Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:15, курсовая работа
Современная система управления кадрами организации претерпевает радикальные преобразования вместе со всем казахстанским обществом. Необходимость таких преобразований вызвана тем, что административно-командная система, идеология, лежащая в ее основе, пришли в очевидное противоречие с требованиями развития производственных сил и трудовых ресурсов организации. Данная ситуация привела к тому, что, в настоящее время, становится актуальной проблема поиска новых подходов и принципов к управлению персоналом организации, а в частности к системе ее кадрового обеспечения.
Глава 1. Теоретические аспекты комплектования кадрового состава организации
1.1 Правовое регулирование кадрового обеспечения………………………… 3
1.2 Особенности привлечения кандидатов в организацию…………………. 10
1.3 Методы отбора и подбора кадров………………………………………… 15
Глава 2. Система кадрового обеспечения как элемент кадровой политики
Кадровая политика: сущность, подходы, основные направления….. 20
Стратегия формирования кадровой политики торгового предприятия в условиях кризиса……………………………………………………………… 22
Заключение……………………………………………………………………. 24
Список литературы………………………………………………………….. 25
Задача службы персонала состоит в осуществлении контроля за соответствием кадрового состава организации стоящим перед ней производственным задачам. На процесс набора кандидатов влияют факторы внешней и внутренней среды.
Факторы внешней среды: законодательные ограничения; ситуация на рынке рабочей силы; состав рабочей силы на рынке и месторасположение организации.
Факторы внутренней среды: кадровая политика – принципы работы с персоналом, стратегические кадровые программы; образ организации – насколько она считается привлекательной как место работы.
Для менеджера по персоналу представление о том, как человек ищет работу, может помочь организовать наиболее эффективный процесс привлечения кандидата (таблица 1).
Принятие решения кандидатом и задачи менеджера по персоналу
Действия потенциального |
Задачи менеджера |
Шаг 1. Определение конечной цели служебного продвижения и последовательность рабочих мест на пути к этой цели. Что позволяет рассматривать предлагаемые места в организации с точки зрения варианта окончательного или промежуточного рабочего места |
Анализ рынка рабочей силы и выделение возможных сегментов, представители которых, с его точки зрения, могут стремиться к целям, адекватным корпоративной культуре организации и конкретному рабочему месту (на определенном этапе карьеры). Попытка реконструировать те цели, к которым должен стремиться человек, которого вы ищете. |
Шаг 2. Определение текущих
источников информации о предлагаемых
рабочих местах. |
Анализ способов получения
информации, наиболее подходящих для вашего
потенциального кандидата. |
Шаг 3. Анализ предлагаемых
рабочих места, сравнение их между собой
по: |
Анализ конкурентных предложений
и разработка в случае необходимости способов
аргументации за вашу компанию. |
Шаг 4. Анализ собственных возможностей кандидата. Это позволяет построить наиболее удачную аргументацию при прохождении отборочных процедур |
Гибкий подход при переговорах с кандидатом. Возможность изменения функциональных обязанностей, статуса в случае перспективности кандидата. Оценка перспективности кандидата, проектирование карьеры |
Шаг 5. Постоянное наблюдение в процессе карьерного роста за продвижением с одного рабочего места на другое, отслеживание новых предложений рабочих мест и изменения личных возможностей. Этот шаг не является ситуативным действием — это скорее общая установка, которая может реализоваться в процессе всей трудовой деятельности. |
|
В крупных организациях набор персонала осуществляет отдел по управлению персоналом, в частности, сектор по набору на работу (отдел кадров). Запросы на подбор специалистов могут поступать и от линейных менеджеров (ЛМ)3. Важно, что при проектировании процедур приема и осуществлении самого набора менеджеры по персоналу работают в тесном контакте с линейными менеджерами. Действия менеджеров иллюстрирует следующая таблица 2.
Таблица 2
Проектирование процедур приема и набора персонала
Процедуры набора |
Действия линейного менеджера (ЛМ) |
Действия менеджера по персоналу (МП) |
Постановка задач приема на работу |
Постановка задач и консультация у МП |
Консультация ЛМ по состоянию рынка рабочей силы |
Решение об источниках набора и установление политики компании в отношении набора |
Принятие решения о политике набора, консультация у МП |
Консультация ЛМ о возможном статусе кандидата на предприятии в случае его приема на работу |
Решение о методах набора |
Консультация МП по методам набора |
Определение методов набора и консультация у ЛМ |
Набор претендентов из колледжей |
Иногда выпускников колледжей |
Набором служащих из колледжей |
Изучение эффективности набора |
Анализ затрат и выгод набора |
Анализ затрат и выгод набора |
Источники привлечения кандидатов
Внутренние источники – это люди, работающие в организации.
При работе с резервом во всех крупных фирмах существуют так называемые матрицы перемещений, в которых находит отражение настоящее положение каждого руководителя, его возможные перемещения и степень готовности к занятию следующей должности.
Внутренний конкурс. Служба персонала может разослать во все подразделения информацию об открывшихся вакансиях, известить об этом всех работающих, попросить их порекомендовать на работу своих друзей и знакомых.
Совмещение профессий. В этих случаях целесообразно использовать и совмещение должностей самими работниками фирмы.
Ротация. Весьма эффективным для некоторых организаций, особенно находящихся в стадии интенсивного роста, считается такое использование внутренних источников комплектования управленческих кадров, как перемещение руководителей.
К внешним источникам подбора персонала относится все то неопределенное количество людей, способных работать в организации, но не работающих в ней в настоящий момент. Среди них могут быть как люди, с которыми руководители организации и работники службы персонала раньше встречались по вопросу трудоустройства, так и специалисты, с которыми подобные встречи еще предстоят4.
Некоторые достоинства и недостатки различных источников комплектования организации кадрами иллюстрирует следующая таблица 3.
Таблица 3
Достоинства и недостатки различных источников комплектования организации кадрами
Источники |
Преимущества |
Недостатки |
Внутренние |
Примером возможности самореализации
внутри организации воспринимается как
поощрение успешной работы. |
Возможен риск осложнений личных взаимоотношений между сотрудниками, может возникнуть “семейственность” |
Внешние |
Возможность выбора из большого числа кандидатов.Новые люди – новые идеи и приемы работы |
Адаптация нового сотрудника, возможно ухудшение морально-психологического климата среди давно работающих |
Прежде чем принимать решение о подборе новых сотрудников, целесообразно определить, все ли средства, являющиеся своеобразной альтернативой найму, использованы в организации.
Прежде чем осуществлять подбор персонала, в финансовых планах организации следует учесть затраты
Считается, что одним из наиболее дешевых способов подбора персонала является поиск кандидатов через сотрудников, работающих в организации (их друзей или родственников, нуждающихся в работе).
Особо следует отметить возможность использования организацией, находящейся на стадии динамического роста, временного набора персонала.
Временный набор персонала, кроме своей основной цели – обеспечения организации людьми на определенный период, может быть прекрасным способом проверки временно нанятых работников с целью возможного продолжения сотрудничества с ними на долговременной основе.
Общий контроль над политикой в сфере управления персоналом и окончательную ответственность за ее успех несет высшее руководство. На методы и эффективность поиска и отбора кадров влияет политика руководства организации в отношении персонала, обучения и развития работников и понимание значения поддержания хорошего морального климата в организации5.
Основная задача отбора – найти такого сотрудника, который сможет решить поставленные перед ним задачи, внести свой вклад в достижение стратегической цели организации.
Основными предпосылками, определяющими эффективность работы по подбору и отбору кадров, являются:
Кадровое планирование – это фундамент политики в отношении персонала, обеспечивающий систематический подход к подбору и отбору кадров.
Обычно при отборе кандидатов используют целый комплекс различных методов, направленных на всестороннюю оценку кандидатов. Данная методика рекомендуется для найма кандидатов на руководящие должности (таблица 4).
Таблица 4
Методы оценки и отбора персонала
Наименование оцениваемых качеств |
Методы оценки и отбора | |||||
Анализ анкетных данных |
Психологическое тестирование |
Оценочные деловые игры |
Квалификационное тестирование |
Проверка отзывов |
Собеседование | |
1. Интеллект |
++ |
++ |
+ | |||
2. Эрудиция (общая, экономическая и правовая) |
+ |
++ |
+ | |||
3. Профессиональн. знания и навыки |
+ |
+ |
++ |
+ |
+ | |
4.Организаторские способности и навыки |
+ |
++ |
+ |
+ |
+ | |
5.Коммуникативные способности |
+ |
++ |
++ | |||
6. Личностные способности (психологический портрет) |
++ |
+ |
+ |
++ | ||
7. Здоровье и работоспособность |
+ |
+ |
+ |
++ | ||
8. Внешний вид и манеры |
+ |
++ | ||||
9. Мотивация (готовность и заинтересованность выполнять предлагаемую работу в данной организации) |
+ |
++ |
++ |
Условные обозначения:
++ (наиболее эффективный метод);
+ (часто применяемый метод).
Вряд ли можно найти идеального кандидата. Поэтому требования все требования должны быть реалистичными и допускать определенную степень гибкости.
Отбор персонала можно представить в следующем виде: определение правил отбора; первичный отбор; собеседование с менеджером по персоналу; справки о кандидате; собеседование с руководителем подразделения; испытание; заключение трудового соглашения.
Первичный отбор начинается с анализа списка и документов кандидатов. Его цель – убрать тех, кто не обладает минимальным набором характеристик для вакантной должности. Наиболее распространенными методами первичного отбора являются: анализ анкетных данных, тестирование, экспертиза почерка6.
Анализ анкетных данных является самым простым, дешевым и достаточно эффективным методом первичного отбора. Недостаток метода - в его ориентации на прошлые заслуги кандидата, что не позволяет выделить настоящий и будущий потенциал работника.
Тестирование используется как для определения уровня профессиональных знаний, так и для выявления моральных качеств претендентов.
После первичного отбора составляется список кандидатов наиболее соответствующих требованиям организации. Все остальные уведомляются о решении прекратить рассмотрение их кандидатур на искомую должность.
На следующем этапе отдел проводится индивидуальное собеседование с отобранными кандидатами.
Наиболее распространенным видом собеседования является собеседование «один на один». Или же когда один менеджер по персоналу встречается с несколькими кандидатами, чтобы пронаблюдать их поведение в стрессовой ситуации. Или несколько представителей организации – на одного кандидата, что придает объективности оценке и качество интервью.
Завершение собеседования происходит только после получения интервьюером всей необходимой информации. Для этого достаточно подать стандартные невербальные сигналы окончания беседы, например, предложить задать последний вопрос. Затем поблагодарить кандидата и объяснить порядок дальнейшего отбора, а также поддержания связи. Оценка кандидата должна быть произведена сразу после собеседования7.
Следующим этапом отбора становится получение справок о кандидате. Широко распространены письменные рекомендации людей, знающих кандидата по совместной работе, учебе, совместной работе, учебе, занятиям спортом и т.д.
Собеседование с руководителем подразделения проводится с целью уточнения профессиональные качества кандидата и оценки того, насколько совместим кандидат и коллектив фирмы, отдела. Кроме того, линейный руководитель предоставляет кандидату подробную информацию о своем подразделении, вакантной должности и должностных обязанностях.
Информация о работе Система кадрового обеспечения как элемент кадровой политики