Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 14:56, курсовая работа
Цель исследования заключается в рассмотрении основных понятий и видов инвестиций, методов по оценке эффективности инвестиционных проектов в условиях белорусской экономики.
В соответствии со сформулированной целью можно определить такие задачи данной курсовой работы:
дать понятие и описать основные виды инвестиций;
рассмотреть экономическую сущность инвестиций;
изучить эффективные подходы к формированию инвестиционной политики;
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие и виды инвестиций…………………………………………………….5
1.1. Экономическая сущность и значение инвестиций………............................5
1.2 Классификация инвестиций…………………………………………………..9
1.3. Капиталовложения как вид инвестиций……………………………………11
2. Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе…...15
3. Оптимизация инвестиционной деятельности предприятия…………………..27
3.1.Оценка эффективности инвестиций…………………………………………27
3.2.Направления активизации инвестиционной деятельности предприятия…33
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованных источников……………………………………………..40
По результатам ежегодного опроса коммерческих организаций, проводимого Минэкономики, созданные в Республике Беларусь преференциальные режимы, приветствуются инвесторами.
В целях выполнения задач прошлых лет, а также достижения целей новой пятилетки, изменены и сделаны более привлекательными для инвесторов налоговые условия в сферах производства инновационной, высокотехнологичной продукции, реализации легковых автомобилей и авто-компонентов собственного производства, в придорожном сервисе, кинематографе, туризме и др.
В целях увеличения притока иностранных инвестиций и, в первую очередь прямых, в которых заинтересована республика, создан и действует институт «инвестиционных агентов» (Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009г. № 413).
Это физические или юридические лица, которые располагают необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов и которые окажут содействие республике в поиске потенциальных инвесторов. Сегодня такой статус уже предоставлен 13 компаниям.
В настоящее время, в целях дальнейшего совершенствования порядка определения инвестиционных агентов, а также устранения несогласованности отдельных норм «Положения о порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 года № 1448, нормам Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009г. №413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь» принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 722 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009г. № 1448".
В целях совершенствования работы по привлечению иностранных инвестиций, повышения эффективности приватизационных процессов в Республике Беларусь и обеспечения взаимодействия инвесторов с органами государственного управления, создано государственное учреждение "Национальное агентство инвестиций и приватизации" (далее - Агентство) путем преобразования республиканского унитарного предприятия "Национальное инвестиционное агентство" (Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2010 № 273 (ред. от 22.04.2011) "О создании государственного учреждения "Национальное агентство инвестиций и приватизации").
Агентство призвано содействовать осуществлению прямых иностранных инвестиций, в том числе при приватизации государственного имущества. Агентство участвует в реализации государственной политики в сфере инвестиций и приватизации, мониторинге и сопровождении реализации инвестиционных проектов и приватизации госимущества, создании положительного инвестиционного имиджа страны, предоставление полного пакета услуг инвестору.
Активное сотрудничество с международными организациями создают важные предпосылки для привлечения иностранных инвестиций. Ведется целенаправленная работа по включению Республики Беларусь в международные экономические процессы.
С целью сохранения интересов инвесторов в условиях унификации законодательства Республики Беларусь с законодательством стран Таможенного Союза, в 2011 году разработаны нормативные правовые акты, предусматривающие дополнительные, компенсационные меры, взамен утрачиваемых с 2017г. таможенных льгот, иных льгот и преференций (часть учтена в Законе Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года № 330-З).
В целях поиска новых источников финансирования и, как результат, увеличение объема привлечения иностранных инвестиций, а также формирования благоприятного имиджа страны, республика сотрудничает с Международными финансовыми организациями. Так в 2011 году вступило в силу ратифицированное Республикой Беларусь Рамочное соглашение между Республики Беларусь и Северным инвестиционным банком (СИБ), которое открывает новые возможности для Беларуси по получению финансирования в форме предоставления кредитов и банковских гарантий со стороны СИБ, а также совместного финансирования инвестиционных проектов с другими международными финансовыми организациями.
С целью повышения инвестиционной привлекательности и продвижения позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом принята Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года (совместное постановление Национального банка и Совета Министров Республики Беларусь 18.01.2012 № 51/2).
Стратегия призвана стимулировать приток прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширить масштабы и повысить качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь. В документе определены приоритетные сектора, куда будут направляться прямые иностранные инвестиции (фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые материалы, информационные и коммуникационные технологии). Также предусмотрено привлечение прямых иностранных инвестиций в традиционные виды экономической деятельности.
Реализация положений Стратегии будет способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций и окажет существенное влияние на выполнение основных показателей Программы социально-экономического развития Беларуси до 2015 года.
Дальнейшая либерализация условий хозяйствования, совершенствование правовых механизмов защиты инвестиций, закрепленные нормами Директивы Президента Республики Беларусь № 4 и способствующие активизации инвестиционной деятельности, - основные направления инвестиционной политики.
Работа по формированию благоприятного инвестиционного климата и активизации привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь будет продолжена в направлении обеспечения выполнения органами государственного управления Плана мероприятий по совершенствованию делового и инвестиционного климата в Республике Беларусь Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 года на основе обеспечения открытости деятельности органов государственной власти, соблюдения принципа конкурентности, равнозначных условий хозяйствования, с соблюдением прав и законных интересов инвесторов и других лиц, обеспечения их надлежащей защиты.[7]
Деятельность по привлечению инвестиций, в том числе иностранных, является приоритетом государства. Наибольший интерес для республики представляют прямые инвестиции. Они не обременяют государственный долг и позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора в Беларуси – финансовый, производственный, интеллектуальный.
Вследствие работы, проводимой Правительством республики, идет постоянное увеличение притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь.
В 2011г. иностранными инвесторами вложено в реальный сектор экономики (без банков) валовых иностранных инвестиций – 18,9 млрд. долл. США, в том числе 13,2 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги), что более, чем в 2 раза, превышает объем 2010 года (5,6 млрд. дол. США) и в 17 раз больше, чем объем поступивших ПИИ в начале пятилетки (в 2006 году объем поступивших ПИИ составил 748,6 млн. дол. США) . [8]
В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. В различных секторах экономики с участием зарубежного капитала осуществляется около 90 инвестиционных проектов. В отраслевом разрезе по количеству созданных предприятий с иностранными инвестициями к 2011г. наибольшую долю занимает промышленность (42,9 %), торговля и общественное питание (31,9 %), транспорт (9,2 %). Кроме того, инвестируются средства в развитие связи (0,7 %), строительства (3,6%), операции с недвижимым имуществом (2,1 %), здравоохранение, физкультуру и социальное обеспечение (16 %). В сельское хозяйство по-прежнему направляется менее 1 % совокупных инвестиций (0,7 %).
В последние годы на белорусский рынок пришли такие инвесторы, австрийский «Раффайзенбанк» (банковские услуги), немецкий «Фенокс Аутомотив ГмбХ» (машиностроение), американская «Дарна-2000», венгерский «Зип Бир» (производство пива) и т.д.
Иностранный капитал также принимает участие в формировании банковского сектора Беларуси: более 70% из функционирующих банков созданы с участием иностранного капитала. На 01.01.2011г. доля иностранных инвестиций в общем объеме уставных фондов банков, зарегистрированных в Беларуси составляла около 10%, в том числе российских инвесторов -3,7%. На территории Беларуси работают 11 представительств иностранных банков и кредитно-финансовых организации, среди которых немецкий «Коммерцбанк», российские «Инкомбанк» и «Местбанк» и др. На страховом рынке Беларуси представлено 13 компании с участием иностранного капитала.
В 2011 году использовано 90,8 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 113,3% к уровню 2010 года. Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал по сравнению с 2012 годом(115,8%) в определенной мере обусловлено осуществлением политики сжатия внутреннего спроса, оптимизацией финансирования государственных программ и сокращением расходов бюджета на эти цели.
Удельный вес инвестиций в основной капитал составил 33,1 процента от ВВП, т.е. практически каждый третий рубль является инвестиционным. [8]
Неудовлетворительная ситуация, сложившаяся в настоящее время в инвестиционной сфере Республики Беларусь, в значительной мере связана с неблагоприятным общим инвестиционным климатом Беларуси и высокими инвестиционными рисками на ее территории.
Как показал опыт других стран с передовой экономикой, важнейшее значение для улучшения инвестиционного климата имеет макроэкономическая и политическая ситуация в стране, скорость и качество проведения рыночных реформ, формирование рыночных институтов и адекватного законодательства, трансформация собственности, состояние производственной и социальной инфраструктуры, предпринимаемые организационные и стимулирующие меры по активизации инвестиционных проектов и другие.
Одним из наиболее существенных препятствий активации инвестиционных процессов является неопределенность макроэкономической ситуации в стране. Макроэкономическая политика влияет на инвестиционный климат через обеспечение определенных, предсказуемых и неискаженных ориентиров для субъектов хозяйствования. Ведь в условиях инфляции и нестабильного обменного курса весьма проблематично накапливать и сохранять от обесценивания финансовые ресурсы секторов экономики (например, прибыль и амортизационные отчисления) и просчитывать эффективность самих инвестиционных проектов даже в краткосрочной перспективе.
Наряду с обеспечением макроэкономической стабильности в части цен и обменного курса важнейшее значение для привлечения инвестиций и получения зарубежных кредитов на более выгодных условиях имеет поддержание соответствующего макроэкономического равновесия по ряду других параметров экономической и кредитной безопасности страны. К ним можно отнести такие показатели, как соотношение валютных резервов и импорта, внешней задолженности и экспорта, государственного долга и ВВП, сальдо текущего платежного баланса и ВВП, непогашенную задолженность по международным банковским займам, «проблемную» задолженность (неуплаты, отсрочка платежа), дефицит госбюджета и др.
Следующей важнейшей задачей макроэкономической политики является ее максимальная направленность на переориентацию финансовых ресурсов в реальный сектор экономики, включая бюджетные средства, кредитные ресурсы банковской системы, собственные средства субъектов хозяйствования и т.д. Рост внутренних производственных инвестиций, прекращение утечки финансов за пределы страны наряду с ростом конкурентоспособности производства и повышением финансовых возможностей субъектов хозяйствования станут положительным сигналом для внешних инвесторов о том, что в стране создана благоприятная среда для развития бизнеса.
Для преодоления тенденции увеличения износа активной части основных фондов следует обеспечить опережающий рост накопления и инвестирования в реальный сектор экономики на основе создания условий по трансформации сбережений секторов экономики в инвестиции, включая развитие соответствующей инвестиционной инфраструктуры, увеличение в структуре денежной массы долгосрочных компонентов, концентрацию ресурсов, прежде всего, на создании и развитии высокотехнологичных производств, повышения эффективности инвестиционной сферы за счет улучшения отраслевой, технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений, сокращения незавершенного строительства.
Макроэкономическая стабилизация, снижение налогового давления, упрощение системы государственного регулирования и сокращение государственного вмешательства в перераспределительные процессы создала бы условия для активации нецентрализованных инвестиций в реальном секторе экономики, позволила бы в полной мере задействовать такие механизмы, как амортизационная политика, инвестиционные налоговые льготы и т.д. Основной целью совершенствования амортизационной политики является приведение системы начислений амортизации и износа основных средств в соответствие с условиями хозяйствования в переходный к рыночным отношениям период и повышение эффективности использования амортизационных отчислений как основного источника инвестиций в воспроизводство основного капитала.
Одним из факторов, влияющих на инвестиции, особенно иностранные, является также политическая ситуация. О важности политической стабильности и определенности для иностранного инвестора свидетельствует опыт Венгрии, которая считается наиболее благополучной в этом отношении, что позволило привлечь значительные иностранные инвестиции среди стран Центральной и Восточной Европы.[4, c. 57]
Еще одним условием привлечения инвестиций в реальный сектор экономики является активация процессов приватизации. Потенциального инвестора в нашей стране отпугивает не только медленный процесс приватизации, но и имеющиеся случаи реприватизации, связанные как с ухудшением финансового положения субъектов хозяйствования, так и с тем, что государственные льготы и субсидии, другие преференции предоставляются, как правило, государственным предприятиям.
Одной из форм расширения участия иностранных инвесторов является сдача в аренду предприятий зарубежному инвестору с правом последующего выкупа. Расширит возможности участия иностранных инвесторов в процессе приватизации продажа неиспользуемых объектов недвижимости и объектов незавершенного строительства. Иностранные инвестиции также могут участвовать в создании дочерних фирм, образуемых на базе отдельных структурных подразделений в процессе реструктуризации предприятия. Также может быть применена форма холдинговых компаний.