Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 08:31, автореферат
Цель и задачи. Целью диссертационной работы является разработка научных принципов и подходов, методов использования виртуальных процедур в процессе управления промышленным предприятием и на этой основе построение конкретных бизнес–моделей, призванных обеспечить качественно новый уровень системы управления субъектов хозяйствования.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
обосновать научные категории виртуализации в качестве рабочего инструмента, которые возникли в связи с органичным включением виртуальных процедур в управленческий процесс промышленного предприятия;
выявить структуру информационного обеспечения, которая является основой построения управленческого процесса промышленного предприятия с использованием виртуальных процедур и формирования базы данных информационно-аналитического центра;
Рисунок 3 — Классификация основных показателей управления и планирования промышленным предприятием[3]
В диссертации обосновано, что виртуальные процедуры управления требуют наличия специальной организации в виде специфических субъектов и их взаимосвязей. Для целей исследования вполне допустимо ограничиться следующими типами субъектов:
управленческой структурой промышленного предприятия (промышленным комплексом, в случае если информационно-аналитический центр обслуживает сеть однотипных предприятий);
предприятиями и организациями внешней среды, связанными с информационно-аналитическим центром через глобальную сеть.
Общая схема взаимосвязей данных типов субъектов представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 — Общая схема взаимодействия субъектов управления промышленным предприятием на основе виртуальных процедур[4]
Информационно-аналитический центр (ИАЦ) работает в сети и передаёт релевантную стратегическую, маркетинговую, логистическую информацию предприятиям комплекса. С другой стороны, ИАЦ по мере необходимости запрашивает данные, которые использует для пополнения и корректировки своей базы данных. При взаимодействии между ИАЦ и предприятиями, а также внутренним управленческим составом используются локальные информационные сети. Взаимодействие управленческой структуры с ИАЦ имеет определённую направленность, связанную с решением управленческих задач (рис. 3). Для наглядности схема такого взаимодействия вынесена отдельно (рис. 5), как фрагмент рисунка 4.
Рисунок 5 — Фрагмент схемы по взаимодействию управленческой структуры с информационно-аналитическим центром[5] .
На рисунке 5 в составе управленческой структуры предприятия выделены следующие типы субъектов:
субъекты,
чьи функции адекватны
специалист по информационному обеспечению (в случае отсутствия комплекса предприятий его целесообразно включить в структуру ИАЦ);
многофункциональный менеджер, координирующий функции и задачи подсистем.
Таким образом, представленная логика взаимосвязей следующая:
ИАЦ сообщает информацию о внешних изменениях специалисту по информационному обеспечению (1);
специалист по информационному обеспечению передает её в "оригинале" многофункциональному менеджеру (2);
многофункциональный менеджер определяет, на кого направлена данная информация, и в откорректированном виде передаёт её в отделы разработки стратегии и маркетинга (3), (4);
отделы разработки стратегии и маркетинга корректируют свои управленческие решения, которые передают многофункциональному менеджеру (5), (6);
многофункциональный менеджер вырабатывает условия управленческих процедур для всех отделов управленческих структур (7)–(10) и передаёт "новую управленческую ситуацию" в ИАЦ для корректировки базы данных (11).
Отметим, что процедура взаимодействия осуществляется в локальной сети, в которой представлена полная характеристика предприятия; некоторые управленческие отделы могут быть совмещены (например, отделы специалиста по информационному обеспечению и многофункционального менеджера). Важно лишь помнить, что решаются при этом разные управленческие задачи, и субъекты, их решающие, должны обладать необходимым уровнем компетенции.
Обоснованные в работе принципы определили подходы к оценке использования виртуальных процедур. Информация преобразуется в отдельный экономический ресурс, как на макро –, так и на микроуровне; данный тезис отразим формулой (1):
Y = F (X1, , Xn), (1)
где: Y — выпуск продукции; X1, …….., Xn-1 — общепринятые экономические факторы (труд, капитал, материальные ресурсы); Xn — фактор информации; F — производственная функция, связывающая факторы производства для получения продукции.
Фактор информации тесно коррелирует с величиной затрат в ИАЦ, выпуск продукции можно оценить по величине продаж промышленного предприятия, а функция F определяется набором инструментов по формированию управленческих структур на основе виртуальных процедур. Допустимо предположить, что в структуре общепринятых факторов производства не произошло коренных изменений (хотя определённые изменения, безусловно, есть, так как изменились инструменты управления). В случае такого допущения за счет включения новой переменной – прироста продаж, оценить эффективность виртуальных процедур возможно по формуле (2):
(2)
где: I — инвестиции в создание ИАЦ; — прогнозируемые ежегодные затраты фактора информации, представленные текущими издержками ИАЦ; — прогнозируемый прирост ежегодных продаж в результате действия инструментов управления на основе виртуальных процедур; — коэффициент приведения денежных потоков во времени.
Расчет
эффективности виртуальных
Введем условные обозначения: — прямые затраты по i-му предприятию в момент времени t; — косвенные затраты по i-му предприятию в момент времени t; — суммарные косвенные затраты по функционированию центра, связанные с проведением виртуальных процедур в момент времени t; — общие (суммарные) затраты субъектов ИАЦ в момент времени t; i — индекс предприятия.
Тогда
. (3)
Очевидно, что при выборе признака распределения косвенных затрат, целесообразно выбрать показатель, отражающий эффект от функционирования ИАЦ. В нашем случае – это прирост продаж продукции ( ), который достигли предприятия, использующие виртуальные процедуры. Определение величины прироста продаж продукции осуществляется как разность между текущими ( ) и средними продажами (например за 5 лет, наблюдаемые ранее).
. (4)
Соответственно, косвенные затраты в момент времени t, по предприятию i составят
. (5)
Тогда общие
(суммарные) затраты которые должно
возместить каждое предприятие при
использовании виртуальных
. (6)
В третьей главе «Формирование бизнес-моделей предприятий промышленности на основе виртуальных процедур» строятся конкретные бизнес-модели, адекватные цели диссертационной работы, проводится апробация завершённых их фрагментов.
Проведённая классификация бизнес-моделей с позиций авторского исследования позволяет выявить предпосылки построения бизнес-моделей, адекватных цели диссертационной работы. Так, например, Э.А Смирнов, О.Г. Туровец, Л.В. Коловская, И. Волков считают принципиальным при построении электронных моделей учитывать качество информационного обеспечения, обслуживающего производственно-хозяйственную деятельность предприятий. Обобщая их подходы, можно выделить при этом следующие характеристики информации: объём информации; достоверность; ценность; насыщенность; открытость.
Анализ такого деления представляется, несомненно, важным, так как качество информационного обеспечения несомненно влияет на практические результаты. Тем не менее, при этом авторская позиция такова, что, как объём, так и достоверность, ценность и другие характеристики базы данных должны быть экономически оправданы, служить решению поставленных управленческих задач. Что касается открытости, то вся информация, поставляемая через глобальную информационную сеть, является публичной. Именно, исходя также и из данного принципа, формируется структура базы данных промышленного предприятия глобальной информационной сети.
При построении
экономических отношений
С точки зрения цели и задач диссертационной работы выделяется классификация моделей с позиций занимаемого ими места в бизнесе предприятий. В обобщённом виде такая классификация представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 — Бизнес–модели использования Интернета в коммерческой деятельности[6]
Данная схема позволяет выделить исходные позиции автора в диссертационной работе: во-первых, проводятся исследования существующего бизнеса в рамках деятельности промышленного предприятия; во-вторых, виртуальные бизнес-модели нового типа органически встроены в существующий бизнес; в-третьих, применены разнообразные типы систем электронного взаимодействия – от Интернет для связи информационно-аналитического центра с предприятиями глобальной сети до локальных информационных сетей при взаимодействии ИАЦ с управленческими структурами, а также координации действий управленческих структур между собой и корпоративного портала, если речь ведётся о комплексе предприятий; в-четвертых, согласно целям исследования при взаимодействии ИАЦ с субъектами глобальной сети упор делается на электронную коммерцию.
Вышеназванные предпосылки определили формы построения бизнес-моделей промышленных предприятий. В качестве типовой модели в диссертации разработана схема модели Интернет-представительства промышленного предприятия, состоящая из 5 порталов. Переход от одного портала к другому может осуществляться как последовательно от 1 к 5, так и возможен произвольный переход от одного к любому другому из них.
Взаимосвязь порталов и роль их в управленческом процессе промышленного предприятия отражена на рисунке 7.
Рисунок 7 — Структура и назначение порталов бизнес-модели Интернет-представительства предприятия[7]
Завершает диссертационное исследование модель взаимоотношений «Производитель – Покупатель» в условиях развития электронной коммерции. Отличительными её особенностями являются следующие:
как и модель Интернет-представительства предприятия она ориентирована на выделенные на рисунке 3 управленческие задачи предприятия;
представляет собой относительно обособленную часть модели Интернет-представительства промышленного предприятия;
при её разработке автор ориентировался, во многом, на управленческие задачи ОАО «Динсксахар». Взаимодействие «Производитель – Покупатель» в электронном режиме показано на примере других предприятий Краснодарского края, которые имеют определённые наработки в области электронных продаж.
На рисунке 8 представлена в авторской трактовке принципиальная схема взаимодействия «Производителя–продавца и Покупателя» посредством среды Интернет.
Разработанный автором алгоритм взаимодействия участников электронной сделки в схематическом виде представлен на рисунке 9. Именно по данному принципу будет функционировать бизнес-процедура в реальном режиме. Основой алгоритма является модель Интернет-представительства промышленного предприятия с упрощениями и конкретизациями, адекватными указанным выше особенностям модели.
Рисунок 8 — Принципиальная схема взаимодействия Производителя-продавца и Покупателя посредством среды Интернет[8]
Проведённая
в диссертации апробация
В заключении
сформулированы основные выводы, даны
научно-практические рекомендации по
внедрению результатов