Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 18:47, курсовая работа
Цель моей работы: определить особенности и основные проблемы качества трудовой жизни в России. Чтобы достигнуть данной цели мне потребуется выполнить следующий ряд действий:
изучить понятие «Качество трудовой жизни»;
определить факторы, влияющие на качество трудовой жизни в России;
выяснить ситуацию качества трудовой жизни в России.
Основные задачи:
теоретические положения качества трудовой жизни;
анализ качества трудовой жизни в РФ;
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические положения качества трудовой жизни…………………5
1.1. Понятие качества трудовой жизни……………………………..….....5
1.2. Элементы качества трудовой жизни………………………...……….8
1.3. Необходимые условия для обеспечения качества трудовой жизни……………………………………………………………………....11
2. Анализ качества трудовой жизни………………………...…...………16
2.1. Характеристика качества трудовой жизни в РФ………………...…16
2.2. Проблема качества трудовой жизни в РФ…………………...……..19
3. Направления по совершенствованию качества трудовой жизни в России………………………………………………………………...……24
3.1. Меры по улучшению качества трудовой жизни……………………….……24
3.2. Прогноз улучшения качества трудовой жизни……………………………….29
Заключение………………………………………………………………..32
Библиографический список
Проблема бедности - не только и даже не столько проблема бедных, сколько той огромной массы населения, которая располагается между социальными полюсами, между небольшой прослойкой богатых (3-5%) и реально бедных, которых, по разным оценкам, от 15 до 25% .11 Вся эта огромная масса людей в той или иной степени, примыкающая к различным слоям среднего класса крайне чувствительна к проблемам бедности, поскольку разделительная линия между «бедными» и «средними» в материальном отношении весьма относительна. Но дело не только в этом. В этих группах наблюдается то, что называется социологами «статусной непоследовательностью». То есть, у людей есть некий «социальный капитал» (образование, квалификация, навыки, умение, опыт и т.п.), но он совершенно не конвертируется в материальный достаток. И как решить эту проблему, люди не понимают. Поэтому многие из них пребывают в депрессивном состоянии, и это состояние продолжатся для многих целое десятилетие.
Почти четверть молодых россиян обеспокоены тем смогут ли они создать семью и обеспечить ее безбедное материальное существование. Для многих, таких образом, проблема одиночества выдвигается в число серьезных опасений на будущее.
Наконец, важнейшей социальной проблемой, которая непосредственно сказывается как на социальном самочувствии, так и на возможностях социальной мобильности, является проблема жилья. В контексте государственных обязательств уровень официально признанной бедности - явления качественно однопорядковые и не зависят от того, уменьшилась или увеличилась потребительская корзина, на основе которой рассчитана величина прожиточного минимума, а за ней - уровень бедности.
Существует много причин возникновения бедности, приведем наиболее глобальные:
- Это низкая оплата труда. По оценкам экономистов в отделении экономики Академии наук, оплата труда занижена по отношению к его реальным результатам примерно в 4 раза, на 1 рубль зарплаты работник производит в 4 раза больше товаров и услуг чем в Европе. 12 Этот перекос связан со структурой формирования доходов.
- Это разложение системы социальных гарантий, которые связаны с бюджетным кризисом. В России тяжелейший бюджетный кризис, государство не в состоянии выполнить ни одно свое обязательство в социальной области. Эти обязательства, ну, как их можно измерить, это норма федеральных законов. Есть закон об образовании, о здравоохранении, о культуре. Законы есть. Законы определяют обязательства государства перед обществом. Так вот ни одно обязательство, установленное федеральными законами, государством не выполняется. А количество таких обязательств составляет много десятков, и сумма невыполнения социальных обязательств государством по федеральным законам составляет не менее 500 млрд. рублей.
- Произошли существенные изменения в области региональной концентрации денежных доходов. Она резко усилилась в городах-мегаполисах Санкт-Петербурге и особенно Москве при весьма тревожном положении в ряде других регионов.
Эти процессы прямо влияют и на межрегиональную дифференциацию. Пропасть между относительно высокодоходными и относительно низкодоходными регионами все более расширяется, а межрегиональная дифференциация растет. При этом поляризация регионов может увеличиваться даже при равенстве в темпах роста среднедушевых денежных доходов из-за различий в их абсолютных уровнях. Только весьма значительное превосходство в темпах роста среднедушевых денежных доходов в относительно низкодоходных регионах может обеспечить их постепенное подтягивание к относительно высокодоходным регионам. Но даже в этом случае на это, видимо, уйдет достаточно много времени.
Понятие неконкурирующих групп играет важную роль при объяснении неравенства в распределении доходов. У людей разные интеллектуальные, физические и эстетические способности. Они существенно отличаются друг от друга по уровню полученного образования и профессиональной подготовки, а, следовательно, и по своим возможностям зарабатывать.13 Реально существует значительное неравенство между лицами, владеющими собственностью, а, следовательно, и получающими от нее доход. Огромное большинство домохозяйств мало или вообще не имеют собственности, приносящей доход, а именно доходы от собственности определяют положение домохозяйств на самой верхушке пирамиды доходов.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень и качество жизни населения России отличаются крайне низкими показателями. Анализ масштабов и профиля бедности в России, динамики заработной платы, а также мнения населения о текущем материальном положении позволяет сделать однозначный вывод: необходимым условием повышения качества трудовой жизни россиян является повышение материальной обеспеченности трудоспособного населения, и в первую очередь, низкооплачиваемых работников. Меры по улучшению качества трудовой жизни мы рассмотрим в следующей главе.
Глава 3. Направления по совершенствованию качества трудовой жизни в России
3.1 Меры по улучшению качества трудовой жизни
Государственное регулирование уровня и качества жизни населения России реализуется:
Социальная государственная политика обеспечивает «прямое» воздействие на уровень и качество отдельных (слабозащищенных) слоев населения и государственная экономическая политика оказывает «косвенное» воздействие на благосостояние населения. Рассмотрим подробнее влияние социальной и экономической политики России на уровень и качество жизни населения, а также основные термины и определения, связанные с этими понятиями.14
Наиболее общим определением социальной политики является следующее: социальная политика - это взаимоотношение социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.).15
Социальная политика - многогранный процесс и структурное явление, и главным вопросом социальной политики является социальное положение населения в целом, его отдельных групп и частей.
Объект и предмет социальной политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс - социально-трудовую сферу (СТС) - систему взаимосвязанных компонентов и частей, среди которых16:
Главной и конечной целью социальной защиты населения является человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
В то же время эффективность реализации социальной политики России зависит от экономической политики и темпов экономического роста.
По мнению большинства экономистов главный путь борьбы с бедностью - это экономический рост.
Ведущим показателем при анализе уровня экономического развития являются показатели ВВП/ВНП на душу населения. Эти показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран относят страны с душевым производством ВВП от 8 тыс. долл. в год и выше.17
Для превращения России в процветающую державу, в которой качество и уровень жизни людей отвечают мировым стандартам, необходимо проводить экономическую политику, позволяющую уже на первом этапе реализации программы увеличить ВВП в 4-5 раз, т.е. до 10-12 тыс. долл. на душу. Это означает, что необходимо довести темпы роста ВВП до 10-12% в год. На втором же этапе программы, чтобы достичь уровня жизни ведущих стран мира, темпы роста не должны быть менее 8% в год. И чем они выше, тем раньше будет ликвидировано отставание в социально-экономической сфере от ведущих стран мира (имеется в виду, что рост их ВВП не превысит 1,5-2%).
С позиций современных практики и теории экономического роста выход из кризиса и новый хозяйственный подъем исключены без нацеливания государственной бюджетной политики на максимальное стимулирование инвестиционно-инновационной активности. Для этого используются как прямые госинвестиции, так и косвенное стимулирование инвесторов, в том числе путем предоставления госгарантий.
В настоящее время формируется рыночная модель инновационного развития экономики, в которой приоритетное внимание должно быть уделено модернизации, реконструкции, развитию производства на новых технических и технологических основах. Эта модель предполагает формирование системы институтов, создающих мощные стимулы для генерирования научно-технической сферы устойчивого потока эффективных нововведений, способных создавать новые рынки наукоемкой продукции и услуг, завоевывать и расширять традиционные. В результате должна сложиться национальная инновационная система, создающая новые продукты и услуги, соответствующие по своему качеству, цене, объемам и срокам выхода на рынки имеющемуся платежеспособному спросу.
Реализация продукции высокотехнологичных отраслей на внутреннем и внешнем рынках и должна обеспечить поступление соответствующих средств на поддержку и развитие промышленности в целом. Необходимо создать экономический механизм по стимулированию активности всех субъектов инновационного процесса, особенно рискового, венчурного предпринимательства. Государственная помощь потребуется для реализации проектов производства высокотехнологичной продукции и носящей пионерный характер, еще не нашедшей широкого сбыта.18
В принятом «Программе развития социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2005 годы). отмечено, что «правительство Российской Федерации намерено обеспечить эффективность финансирования фундаментальных исследований, приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ и проектов, а также оказать государственную поддержку развитию системы венчурного инвестирования и страхования инновационных рисков»19.
Для стимулирования экономического роста необходима реализация налоговой политики, которая должна способствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активности субъектов экономики, а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговой нагрузки, в том числе снижение в среднесрочной перспективе основной ставки налога на добавленную стоимость, упрощение процедур расчетов и уплаты налогов и упорядочение налоговых проверок и отчетности.20
В 2005 году В.В. Путин на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета свое выступление начал c фразы: «Основной целью нашей с Вами деятельности, ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России».21 Правительство России уже предприняло ряд шагов для того, чтобы эта установка Президента стала реальностью. В июне 2004 г. Минфин РФ и Минэкономразвития РФ выпустили Методические рекомендации по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.22 В этом документе содержание стратегической цели «Повышение уровня и качества жизни населения» раскрыто по некоторым позициям.
В целях создания условий для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики, повышения уровня жизни населения и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации Правительством России была утверждена программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы).
Программа предполагает продолжение институциональных преобразований, реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса, создание благоприятного инвестиционного климата, проведение структурной перестройки экономики, модернизацию промышленности и активизацию инновационной деятельности, которые позволят обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
Программой предусматривается разработка механизмов, направленных на повышение эффективности проводимых реформ на основе анализа их практической реализации и выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации перед Правительством Российской Федерации.
Развитие конкуренции и сокращение нерыночного сектора обеспечены путем создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции. При общем улучшении предпринимательского климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала были созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг.
Информация о работе Совершенствования качества трудовой жизни в России