Свободные экономические зоны РБ: история создания и анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………
3
1.Экономическая сущность свободных экономических зон…………………………………….
5
1.1 Понятие и цели создания свободных экономических зон ……………………………….
5
1.2 Типы свободных экономических зон……………………………………………………...
9
2. Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон.……………
12
2.1 Свободные экономические зоны США…….…………………………………….……….
12
2.2 Свободные экономические зоны Китая……………………………………………………
16
3. Свободные экономические зоны РБ:история создания и анализ………...……………..……
20
3.1 Специфика создания свободных экономических зон…………………………………….
20
3.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в РБ………………
24
Заключение……………………………………………………………………………….……...
27
Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая блин.docx

— 202.52 Кб (Скачать файл)

Темпы роста экономики Шенженя были очень высоки: с 1980 по 1984 годы ВВП Шенженя возрос в 6 раз (58% роста ВВП ежегодно), в то время как в Китае экономика возросла «лишь» в 1,5 раза. В других СЭЗ рост экономики отставал от шенженьского, но также был высоким: в Чжухае 32%, в Шаньтоу 9%, в Ксиамене 13%. С 2000 по 2010 годы экономика Шенженя возросла в 4,4 раза, а с 1979 года по 2010 год – в 4 852 раза (в текущих ценах). ВВП Шенженя в 2010 году составил 146 млрд. долларов. В июле 2012 года Шенжень был назван одним из 13 крупнейших мегаполисов Китая, его население составляет приблизительно 14 млн. человек.

В 1996 году в Шенжене дополнительно был учрежден индустриальный парк, предприятия которого специализируются на таких областях как биотехнологии и фармацевтика, строительство и производство строительного материала, химическое производство, медицинское оборудование, электроника, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и т.д. Развитие огромного китайского мегаполиса, еще 30 лет назад бывшего небольшим рыболовецким городком, продолжается.

 

3.СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ЗОНЫ РБ:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И АНАЛИЗ

 

3.1 Специфика создания свободных экономических зон в РБ

 

 

Положение иностранных инвесторов на территории СЭЗ регулируется:

  1. Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года «О свободных экономических зонах»

  1. Инвестиционным кодексом Республики Беларусь;

  1. конкретными указами Президента Республики Беларусь;

  1. постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, касающимися создания и регулирования отношений для каждой конкретной СЭЗ.

Под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

В СЭЗ могут развиваться:

  1. производственные;

  1. научно-технологические;

  1. экспортные;

  1. торговые;

  1. туристическо-рекреационные;

  1. страховые;

  1. банковские;

  1. иные виды деятельности 

На территории СЭЗ гарантируются:

  • закрепленные законодательством Республики Беларусь права и свободы личности;

  • не допускаются дискриминация и другие незаконные ограничения прав субъектов хозяйствования;

  • не допускаются принудительные национализация, реквизиция либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории СЭЗ, до погашения инвестором задолженности по обязательствам.

В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы и работают следующие свободные экономические зоны:

  1. «Брест» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 114;

  1. «Витебск» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 1999 г. № 458;

  1. «Гродноинвест» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2002 г. № 208;

  1. «Гомель-Ратон» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93;

  1. «Минск» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93;

  1. «Могилев» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2002 г. № 66.

 

Свободная экономическая зона "Брест" создана в 1996г. в целях обеспечения благоприятных условий для ускорения экономического развития Республики Беларусь и брестского региона, в том числе для:

привлечения иностранных инвестиций;

обеспечения занятости населения;

динамического развития экономики на базе привлечения новой техники и технологии, передового зарубежного опыта, объединения и комплексного использования государственного, коммерческого и иностранного капитала;

апробации новых методов хозяйствования, основанных на сочетании различных форм собственности;

внедрения в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующим их использованием на других предприятиях республики;

расширения производства потребительских товаров и услуг;

увеличения экспорта продукции и решения других социально-экономических задач.

На территории СЭЗ "Брест" введен и действует специальный правовой режим в отношении таможенных, валютных, налоговых, трудовых и других норм. Она является комплексной зоной, соединяющей функции экспортной, производственной, свободной таможенной, туристско-рекреационной, страховой и банковской зон.

 

Свободная экономическая зона "Минск" - часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами, установленными совместным решением Минского горисполкома и Минского облисполкома, на которой вводится и действует специальный правовой режим налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования.

Основные цели создания СЭЗ "Минск":

привлечение отечественных и иностранных инвестиций для создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях, обеспечения благоприятных условий для экономического развития минского региона;

развитие промышленности, расширение объемов торговли и экспорта, увеличение притока валюты, внедрение новейших технологий и передового управленческого опыта;

повышение деловой активности, конкурентоспособности и экспортного потенциала отечественной экономики, проведение модернизации действующих предприятий, со действие их реформированию с использованием передовых технологий организации и управления производством;

развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях;

отработка механизмов создания благоприятного инвестиционного климата, проведения структурной перестройки национальной экономики и ее интеграции в мировые экономические отношения, адаптации к рыночным условиям хозяйствования для последующей трансформации на другие территории республики;

развитие торгово-экономического сотрудничества с другими государствами, расширение международного торгового обмена через Республику Беларусь;

повышение загрузки аэропортаМинск-2, дальнейшее развитие воздушного сообщения, создание предпосылок для ускорения формирования транснационального (авто мобильного, железнодорожного и воздушного) транспортного узла;

вовлечение в производственную деятельность неиспользуемого имущества, нетрадиционных природных ресурсов и источников энергии, развитие и обеспечение эффективного использования имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры;

проведение санации и реструктуризации отдельных объектов, повышение загрузки имеющихся производственных мощностей и занятости населения.

СЭЗ "Минск" является комплексной зоной, включающей производственные, экспортные и свободные таможенные зоны. Органом управления на территории СЭЗ "Минск" является администрация. Администрация является юридическим лицом Бюджет СЭЗ "Минск" формируется за счет средств республиканского бюджета, налоговых и прочих поступлений. В бюджет зачисляется половина всех налогов, уплачиваемых на территории СЭЗ.

В целях привлечения отечественных и иностранных инвестиций для организации и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях, создания дополнительных рабочих мест, обеспечения благоприятных условий для экономического развития регионов республики в 1999г. создана свободная экономическая зона "Витебск" сроком на 30 лет общей площадью 986 га.

СЭЗ "Витебск" является комплексной зоной, включающей производственную, экспортную и свободную таможенную зоны. На ее территории действует специальный режим регулирования хозяйственных, таможенных, валютных, налоговых и других отношений. На территории СЭЗ "Витебск" все виды государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, резидентов и представительств нерезидентов осуществляются администрацией.

 

В целях привлечения отечественных и иностранных инвестиций для дальнейшего развития ориентированных на экспорт производств, основанных на новых и высоких технологиях, в 2002 г. была создана свободная экономическую зона "Гродно-инвест" сроком на 30 лет общей площадью 380 га.

Основными задачами СЭЗ "Гродно-инвест" являются:

создание благоприятных условий для привлечения в экономику Гродненской области национальных и иностранных инвестиций;

увеличение объемов производства высоколиквидной и конкурентоспособной продукции на экспорт;

создание и развитие новых импортозамещающих производств;

проведение реструктуризации и модернизации действующих производств с использованием передовых научно-инновационных разработок, новых прогрессивных и высоких технологий;

повышение эффективности использования производственного потенциала, инженерной и транспортной инфраструктур;

вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых производственных мощностей и объектов незавершенно: строительства;

отработка и внедрение новых прогрессивных методов и форм хозяйствования, передового управленческого опыта, развитие деловой и предпринимательской активности;

трансформация в экономику региона передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий;

создание необходимых условий для развития деловой активности в сфере предпринимательства, малого и среднего бизнеса;

расширение возможностей для обеспечения занятости населения за счет создания новых рабочих мест.

СЭЗ "Гродно-инвест" является комплексной зоной, включающей производственную, экспортную и свободную таможенную зоны.

Специальный правовой режим, действующий на территории зоны, распространяется на производство и реализацию экспортируемых продукции, товаров, а также на производство и реализацию импортозамещающей продукции. "Гродно-инвест" имеет самостоятельный бюджет, входящий в состав республиканского бюджета, и фонд развития. Средства бюджета СЭЗ направляются на создание и развитие зоны, в том числе ее производственной, транспортной и иной инфраструктуры, и на содержание аппарата управления. Средства фонда развития данной зоны используются на финансирование ее инфраструктуры и рекламно-издательской деятельности, материальное стимулирование работников администрации зоны и на другие направления в соответствии с положением об этом фонде.

 

В целях привлечения отечественных и иностранных инвестиций для развития ориентированных на экспорт производств, обеспечения благоприятных условий для структурной перестройки национальной экономики, эффективного использования имеющихся производственных мощностей создана свободная экономическая зона "Могилев" сроком на 30 лет общей площадью 240 га в границах, определенных Могилевским облисполкомом.

Основными задачами СЭЗ "Могилев" являются:

развитие промышленности и расширение объемов экспорта продукции, товаров (работ, услуг), внедрение передового управленческого опыта, производство и реализация импортозамещающей продукции согласно перечню, утверждаемому Правительством Республики Беларусь;

отработка механизмов создания благоприятного ин вестиционного климата для структурной перестройки национальной экономики, комплексное использование национальных и иностранных инвестиций;

эффективное использование имеющихся производственных мощностей, инженерной и транспортной инфраструктур, реконструкция отдельных объектов производства.

 

 

СЭЗ "Гомель-Ратон" - часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами, установленными решением Гомельского облисполкома, на которой вводится и действует специальный правовой режим налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования. СЭЗ "Гомель-Ратон" создана в целях привлечения отечественных и иностранных инвестиций для создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях, обеспечения благоприятных условий для экономического развития гомельского региона.

Основными задачами СЭЗ "Гомелъ-Ратон" являются:

развитие промышленности, расширение объемов торговли и экспорта, увеличение притока валюты, внедрение новейших технологий и передового управленческого опыта, комплексного использования государственного, частного отечественного и иностранного капитала;

повышение деловой активности, конкурентоспособности и экспортного потенциала отечественной экономики, проведение модернизации действующих предприятий, со действие их реформированию с использованием передовых технологий организации и управления производством, вовлечения в хозяйственный оборот незадействованных производственных мощностей на территории этой зоны;

развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях;

отработка механизмов создания благоприятного инвестиционного климата, проведения структурной пере стройки национальной экономики и ее интеграции в мировые экономические отношения, адаптации к рыночным условиям хозяйствования для последующей трансформации на другие территории республики;

Информация о работе Свободные экономические зоны РБ: история создания и анализ