Совершенствование модели управления промышленным предприятием на основе виртуальных процедур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 08:31, автореферат

Краткое описание

Цель и задачи. Целью диссертационной работы является разработка научных принципов и подходов, методов использования виртуальных процедур в процессе управления промышленным предприятием и на этой основе построение конкретных бизнес–моделей, призванных обеспечить качественно новый уровень системы управления субъектов хозяйствования.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
обосновать научные категории виртуализации в качестве рабочего инструмента, которые возникли в связи с органичным включением виртуальных процедур в управленческий процесс промышленного предприятия;
выявить структуру информационного обеспечения, которая является основой построения управленческого процесса промышленного предприятия с использованием виртуальных процедур и формирования базы данных информационно-аналитического центра;

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование модели управления промышленным предприятием на основе виртуальных процедур.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Рисунок 3 — Классификация основных показателей  управления и планирования промышленным предприятием[3]

В диссертации  обосновано, что виртуальные процедуры управления требуют наличия специальной организации в виде специфических субъектов и их взаимосвязей. Для целей исследования вполне допустимо ограничиться следующими типами субъектов:

управленческой  структурой промышленного предприятия (промышленным комплексом, в случае если информационно-аналитический центр обслуживает сеть однотипных предприятий);

предприятиями и организациями внешней среды, связанными с информационно-аналитическим  центром через глобальную сеть.

Общая схема  взаимосвязей данных типов субъектов представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 — Общая схема взаимодействия субъектов управления промышленным предприятием на основе виртуальных  процедур[4]

Информационно-аналитический  центр (ИАЦ) работает в сети и передаёт релевантную стратегическую, маркетинговую, логистическую информацию предприятиям комплекса. С другой стороны, ИАЦ  по мере необходимости запрашивает  данные, которые использует для пополнения и корректировки своей базы данных. При взаимодействии между ИАЦ и предприятиями, а также внутренним управленческим составом используются локальные информационные сети. Взаимодействие управленческой структуры с ИАЦ имеет определённую направленность, связанную с решением управленческих задач (рис. 3). Для наглядности схема такого взаимодействия вынесена отдельно (рис. 5), как фрагмент рисунка 4.

Рисунок 5 — Фрагмент схемы по взаимодействию управленческой структуры с информационно-аналитическим центром[5] .

На рисунке 5 в составе управленческой структуры  предприятия выделены следующие  типы субъектов:

субъекты, чьи функции адекватны обозначенным нами на рисунке 3 управленческим задачам промышленного предприятия;

специалист  по информационному обеспечению (в  случае отсутствия комплекса предприятий  его целесообразно включить в  структуру ИАЦ);

многофункциональный менеджер, координирующий функции и  задачи подсистем.

Таким образом, представленная логика взаимосвязей следующая:

ИАЦ сообщает информацию о внешних изменениях специалисту по информационному  обеспечению (1);

специалист  по информационному обеспечению  передает её в "оригинале" многофункциональному менеджеру (2);

многофункциональный менеджер определяет, на кого направлена данная информация, и в откорректированном виде передаёт её в отделы разработки стратегии и маркетинга (3), (4);

отделы  разработки стратегии и маркетинга корректируют свои управленческие решения, которые передают многофункциональному менеджеру (5), (6);

многофункциональный менеджер вырабатывает условия управленческих процедур для всех отделов управленческих структур (7)–(10) и передаёт "новую  управленческую ситуацию" в ИАЦ  для корректировки базы данных (11).

Отметим, что процедура взаимодействия осуществляется в локальной сети, в которой  представлена полная характеристика предприятия; некоторые управленческие отделы могут  быть совмещены (например, отделы специалиста  по информационному обеспечению  и многофункционального менеджера). Важно лишь помнить, что решаются при этом разные управленческие задачи, и субъекты, их решающие, должны обладать необходимым уровнем компетенции.

Обоснованные  в работе принципы определили подходы  к оценке использования виртуальных процедур. Информация преобразуется в отдельный экономический ресурс, как на макро –, так и на микроуровне; данный тезис отразим формулой (1):

Y = F (X1, , Xn), (1)

где: Y —  выпуск продукции; X1, …….., Xn-1 — общепринятые экономические факторы (труд, капитал, материальные ресурсы); Xn — фактор информации; F — производственная функция, связывающая факторы производства для получения продукции.

Фактор  информации тесно коррелирует с  величиной затрат в ИАЦ, выпуск продукции  можно оценить по величине продаж промышленного предприятия, а функция F определяется набором инструментов по формированию управленческих структур на основе виртуальных процедур. Допустимо предположить, что в структуре общепринятых факторов производства не произошло коренных изменений (хотя определённые изменения, безусловно, есть, так как изменились инструменты управления). В случае такого допущения за счет включения новой переменной – прироста продаж, оценить эффективность виртуальных процедур возможно по формуле (2):

 (2)

где: I —  инвестиции в создание ИАЦ;   — прогнозируемые ежегодные затраты фактора информации, представленные текущими издержками ИАЦ;   — прогнозируемый прирост ежегодных продаж в результате действия инструментов управления на основе виртуальных процедур;   — коэффициент приведения денежных потоков во времени.

Расчет  эффективности виртуальных процедур дает возможность определить величину затрат каждого предприятия, входящего  в промышленный комплекс и возмещающего все издержки ИАЦ, которые делятся на прямые и косвенные. При этом к прямым относятся издержки, связанные с деятельностью специалиста по информационному обеспечению (рис. 5), независимо от того, где находится данный специалист: на предприятии или в структуре информационного центра. Тогда все остальные издержки в рамках предпосылок диссертационной работы относятся к косвенным.

Введем  условные обозначения:   — прямые затраты по i-му предприятию в момент времени t;   — косвенные затраты по i-му предприятию в момент времени t;   — суммарные косвенные затраты по функционированию центра, связанные с проведением виртуальных процедур в момент времени t;   — общие (суммарные) затраты субъектов ИАЦ в момент времени t; i — индекс предприятия.

Тогда

. (3)

Очевидно, что при выборе признака распределения  косвенных затрат, целесообразно выбрать показатель, отражающий эффект от функционирования ИАЦ. В нашем случае – это прирост продаж продукции ( ), который достигли предприятия, использующие виртуальные процедуры. Определение величины прироста продаж продукции осуществляется как разность между текущими ( ) и средними продажами (например за 5 лет, наблюдаемые ранее).

. (4)

Соответственно, косвенные затраты в момент времени t, по предприятию i составят

. (5)

Тогда общие (суммарные) затраты которые должно возместить каждое предприятие при  использовании виртуальных процедур составят

. (6)

В третьей главе «Формирование бизнес-моделей предприятий промышленности на основе виртуальных процедур» строятся конкретные бизнес-модели, адекватные цели диссертационной работы, проводится апробация завершённых их фрагментов.

Проведённая классификация бизнес-моделей с позиций авторского исследования позволяет выявить предпосылки построения бизнес-моделей, адекватных цели диссертационной работы. Так, например, Э.А Смирнов, О.Г. Туровец, Л.В. Коловская, И. Волков считают принципиальным при построении электронных моделей учитывать качество информационного обеспечения, обслуживающего производственно-хозяйственную деятельность предприятий. Обобщая их подходы, можно выделить при этом следующие характеристики информации: объём информации; достоверность; ценность; насыщенность; открытость.

Анализ  такого деления представляется, несомненно, важным, так как качество информационного  обеспечения несомненно влияет на практические результаты. Тем не менее, при этом авторская позиция такова, что, как  объём, так и достоверность, ценность и другие характеристики базы данных должны быть экономически оправданы, служить решению поставленных управленческих задач. Что касается открытости, то вся информация, поставляемая через глобальную информационную сеть, является публичной. Именно, исходя также и из данного принципа, формируется структура базы данных промышленного предприятия глобальной информационной сети.

При построении экономических отношений взаимодействующих  субъектов электронный бизнес разделяется  на следующие типы коммуникации: бизнес-бизнес (business-to-business, B2B); бизнес-потребитель (business-to-consumer, B2C); потребитель-потребитель (consumer-to-consumer, С2С); бизнес-администрация (business-to-administration, B2A); потребитель-администрация (consumer-to-administration, C2A); Представляется, что выбор типа коммуникации зависит, прежде всего от того, какую цель ставит перед собой разрабатываемая система управления.

С точки  зрения цели и задач диссертационной  работы выделяется классификация моделей  с позиций занимаемого ими  места в бизнесе предприятий. В обобщённом виде такая классификация представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 — Бизнес–модели использования  Интернета в коммерческой деятельности[6]

Данная  схема позволяет выделить исходные позиции автора в диссертационной  работе: во-первых, проводятся исследования существующего бизнеса в рамках деятельности промышленного предприятия; во-вторых, виртуальные бизнес-модели нового типа органически встроены в существующий бизнес; в-третьих, применены разнообразные типы систем электронного взаимодействия – от Интернет для связи информационно-аналитического центра с предприятиями глобальной сети до локальных информационных сетей при взаимодействии ИАЦ с управленческими структурами, а также координации действий управленческих структур между собой и корпоративного портала, если речь ведётся о комплексе предприятий; в-четвертых, согласно целям исследования при взаимодействии ИАЦ с субъектами глобальной сети упор делается на электронную коммерцию.

Вышеназванные предпосылки определили формы построения бизнес-моделей промышленных предприятий. В качестве типовой модели в диссертации  разработана схема модели Интернет-представительства  промышленного предприятия, состоящая из 5 порталов. Переход от одного портала к другому может осуществляться как последовательно от 1 к 5, так и возможен произвольный переход от одного к любому другому из них.

Взаимосвязь порталов и роль их в управленческом процессе промышленного предприятия отражена на рисунке 7.

Рисунок 7 — Структура и назначение порталов бизнес-модели Интернет-представительства  предприятия[7]

Завершает диссертационное исследование модель взаимоотношений «Производитель – Покупатель» в условиях развития электронной коммерции. Отличительными её особенностями являются следующие:

как и  модель Интернет-представительства  предприятия она ориентирована  на выделенные на рисунке 3 управленческие задачи предприятия;

представляет  собой относительно обособленную часть  модели Интернет-представительства  промышленного предприятия;

при её разработке автор ориентировался, во многом, на управленческие задачи ОАО «Динсксахар». Взаимодействие «Производитель – Покупатель» в электронном режиме показано на примере других предприятий Краснодарского края, которые имеют определённые наработки в области электронных продаж.

На рисунке 8 представлена в авторской трактовке  принципиальная схема взаимодействия «Производителя–продавца и Покупателя» посредством среды Интернет.

Разработанный автором алгоритм взаимодействия участников электронной сделки в схематическом  виде представлен на рисунке 9. Именно по данному принципу будет функционировать  бизнес-процедура в реальном режиме. Основой алгоритма является модель Интернет-представительства промышленного предприятия с упрощениями и конкретизациями, адекватными указанным выше особенностям модели.

Рисунок 8 — Принципиальная схема взаимодействия Производителя-продавца и Покупателя посредством среды Интернет[8]

Проведённая в диссертации апробация фрагментов модели выполненна на примере ОАО  «Динсксахар». На данное предприятие  направлены также практические рекомендации диссертационной работы.

В заключении сформулированы основные выводы, даны научно-практические рекомендации по внедрению результатов исследования. Системные положения о методах  и инструментах органичного “встраивания”  виртуальных процедур в управленческие процессы являются достаточно общими и могут быть применимы в научных исследованиях по использованию информационных баз данных на промышленных предприятиях и в промышленных комплексах. Построенная в диссертации модель Интернет–представительства может использоваться любым промышленным предприятием, которое формирует перечень и взаимосвязь управленческих задач в соответствии с результатами свой деятельности.

Информация о работе Совершенствование модели управления промышленным предприятием на основе виртуальных процедур