Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 22:56, курсовая работа
Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
Введение…………………………………………………………………………………………
3
1.Экономическая сущность свободных экономических зон…………………………………….
5
1.1 Понятие и цели создания свободных экономических зон ……………………………….
5
1.2 Типы свободных экономических зон……………………………………………………...
9
2. Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон.……………
12
2.1 Свободные экономические зоны США…….…………………………………….……….
12
2.2 Свободные экономические зоны Китая……………………………………………………
16
3. Свободные экономические зоны РБ:история создания и анализ………...……………..……
20
3.1 Специфика создания свободных экономических зон…………………………………….
20
3.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в РБ………………
24
Заключение……………………………………………………………………………….……...
27
Список использованных источников………………………………
Все эти типы зон и их разновидности объединяются в понятие СЭЗ принципиальными характеристиками функционирования: использование льготного налогово-финансового, внешнеторгового и таможенного, инвестиционного, процедурного режимов.
СЭЗ могут располагаться как на небольшой площади, так и охватывать территорию целых областей. В зависимости от профиля деятельности, целей создания зон и характера предоставления свободы различают следующие зоны:
Крупные СЭЗ ввиду значительности их территорий требуют концентрации большого объема средств, необходимых для создания там соответствующей инфраструктуры. Поэтому реальная отдача капиталовложений в такие зоны может иметь место через продолжительное время.
2.МИРОВОЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
2.1Свободные экономические зоны США
В США функционируют три типа СЭЗ: внешнеторговые зоны, зоны свободного предпринимательства, научные парки (технологические парки). Несмотря на различие концепций, деятельность этих образований доказала жизнеспособность СЭЗ, их положительную роль в достижении целей, поставленных правительством, и важное значение даже в условиях такого большого открытого экономического рынка, каким являются Соединенные Штаты.
Зоны внешней торговли представляют собой суверенные территории. Географически они находятся в США, но юридически выходят за границу таможенной территории страны. В настоящее время их насчитывается более 200. Для компаний, участвующих в программах развития зон внешней торговли, могут быть отменены или отложены платежи, а также уменьшены тарифы и другие ограничения на товары, ввозимые в зоны из-за границы. Такие товары освобождаются от обычной таможенной процедуры, не облагаются пошлиной. Если фирмы, действующие в зонах, экспортируют свои товары, они освобождаются от уплаты по тарифам и от других ограничений. Продукция, производимая в зонах, может ввозиться на таможенную территорию государства США. В этом случае вступают в силу законы, правила, действующие в США.
Зоны внешней торговли создавались в период великой депрессии, характеризовавшейся высоким уровнем безработицы и спадом мировой торговли. Целью их создания было увеличение числа рабочих мест. С годами в законодательство и действующие правила вносились дополнения и изменения, что существенно видоизменяло программу. Основная причина быстрого роста зон внешней торговли - это возможность их использования для снижения тарифов на импортируемые детали и узлы для отраслей промышленности. Примером может служить автомобильная промышленность США. Большая часть сборочных операций в этой области производится в данных зонах.
Зоны внешней торговли делятся на два вида: общего типа и специальные подзоны. Зоны общего типа обычно располагаются в складских зонах возле доков или занимают часть промышленных парков, разместившихся вблизи аэропортов, где осуществляется производство товаров, которое контролируется властями зоны.
Предпринимательские зоны - это районы, находящиеся в пределах городов США. Они неотделимы от окружающей территории, однако на компании в зонах распространяется преференциальный режим и другие льготы, предоставляемые федеральными властями и правительствами штатов. Предпринимательские зоны возникли в США как порождение передового варианта региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах за счет предоставления предпринимателям большой свободы деятельности и значительных финансовых льгот. Обычно они расположены в экономически отсталых районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы, и охватывают, как правило, площадь от 2,5 до 5 км2. Зоны данного типа стали центрами регионального развития, основанного на трех “де”: дерегламентации, дефискализации и дебюрократизации. В отличие от рассмотренных выше зон внешней торговли предпринимательские зоны ориентированы, в основном, на решение внутриэкономических задач посредством опоры на местный капитал и местную рабочую силу. Благодаря распространению предпринимательских зон в США в 1987 г. было сохранено 80 тыс., а в 1991 г. - около 95 тыс. рабочих мест. Они способствуют сохранению бюджетных ассигнований на различные социальные программы и постепенному увеличению налоговых поступлений в бюджеты из различных уровней.
Всего свыше 1400 предпринимательских зон всех уровней действуют в 700 городах и пригородных районах 36 штатов США. Быстрое их распространение объясняется выгодой экономических и других льгот, предоставляемых американским компаниям, действующим на их территории. Экономические стимулы и льготы, предоставляемые федеральным законодательством, включают в себя 5 %-ю скидку на налоги, выплачиваемые при строительных и ремонтных работах, налоговые скидки предприятиям за каждого дополнительно принятого на работу человека (до 2 тыс. долл. на одного человека), отмену налога на увеличение стоимости капитала. Значительные льготы предоставляются компаниям различными штатами: 50%-я скидка на доходы предприятия в Коннектикуте, 100%-я скидка налога на продажу оборудования в Луизиане, на продажу строительных материалов в Канзасе и на основной капитал в Вирджинии. Более 70 % всех налоговых льгот получают предприниматели, которые создают новые рабочие места в предпринимательских зонах.
Помимо налоговых льгот, существуют и другие формы стимулирования. К ним относятся: упрощение бюрократической процедуры, занижение норм по охране окружающей среды и требований к правилам техники безопасности. В некоторых штатах (например, в Калифорнии, Иллинойсе, Кентукки) законодательством предусматривается приватизация всей муниципальной собственности в пределах предпринимательской зоны штата. Отдельные штаты обеспечивают финансовую поддержку: в штате Коннектикут, например, создан фонд в 1 млн. долл. для финансирования находящихся в штатной зоне предприятий, связанных с риском. Для получения статуса предпринимательской зоны район, выделенный для этих целей, должен отвечать ряду требований, наиболее важные из которых следующие:
-более 70% жителей конкретного района
должны иметь личный или
-уровень безработицы в этом
районе должен быть
Завершая краткий обзор опыта функционирования предпринимательских зон США, можно констатировать, что данный вид зон создан сравнительно недавно и рано судить об их эффективности, тем не менее федеральное правительство и власти большинства штатов продолжают содействовать образованию новых зон и предоставляют их пользователям новые льготы, потому что предпринимательские зоны не являются бременем для федерального, штатного и местного бюджетов. Рост деловой активности и занятости в зонах позволяет сократить ассигнования на социальные программы для жителей зоны и одновременно увеличивает бюджетные поступления за счет налогов с доходов на предпринимательство и личных доходов.
Научные парки (технологические парки или техниковнедренческие зоны) - это районы с большой концентрацией высокотехнических производств, расположенные вблизи научных центров. Типичными условиями для образования парка являются следующие: наличие новейших технических идей, доступ к источникам капитала, предназначенного для вложения в производства, связанные с риском, наличие научно-исследовательской, конструкторской и промышленной базы, а также хороших условий для проживания и отдыха5. Технологические парки заявили о себе как о новой эффективной форме интеграции науки и производства, о месте развертывания инновационной деятельности и создания венчурных (рисковых) фирм, занятых разработкой новых технологий. Они представляют собой территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставляемых на льготных условиях в аренду венчурным фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей.
В отличие от зон внешней торговли и зон предпринимательства, научные парки не образуются по решению властей различных уровней, а имеют тенденцию возникать при определенном сочетании нескольких факторов: географического, образовательного, экономического и социального. В последние годы некоторые штаты пытаются создать для них необходимую среду, используя социальные меры. Хотя научные парки создаются не в соответствии с какими-то специальными программами, они все же играют важную роль в обеспечении конкурентоспособности США на мировом рынке и способствуют развитию в стране высокого технического потенциала.
Необходимо отметить, что подавляющая часть научных парков не получает каких-либо привилегий от государственных организаций. Их пользователи действуют в условиях того же режима в экономике, что и отрасли и фирмы, использующие передовую технологию. В прошлом подобные фирмы получали больше выгод, чем отрасли, пользующиеся старыми технологиями, за счет резервов для уплаты налогов, например, ускоренного начисления износа, инвестиций, предусматриваемых законодательством США, налоговых скидок для проведения научно-исследовательских и опытных разработок. Кроме того, передовые отрасли часто получают более высокий доход от работ по федеральным контрактам (чаще - по линии военного ведомства). Заключая свободные контракты, федеральное правительство стимулирует научно-исследовательские и опытные разработки и создание новых производств, связанных с риском.
Поскольку в научных парках сосредоточено больше фирм с передовой технологией, чем в других частях США, парки пользуются большими льготами, чем остальные районы страны. В США выделяются два типа научных парков: созданных по инициативе отдельных лиц или частных организаций и по указанию правительств отдельных штатов. В последнее время стали создаваться парки второго типа, однако наиболее известные и эффективные парки относятся к первому типу (например, Силикон Вэллей расположен в районе Санта-Клара в Калифорнии, недалеко от Стендфорского университета; Бостонз Рут, 128 создан по соседству с Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом; исследовательский парк в Северной Каролине находится вблизи университета Дюка и университета штата Северная Каролина. Эти районы стали моделями центров, способствующих внедрению новшеств в других районах США и за рубежом.
В 1980 году были образованы сразу четыре
однотипные СЭЗ, цель которых была протестировать
инновационную политику, которую планировалось
внедрить в дальнейшем в других регионах
Китая. Зоны были расположены в Шенжене,
Чжухае, Шаньтоу (провинция Гуандун) и
в Ксиамене (провинция Фуджиан).
Когда экономика Китая стала открытой для международной торговли и инвестиций, деятельность СЭЗ сразу принесла результаты. В 1981 году на долю четырех СЭЗ пришлось 60% притока ПИИ в Китай, причем 51% ПИИ пришлись на долю зоны, расположенной в Шенжене, на остальные зоны – приблизительно по 3% совокупного притока ПИИ в страну. Спустя 3 года на долю СЭЗ все еще приходилось 26% от совокупного ПИИ, полученного государством. К концу 1985 года 20% совокупных прямых иностранных инвестиций (около 1,2 млрд. долларов) приходилось на четыре СЭЗ. Китайские вложения в СЭЗ были значительно выше, чем инвестиции иностранцев. И, прежде всего, они осуществлялись в инфраструктуру и предприятия.
Когда стал очевиден положительный опыт работы первых СЭЗ, аналогичные благоприятные режимы деятельности были обеспечены предпринимателям в 14 прибрежных городах Китая, потом – и в других регионах страны.
Стремительный рост экономики Китая в последние три с половиной десятилетия не имеет аналогов в мире. С тех пор как Китай принял политику «открытых дверей» и начал проводить реформы в 1978 году, ВВП Китая стал расти в среднем на 9% ежегодно. Еще боле быстрыми темпами возрастал объем экспорта государства. Значительно вырос и показатель ВВП на душу населения.
По итогам 2011 года объем мирового экспорта товаров составил 18197 млрд. долларов, при этом, 10,4% от этого объема приходится на Китай. В 2000 году доля Китая в общемировом экспорте товаров составляла 3,86%, а в 1978 году, когда начало осуществляться реформирование Китая – всего лишь 0,75%. То есть, за 33 года доля государства в экспорте товаров в мире возросла в 14 раз.
Реформа «открытых дверей», начавшаяся в 1978 году, стала социальным экспериментом на ограниченной территории, призванным показать, куда приведет рыночное реформирование экономики. Ограничение территории было важным пунктом в этом эксперименте и обеспечивало безопасность в том случае, если бы реформирование было признано неудачным.
Открытие свободной экономической зоны на территории Шенженя стало важным стратегическим решением, так как Шенжень расположен в непосредственной близости от Гонконга. Опыт этого специального административного района Китай использовал для стимулирования экономического роста. И результат оказался крайне позитивным. С самого начала сочетание благоприятных условий для работы и правильно выбранных направлений деятельности вылилось в беспрецедентный рост экономики. По мнению Вилфреда Лу, Вице-президента JURONG Consultants, «управление СЭЗ похоже на воспитание ребенка, необходимо постоянно поддерживать ее развитие, пока она не сможет эффективно работать самостоятельно».
Информация о работе Свободные экономические зоны РБ: история создания и анализ