия и цели создания свободных экономических зон

 

 

СЭЗ — важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. Обычно это регион, часть национальной территории со специальным льготным внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий. При создании СЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста — определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности на основе международного сотрудничества, концентрации ресурсов с использованием благоприятствующих факторов. Это позволяет решить взаимосвязанные цели: экономическую, социальную, производственную и научно-техническую.

Экономическая цель преследует активизацию, расширение внешнеторговой и в целом внешнеэкономической деятельности; привлечение иностранного и отечественного капитала; повышение конкурентоспособности национального производства, его экономической эффективности; увеличение экспорта и рационализацию импорта; рост валютных поступлений в бюджет и на цели дальнейшего развития СЭЗ.

В рамках социальной цели решаются задачи: создание новых рабочих мест, рост занятости населения; повышение квалификационного уровня работников с учетом использования мирового опыта; формирование современных менеджерских кадров; рост благосостояния и уровня жизни населения; ускорение развития социальной и бытовой инфраструктуры.

Производственная и научно-техническая цели включают: приток иностранной и отечественной техники и технологий; ускорение внедрения результатов НИОКР; концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, а также материально-финансовых ресурсов   на приоритетных   направлениях; более полное использование имеющихся мощностей, в частности, конверсионных; развитие производственно-транспортной инфраструктуры.

Создание и функционирование СЭЗ во всех их разновидностях способствует общему подъему экономики на национальном и региональном уровнях. Не случайно к концу 90-х годов в мире насчитывалось около 2000 СЭЗ, из которых более 1000 находились в развивающихся странах. Численность занятых в таких зонах, согласно оценкам Центра ООН по ТНК, превысила 3 млн. человек, а суммарный внешнеторговый оборот достиг почти 1,2 трлн долл., т. е. более 10% мировой торговли в 1998 г. Довольно быстрое распространение СЭЗ (а их число с 1981 г. к настоящему времени выросло более чем в 10 раз) подтверждает их положительную роль как важного института мировой экономики, способствующего ускорению хозяйственного развития, повышению его устойчивости, привлечению внешних ресурсов роста.

В условиях ограниченности, а тем более дефицита ресурсов в ряде стран СЭЗ выступают как реальный и достаточно эффективный инструмент включения национальных экономик в мировое хозяйство. Они ориентированы на активную внешнеэкономическую деятельность, большую восприимчивость к современной технике и технологиям, создание целевых производств, соответствующей инфраструктуры, применение особых методов и форм финансовой, инновационной, производственно-сбытовой, внешнеторговой деятельности. Являясь частью территории страны, СЭЗ выступают вместе с тем как практический рычаг адаптации всей национальной экономики к мировому хозяйству, ускоряя этот процесс. В то же время необходимо подчеркнуть, что СЭЗ отделены от остальной территории страны и административно (специальным, пропускным) и экономически таможенным, налогово-финансовым режимами. Этот признак СЭЗ оговорен и в официальном их определении, данном в документах Киотской конвенции (1973г.).

Смысл СЭЗ определяется совокупностью решаемых задач, а не преференциальным, льготным механизмом функционирования, что нередко выдвигается как основной аргумент необходимости их создания.

СЭЗ призваны способствовать ускорению экономического роста, эффективному встраиванию национальной экономики в мировое хозяйство.

 

1.2Типы свободных экономических зон

 

СЭЗ представляет собой ограниченный район, часть территории страны, в пределах которой действует льготный режим хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, предприятиям предоставлена более широкая свобода экономических действий.

Для СЭЗ устанавливаются специальные, облегченные таможенные, торговые режимы, предоставляется широкая свобода перемещения капитала, товаров и специалистов, применяется льготный режим налогообложения предприятий.

      Можно говорить  о нескольких основных типах  СЭЗ, разграничиваемых по определенным признакам:

  • по уровню и кругу решаемых задач: складские, транзитные зоны, свободные порты; промышленные и экспортные; научно-технологические зоны, технополисы и технопарки, инновационные центры; комплексные, многопрофильные СЭЗ;

  • по размерам территории: точечные (фирма, склад, терминал); территориально-масштабные (промышленно-экспортные зоны, технопарки); особо крупные (регионы);

  • по направлениям и сферам хозяйственной специализации: предприятия отраслевые (преимущественно отраслевого профиля), секторального (добыча, обработка, услуги), функционального (банковская, коммерческая деятельность);

Информация о работе Свободные экономические зоны РБ: история создания и анализ