Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:13, реферат
В зависимости от характера оценки производственных процессов показатели могут быть количественными и качественными. Количественные показатели используются для выражения непосредственных результатов производства или работ. Качественные показатели применяются для оценки соответствия плановых заданий существующим критериям (стандартам, техническим условиям). Они делятся на две группы: технико-экономические и экономические. Технико-экономические показатели отражают эффективность использования основных и оборотных фондов. Экономические показатели характеризуют эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. К ним относят: производительность труда, уровень издержек производства и обращения, рентабельность, фондоотдачу и т.д.
Введение 3
1. Содержание планов производства организации 5
2. Основные показатели плана производства 7
3. Разработка производственной программы организации 12
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
Кафедра: Экономика строительства
Дисциплина: Планирование на предприятии
Реферат на тему:
«Система плановых показателей, характеризующих производственную деятельность организации»
Выполнил:
Проверил:
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Стр.
Введение 3
1. Содержание
планов производства
2. Основные
показатели плана производства
3. Разработка производственной программы организации 12
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Введение
Плановые показатели — это целевые ориентиры хозяйственной деятельности организации. От их состава и обоснованности применяемых методов расчета в значительной мере зависит эффективность работы организации и всех звеньев управления на разных уровнях. Они определяют структуру плана и отражают его хозяйственные социальные задачи. Технико-экономические показатели в хозяйственном механизме влияют не только на принятие плановых решений, но и на организацию производства, сбыт продукции и ее учет. При помощи показателей можно реализовать контрольные функции управления. Активная роль показателей плана зависит во многом от того, насколько полно они отражают цели организации и потребность в необходимых ресурсах.
Показатели, используемые в планировании, делятся на обобщающие и частные. Обобщают показатели — это основные показатели в отдельных разделах плана, получаемые с помощью стоимостной оценки, в том числе по производству продукции, труду и заработной плате, себестоимости прибыли. Частные показатели в большей мере носят информационный характер.
В зависимости от положенных в основу измерителей показатели подразделяются на стоимостные и натуральные. Натуральные показатели отражают вещественную сторону производства. Они измеряются в единицах, которые связаны с характером продукции. Для расширения сферы использования натуральных показателей применяют условно-натуральные показатели. Их устанавливают путем приведения многообразия натурального выражения данного вида продукции к единому измерителю при помощи переводных коэффициентов. Общей основой для установки условно-натуральных показателей выбирается какое-либо решающее потребительское свойство продукции или работ, имеющее наибольшее экономическое значение. Стоимостные показатели определяются величиной денежных затрат или по оплате (выручке) в сопоставимых базовых и текущих ценах. С их помощью выражаются совокупные результаты воспроизводственного процесса (производство валового внутреннего продукта, валовая чистая прибыль, объем реализованной продукции). С помощью стоимостных показателей составляются различные экономические балансы.
В зависимости от характера оценки производственных процессов показатели могут быть количественными и качественными. Количественные показатели используются для выражения непосредственных результатов производства или работ. Качественные показатели применяются для оценки соответствия плановых заданий существующим критериям (стандартам, техническим условиям). Они делятся на две группы: технико-экономические и экономические. Технико-экономические показатели отражают эффективность использования основных и оборотных фондов. Экономические показатели характеризуют эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. К ним относят: производительность труда, уровень издержек производства и обращения, рентабельность, фондоотдачу и т.д.
1. Содержание планов производства организации
Разработка плана производства и продажи продукции является ведущей задачей планирования. План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений организации, основной профиль плановой организационной и управленческой деятельности, а также главные цели и задачи.
Требующаяся в рыночных условиях гибкость деятельности организации может входить в противоречие с целями отдельных подразделений и их работников. В этой ситуации планирование призвано обеспечить координацию целей, задач и деятельности различных подразделений в рамках единой стратегии. Это позволит достигать оптимального соотношения между производством и сбытом продукции или услуг.
Планирование производства и реализации продукции представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование важнейших направлений производственной и предпринимательской деятельности, установление объемов производства и реализации продукции, расчет потребности всех видов экономических ресурсов.
В годовом плане производства содержится связанная система следующих плановых показателей:
На основе плана производства разрабатываются социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансово-инвестиционные и другие разделы долгосрочного и текущего планов. Количество разделов или частей плана, а также их название могут быть различными в различных организациях. Также могут различаться методика и порядок планирования.
В комплексном плане производства также предусматриваются источники финансирования отдельных работ и предельно допустимые затраты, общий порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются единые сроки поставки продукции и ответственность исполнителей по всем видам работ.
По уровням управления производственные планы бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др.
По длительности периода планирования различают долгосрочные и текущие планы.
Основные различия между долгосрочными и текущими планами организации группируются по следующим отличительным характеристикам:
2. Основные показатели плана производства
Производственная деятельность организации характеризуется системой показателей. Важнейшими из них в условиях свободных рыночных отношений являются такие, как спрос на продукцию и объем производства, величина предложения и производственная мощность организациия, издержки и цены на продукцию, потребность ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий доход и др.
Спрос показывает количество товаров, которые потребители готовы и в состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного периода времени. А для организации спрос определяет объем продукции, который они могут продать на рынке в данное время и, следовательно, должны произвести в планируемом периоде. Чтобы величины спроса имели существенное экономическое значение в ходе планирования, они должны относиться к определенному отрезку времени – дню, неделе, месяцу, кварталу, году и т.д. Поэтому следует различать годовые, квартальные, месячные и другие показатели спроса, необходимые для планирования соответствующих объемов производства и продажи продукции. Коренное свойство спроса, как учит рыночная экономика, заключается в том, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены на товар ведет к возрастанию величины спроса, и, наоборот, повышение цены – к уменьшению величины спроса.
Важным показателем, характеризующим зависимость цены и спроса, является эластичность, показывающая изменение одной величины в результате воздействия второй, например, спроса от цены. Она выражает изменение требуемого количества товара по отношению к изменению цены и определяется по формуле
Эц = ΔС/ΔЦ
где Эц – эластичность цены; ΔС – процент изменения спроса; ΔЦ – процент изменения цены.
Как видно из формулы, эластичность показывает, какое процентное изменение спроса последует при однопроцентном увеличении цены. В данном случае изменение спроса означает уменьшение его величины при росте уровня цен на товар. Показатель эластичности является универсальным и служит для характеристики изменения многих взаимосвязанных экономических факторов, в том числе спроса и предложения.
Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени. Предложение показывает, какие объемы или количества товаров будут предъявлены к продаже на рынке по разным ценам, когда все прочие факторы остаются неизменными. С повышением цен возрастает и размер предложения, а сокращение цен приводит к соответствующему уменьшению предложения.
Равновесие определяет количество товара, которое покупатели хотят приобрести, а производители предложить при соответствующей рыночной цене, действующей в данное время. Когда цены достигают равновесной величины, они определяют такой объем товаров, что все потребители, которые хотят их покупать по рыночной цене, получают к ним свободный доступ. В то же время производители, которые хотят продать свой продукт или услугу по данной цене, также могут легко найти покупателя для своих товаров. Таким образом, точка равновесия отражает планы производителей товаров и запросы потребителей, которые совпадают при действующих ценах и соответствующих объемах производства и продажи товаров и услуг.
Объем производства характеризует количество и номенклатуру выпускаемой в организациии продукции в планируемом периоде времени. Поэтому следует различать годовой, квартальный, месячный объем производства. При определении объемов выпуска конкретной продукции и включении ее в годовой план производства необходимо учитывать величину существующего спроса, темпы его роста, уровень рыночных цен, размеры получаемой прибыли, степень риска, влияние конкуренции, издержки производства, возможность снижения себестоимости единицы товарной продукции и другие факторы и условия производства и сбыта изделий. Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с производственной мощностью соответствующего подразделения или всей организации. Поэтому в процессе составления производственного плана необходимо правильно выбрать используемые в расчетах измерители объема выпуска продукции.
В теории и практике планирования применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители продукции и некоторые их разновидности.
Натуральные измерители выражают физический объем конкретных видов выпускаемой продукции в таких единицах, как штуки, тонны, метры (погонные, квадратные, кубические), и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей. Однако на практике диапазон их применения ограничен расчетами объемов выпуска только однородной продукции.
Трудовые измерители являются универсальными и наиболее распространены на производстве. Они характеризуют объем выпущенной продукции в нормо-часах (человеко-часах, станко-часах), нормо-рублях и других нормируемых показателях затрат труда или рабочего времени. Эти измерители являются базой технико-экономического, социально-трудового, оперативно-производственного и многих других видов внутрифирменного планирования.
Как показывают исследования, в условиях перехода к рыночным отношениям, характеризующимся высоким уровнем инфляции, нестабильностью действующих цен на материальные ресурсы и тарифов на трудовые ресурсы, целесообразно шире использовать систему натуральных и трудовых измерителей, обеспечивающих более высокую достоверность и стабильность плановых расчетов. На основе этих измерителей можно создать в дальнейшем, по мере стабилизации рыночных цен, систему стоимостных нормативов, пригодную для последующего применения в рыночной экономике. Такие нормативы могут стать «основой управления издержками производства на организацииях».
Стоимостные нормативы характеризуют объем производства продукции в денежном измерении. Они позволяют на единой ценовой основе сопоставлять, анализировать и суммировать объем выпуска разнородной продукции. Однако при этом надо учитывать существующий уровень изменения рыночных цен при планировании и измерении объемов выпущенной в разное время продукции. Поэтому сейчас, как уже отмечалось, в ходе планирования производства и реализации продукции организации предпочтительнее применять натуральные и трудовые нормативы, от которых легко перейти к стоимостному измерению объема продукции, планируемой или выпущенной в соответствующем периоде времени.
В процессе разработки плана производства и продажи продукции все объемные расчеты ведутся по каждой номенклатурной позиции. Под номенклатурой понимается перечень или состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и иным признакам. Вся производимая в организациях продукция по видам или назначению классифицируется на основные изделия, комплектующие и запасные части, полуфабрикаты, работы, услуги и т.п. По стадиям производства и обращения продукция бывает незавершенная, готовая, или товарная, реализованная, или проданная, валовая и др. По экономическому содержанию различают чистую, условно-чистую и нормативно-чистую продукцию. В ходе внутрифирменного планирования принято определять валовой (общий) и внутрихозяйственный оборот продукции.