Система социальной защиты безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное рассмотрение проблем регулирования социальной защиты безработных.
Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам.
Социальная защита безработных - политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Содержание

Введение 4
1 Основы социальной защиты безработных 6

1.1 Социальная защита безработных
6

1.2 Назначение системы социальной защита безработных
11

1.3 Осуществление социальной защиты безработных
12

1.4 Специальные органы по социальной защите безработных
19
2 Система социальной защиты безработных в разных странах 22
2.1 Система социальной защиты безработных в России 22
2.2 Система социальной защиты безработных в США 26
Заключение 28
Библиографический список 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

      Важным  для ликвидации безработицы, специфическим  для состояния в России является снятие административных, правовых и  экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения.

      Меры  по сокращению безработицы  следующие:

      1.Трудоустройство  непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);

      2.Организация  общественных работ (благоустройство  территорий, лесных массивов и  городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);

      3.Поощрение  частного предпринимательства и  стимулирование самозанятости населения,  развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

      4. Переподготовка и профессиональная  подготовка по дефицитным специальностям и профессиям;

      5. Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

      6. Широкая информация населения  о возможности трудоустройства,  проведение ярмарок вакансий, дней  открытых дверей и т.д.

      На  основе анализа международного опыта  можно сделать вывод, что наиболее эффективные и комплексные системы  социальной защиты обычно включают в  себя следующие основные элементы: 1) государственные пособия; 2) обязательное социальное страхование; 3) накопительное пенсионное обеспечение; 4) социальную помощь.

      Государственные пособия предназначены для обеспечения всех граждан гарантированными выплатами на определенном уровне в случае наступления обстоятельств, подлежащих социальной защите.

      Обязательное  социальное страхование, финансируемое за счет отчислений работодателей и работников, предназначено для дополнительной защиты работников формального сектора, которая зависит от уровня взносов гражданина.

      Накопительное пенсионное обеспечение предназначено для самостоятельного пенсионного обеспечения каждым гражданином.

      Социальная  помощь предназначена для предоставления дополнительной защиты отдельным категориям граждан за счет средств бюджета.

      Кроме того, гражданин имеет право осуществлять добровольное страхование на случай наступления социальных рисков.

      Такая комбинированная система позволяет  сочетать преимущества как солидарных, так и персонификационных систем.

      2.2 Система социальной защиты безработных в США

      Потерять  работу в разгар экономического кризиса22 - дело не сложное. Развитые страны имеют хорошую систему социальной защиты, обеспечивающую финансовую поддержку на время поиска новой работы. В отличие от многих стран мира, в Соединенных Штатах центральная власть только определяет общие критерии и требования, а подобные программы находятся в ведении властей отдельных штатов - в разных штатах правила могут значительно отличаться.

      Хотя  программы оказания помощи безработным  в США развиты достаточно хорошо, далеко не все безработные имеют  возможность претендовать на помощь со стороны властей. Потеря работы не дает возможности автоматически получить пособие по безработице.

      Чтобы получить пособие по безработице, работающий американец должен работать определенное время и заработать определенную сумму (эти правила сильно отличаются в разных штатах). Расчет размера пособия определяется путем оценки зарплаты данного безработного за какой-то период времени: обычно за 6 - 12 отработанных им месяцев года, предшествовавших увольнению.

      После того, как безработный подтверждает свое право на пособие, он это пособие получает. Размеры пособия определяются также штатами и серьезно варьируются: как правило, определяющими факторами являются уровень зарплаты на последнем месте работы и стоимость жизни в данной местности.

      В любом случае, в большинстве штатов безработный не может получать более половины размера своей последней максимальной зарплаты (на случай, если зарплата невероятно высока, то каждый штат устанавливает максимальный размер пособия) - в масштабах США этот показатель составляет примерно 47 %. Любопытно, что здесь женщины имеют определенное преимущество перед мужчинами: как правило, представительницы прекрасного пола зарабатывают меньше, поэтому, в среднем, пособие покрывает 49 % от их потерянного дохода, для мужчин – 46 %.

      Однако  после получения пособия безработный  должен продолжать постоянно обращаться к чиновникам (как правило, на еженедельной основе), доказывая, что он активно  ищет работу и не отказывается от полученных предложений. В случае если безработный  оказывается не в состоянии выполнять эти условия, выплаты могут быть остановлены, уменьшены или отменены.

      Кроме пособия, безработные США могут  сохранить на определенный срок (обычно 18 месяцев) свою медицинскую страховку, которую ранее оплачивал работодатель. Это очень важный фактор, поскольку медицинская помощь в США - вероятно, самая дорогая в мире. Эта программа называется COBRA (по аббревиатуре закона - Consolidated Omnibus Budget Reconciliation Act, принятого в 1986 году). Суть этой системы следующая: безработный обязан выплачивать страховой медицинской компании взносы, которые ранее перечислял его работодатель. Страховку могут сохранить не все безработные: к примеру, до увольнения они должны работать в компании численностью не менее 20-ти человек, которая перечислила не мене половины страховых взносов в год, предшествовавший увольнению. 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Данная работа построена на том, чтобы понять как государство может решить проблему безработицы, какие для этого создаются мероприятия. Государство в состоянии найти выход из такой сложной ситуации как безработица. Сейчас для этого создана система социальной защиты безработных.

      В настоящее время перед Российским рынком труда23 стоит множество проблем. Для их решения  надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет снизить уровень безработицы. Давно назрела необходимость пересмотреть идеологию федерального Закона “О занятости населения”. Законодательство должно ориентировать на расширение современных сфер приложения труда, на повышение его производительности. Во главу угла сегодня должны быть поставлены опережающее профессиональное обучение, а социальную защиту безработных необходимо увязывать с их профессиональной переподготовкой. В безработицу все в большей мере втягиваются как мужчины, так и женщины. А это означает, что все больше становится детей и подростков, растущих в такой обстановке, когда они не видят, чтобы их отцы и матери когда-либо ходили на работу. Растет число убыточных производств. Это создает предпосылку “залпового” выброса рабочей силы. К числу “выдавленных” работников прибавляются выпускники учебных заведений. Требования, предъявляемые работодателями к претендентам на имеющиеся вакантные места (стаж работы, высокая квалификация), не позволяют выпускникам техникумов, училищ быть достаточно конкурентоспособными. Проблема существует - это факт. Но первые шаги к ее преодолению уже сделаны. Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Принятый курс новых реформ, нововведений, ориентированны в основном на молодежь. Ведь именно ей, кому в будущем придется взять на себя все бразды правления государством, и нужно решать уже на сегодняшний день ставшие неотложными проблемы. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для  экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Но все таки, без поддержки малого и большого бизнеса, без развития предпринимательства, без принятия новых программ по занятости населения, и пока современная государственная политика носит паллиативный характер страна не способна решить проблему безработицы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список:

1 Адамчук  В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика   и социология труда": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 2008. – 495 с.

2 Анализ ситуации на рынке труда России в 2002 – нач. 2003 гг. // «РЭО Вестник», №81, 2003г.

3 Баскакова М. Е. Современные тенденции положения женщин в сфере занятости и на рынке труда // Материалы конференции "Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития", 1996. С. 65-69.

4 Борисов  Е.Ф. Экономическая теория: учебник:  Рек. Мин. обр. РФ / Е.Ф. Борисов.  – 2-е изд. испр. и доп. –  М: Юрайт-М, 2000. – 384 с.

5 Бунина  С.А. Курс «Экономическая теория»  («Экономика»): учебно - метод. пособие / С.А.Бунина, Ю.А. Праскова, Л.В. Сохимо. – Благовещенск, 2006. – 151 с.

6 Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. – М.,1996 г., с 315.

7 Видяпина В.И. Экономическая теория: учебник. – изд. испр. и доп. / В.И.Видяпина, А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 672с.

8 Власова Н., Кулешова Е. Российский рынок труда в 2000 году. // Человек и труд, №4, 2001г.

9 Волгина  Н.А. Социальная политика: учебник/  общ. ред. Н.А. Волгина, 2003.-543с.

10 Головачев В. По России бродит призрак безработицы. // Труд, 2003г., 15 февраля.

11 Добрынин  А.И. Общая экономическая теория: учеб. пособие/ А.И.Добрынин, Г.П. Жеравлева. - СПб: Питер, 2000.-282с

12 Добрынина   А.И.  Экономическая теория: учеб. для вузов/ под ред. А.И. Добрынина,  Л.С. Тарасевича. 3-е изд. СПб., 1999.

13 Жаринова  Т.Г. Занятость населения. URL: www.kvadroom.ru. (дата обращения 17.04.10)

14 Закон от 19 апреля 1991 года «О занятости населения Российской Федерации».

15 Закон  № 1032-1 от 19 апреля 1991года «О занятости  населения Российской Федерации»

16 Заславский  И.Е. Труд, занятость, безработица  - М.: Наука,1992. -168с

17 Калелюшников  Р.Е URL: www.wre.ru. (дата обращения 22.04.10)

18 Приказ №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержки безработных граждан за счет средств федерального бюджета».

 19 Прокопов Ф. Эффективная организация услуг службы занятости: современный подход. // Человек и труд, 1999г., №8, с.73-77

 Покровская Н. Мама хочет на работу. // Московская правда, 2003г., 10 февраля

20 Указ от 23 марта 1996г.  №768 «О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 – 2000 гг.».

21 Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник: Рек. Мин. обр. РФ / общ. ред. М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. – 6-е изд., доп. И перераб. – Киров: «АСА», 2009. – 848 с.

22 Четвернина Т. Государственная служба занятости: архаика или живой организм. // Человек и труд, №12, 2002г., с.42-46.

23 Ширяева Л. Важно быстрее вернуть человека к труду. // Человек и труд, №10, 2002г. 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А: Функции службы занятости   

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Система социальной защиты безработных