С моей точки зрения, действий
со стороны государства не достаточно,
необходимы действия и со стороны руководителей
предприятий. Необходима гуманизация
труда. Данное понятие предполагает следующее:
- внедрение новых форм организации
труда (использование гибких графиков
рабочего времени и образование автономных
рабочих бригад);
- обогащение содержания труда
(расширение сферы труда, то есть работник
выполняет рая дополнительных трудовых
функций, чередование рабочих мест, что
снижает монотонность работы, а также
изменение ритма труда, то есть работник
сам чередует работу и отдых в течение
рабочей смены);
- создание условий для профессионального
продвижения на карьерной лестнице и создание
условий для профессионального роста;
- обеспечение безопасных условий
труда;
- вовлечение работника в процесс
разработки и принятия решений;
- усиление стимулирующей роли
заработной платы.
Таким образом, только совместная
работа со стороны государства и со стороны
частного предпринимательства позволит
государству повысить уровень качества
трудовой жизни в России.
3.2 Прогноз улучшения качества
трудовой жизни
Одним из основных факторов,
определяющих низкие показатели уровня
и качества жизни населения России, является
низкий уровень заработной платы. Сегодня
даже средняя заработная плата в стране
не обеспечивает нормальные условия жизни
работников и членов их семей, а скорее
выполняет роль социального пособия. Низкая
заработная плата большинства наемных
работников сочетается с экономически
и социально неоправданной дифференциацией
в оплате труда в отраслях экономики и в
организациях.
Принципиально важным вопросом,
который требует своего решения с позиции
социальной политики и бюджетного регулирования,
является увеличение фонда оплаты труда.
Уровень заработной платы в
России является самым низким по сравнению
с экономически развитыми государствами
мира.
Низкая заработная
плата воспроизводит не только низкие
по размеру пенсии и пособия, но и не позволяет
перейти на рыночные механизмы функционирования
отраслей социальной сферы, к развитию
платных услуг, успешно провести пенсионную
и жилищно-коммунальную реформы и обеспечить
эффективную адресную социальную помощь
малоимущим гражданам.
На основе статистических данных заработной
платы населения России, которые предоставляет
нам Росстат, можно составить прогноз
масштабов улучшения качества трудовой
жизни на ближайшие 2 года.
На практике существует три типа прогноза:
реальный, пессимистический и оптимистический.
Эти прогнозы различны, но все же у них
есть и сходство: все они говорят нам о
том, в ближайшем будущем намечается общий
рост заработной платы.
По реальному прогнозу средняя
заработная плата в России в 2013 году составляет
29543 руб, в 2014 отмечается некоторое падение
до 27710 руб, но затем в 2015 году предполагается
её рост, по предварительным данным средняя
заработная плата будет составлять 29870
руб.
По пессимистическим
данным, заработная плата в 2014 году снизится
до 25622 руб, но затем в 2015 году намечается
её рост до 28340 руб.
По оптимистическому
прогнозу заработная плата в 2014 году уменьшится
до 27805 руб , но затем в 2015 году намечается
её рост до 32155 руб.
Заключение
Качество трудовой
жизни - это условия производственной
жизни, позволяющие учесть степень реализации
интересов работника и использования
его интеллектуальных, творческих, моральных,
организационных способностей и др. Качество
трудовой жизни находит свое выражение
в повышении чувства удовлетворенности
трудом, в стремлении повышать квалификацию.
На качество трудовой
жизни влияют две группы факторов: технические
и организационные, а также экономические
и социальные. В свою очередь технические
и организационные включают в себя технико-технологические
и организационно административные факторы,
а экономические и социальные факторы
включают в себя законодательно-экономические
и социально-личностные.
Повышение уровня и качества
жизни населения может быть обозначено
как приоритетное направление государственной
социальной политики в современном обществе.
Главным средством реализации такой политики
является рост ВВП и совершенствование
механизмов его распределения. С другой
стороны, обеспечение высоких темпов роста
ВВП невозможно без развития производства,
основанного на новой технике и принципиально
новых технологиях, а, следовательно, без
высококвалифицированных работников,
способных создавать новые технологии
и применять их в производстве. Следовательно,
качество жизни людей в современном обществе
должно быть выше, чем просто обеспечивающее
выживание.
Центральное место в создании
условий для повышения качества жизни
принадлежит государству. Именно оно призвано
определять стратегию и основные направления
деятельности по реализации интересов
всего общества, включая рост качества
жизни каждой отдельной личности. От государства
требуется поддержка институтов, ставящих
своей целью повышение качества жизни.
Семья, трудовые коллективы, профсоюзы,
религиозные организации, политические
партии и другие объединения гражданского
общества, берущие на себя защиту интересов
отдельных групп населения в праве
рассчитывать на посильную помощь государства.
В государственных программах
социально-экономического развития регионов
провозглашается курс на повышение уровня
жизни населения, социальной защищенности
всех слоев общества, на развитие обрабатывающих,
высокотехнологичных, наукоемких отраслей,
отход от сырьевого экспорта. В то же время
нельзя игнорировать того, что регионы
не равнозначны по уровню экономического
развития, уровню жизни, качеству жизни.
Межрегиональные контрасты весьма велики,
поэтому однозначных решений в проводимой
региональной политике быть не может.
Не менее важная роль отводится
руководителям частных предприятий. Они
должны осуществлять меры по повышению
качества трудовой жизни на предприятий,
чтобы повышалась эффективность трудового
процесса работника на рабочем месте,
обязан обустроить его рабочее место,
должен стимулировать его на рост производительности
и должен обеспечить его всем, чем необходимо
для восстановления его рабочих сил.
Таким образом, следует сказать,
что качество трудовой жизни в России
находится на низком уровне развития
в сравнении со странами с развитой экономикой.
Качество трудовой жизни обеспечивает
благосостояние страны и наоборот. Для
его повышения необходима поддержка со
стороны государства и со стороны частного
предпринимательства в отношение наемных
рабочих. Они должны относиться к рабочим
не как к механизму, а обязаны относиться
гуманно, что позволит значительно повысить
производительность их труда. Только взаимосвязанная
работа государства и предпринимательства
позволят превратить страну с низким уровнем
жизни населения до страны, с одной из
самых развитых экономик мира.
Библиографический
список
- Бабич А.М.,
Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные
финансы: Учебник для вузов. М.: «Финансы ЮНИТИ», 2002. С.703.
- Веселкова И.Н., Комаров Ю.М. Как сохранить нацию.- М.: «Академкнига», 2002. С.429.
- Гриценко Н.Н., Волгин Н.А., Попов Ю.Н., Шарков Ф.И., Шулус А.А.Учебник для вузов.
М. : Издательский дом «АТИСО», 2009. С.440.
- Волгин Н.А.
Оплата труда: производство, социальная
сфера, государственная служба (Анализ,
проблемы, решения).- М.: Издательство «Экзамен»,
2003. С.224.
- Волгин Н.А.,
Котляр А.Э. Социальная политика. Учебник
// Общая редакция Н.А.Волгина.-2-е издание.
Стереотип - М.: «Экзамен», 2004. С.723.
- Генкин Б.М. Экономика и социология труда 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. С.448.
- Егоршин А.П. Мотивация
трудовой деятельности: учеб. Пособие.
Н.Новгород: «НИМБ», 2003. С.332.
- Егоршин А.П. Организация труда персонала. М.: «Инфра-М», 2008. С. 320.
- Зонова О.В. Проблемы современной экономики.2010. №35. http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3213
- Зубкова С.П.
К сбалансированию политики доходов населения
// Российский экономический журнал, 2004
№ 11-12. http://www.re-j.ru/archive/2004/11
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных
отношений– СПб.: «Питер», 2012. С. 578.
- Ильин Е.П. Мотивация
и мотивы – СПб.: Питер, 2000.С. 512.
- Капелюшников Р.И. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации // Вопросы экономики. 2001 №2. С. 140.
- Управление человеческим потенциалом
современной организации / Под ред. С.Д. Резника. – Пенза:
ПГУАС, 2004. С. 583.
- Шлендер П.Э. и Кокина Ю.П. Экономика и социология труда: учебник / под ред.. М.: Юристъ, 2004.С. 592.
- Шлендера П.Э., Кокина Ю.П.. Экономика
труда - М.: Юристъ. - 2010. С.686
- Янковская
В.И. Основные составляющие качества трудовой
жизни // Стандарты и качество. 2003. №2. http://cyberleninka.ru/article/n/vysokoe-kachestvo-trudovoy-zhizni-zalog-effektivnogo-vzaimodeystviya-rabotnika-i-rabotodatelya
- Россия в цифрах.
2013: Крат. стат. сб./ Росстат
- M., 2013. С. 572.
- Социальное
положение и уровень жизни населения России.
2013: Стат.сб. / Росстат - M., 2013. С. 572
- Российский
статистический ежегодник: статистический
сборник. Госкомстат России. - М.: ИНФРА-М,
2013. С. 572
- Распоряжение
Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р
«О программе социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2002-2005 годы), с изм. и доп. от 03 декабря 2004 г.//Правовая система Консультант Плюс 2005 г
- Постановление
Правительства РФ от 11 октября 2001 г. №
717 «О федеральной целевой программе «Сокращение
различий в социально-экономическом развитии
регионов Российской Федерации на 2002-2010
годы и до 2015 года», с изм. и доп. От 6 июня 2002 г.) // Правовая система Консультант Плюс 2005 г.
- Постановление
Правительства РФ от 11 октября 2001 г. №
717 «О федеральной целевой программе «Сокращение
различий в социально-экономическом развитии
регионов Российской Федерации на 2002-2010
годы и до 2015 года», с изм. и доп. От 6 июня 2002 г.) // Правовая система Консультант Плюс 2005 г.
1 Решение Экономического совета
СНГ
"О проекте Концепции
развития социальных и медицинских
основ улучшения качества жизни
и профилактики потери трудоспособности
ветеранов войн, участников локальных
конфликтов, миротворческих операций
и жертв терроризма в государствах-участниках
СНГ на 2006 - 2010 годы"
2
См.: Зонова О.В. Проблемы современной экономики,
2010.-С.79.
3
Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности:
учеб. Пособие. Н.Новгород: НИМБ, 2003. – с
227
4
Экономика и социология труда: учебник
/ под ред. П.Э. Шлендера и Ю.П. Кокина. М.:
Юристъ, 2004- с 524
5
Янковская В.И. Основные составляющие
качества трудовой жизни // Стандарты и
качество. 2003. №2 с - 46
6
См.:Ильин Е. П.
Психология общения и межличностных отношений.
2012. С. 196
7 См.: Ильин Е.П. Мотивация и мотивы
– СПб.: Питер, 2000.С. 127.
8 См.: Резник С.Д. Управление человеческим потенциалом
современной организации 2004. С. 101.
9См.: Шлендера П.Э., Кокина Ю.П.. Экономика труда - М.: Юристъ. - С.524
10 Россия в цифрах.
2013: Крат. стат. сб./ Росстат - M., 2013. С.124.
11 Российский статистический
ежегодник: статистический сборник. Госкомстат
России. - М.: ИНФРА-М, 2013.- С.155
12 См.: Волгин Н.А. Оплата труда:
производство, социальная сфера, государственная
служба (Анализ, проблемы, решения).- М.:
Издательство «Экзамен», 2003.-С.192
13 См.: Н.Н. Гриценко, Н.А. Волгин,
Ю.Н. Попов, Ф.И. Шарков, А.А. Шулус.
Учебник для вузов.
М. : Издательский дом «АТИСО», 2009. –С.198
14 См.:Бабич А.М., Павлова
Л.Н. Государственные и муниципальные
финансы: Учебник для вузов. м.: Финансы
ЮНИТИ, 2012.С.168
15 См.:Волгин Н.А., Котляр
А.Э. Социальная политика. Учебник // Общая
редакция Н.А.Волгина.-2-е издание. Стереотип
- М.: «Экзамен», 2004. С.8
16
См.: Волгин Н.А., Котляр
А.Э. Социальная политика. Учебник // Общая
редакция Н.А.Волгина.-2-е издание. Стереотип
- М.: «Экзамен», 2004. С.10
17 См.: Веселкова И.Н., Комаров
Ю.М. Как сохранить нацию.- М.: «Академкнига»,
2002.иС.223
18 См.: Бабич А.М., Павлова
Л.Н. Государственные и муниципальные
финансы: Учебник для вузов.-М.: Финансы
ЮНИТИ, 2002.-С.168
19 Распоряжение Правительства
РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р «О программе социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2002-2005 годы), с изм. и доп. от
03 декабря 2004 г.//Правовая система Консультант
Плюс 2005 г.
20 Постановление Правительства
РФ от 11 октября 2001 г. № 717 «О федеральной
целевой программе «Сокращение различий
в социально-экономическом развитии регионов
Российской Федерации на 2002-2010 годы и до
2015 года», с изм. и доп. От 6 июня 2002 г.) //
Правовая система Консультант Плюс 2005
г.
21 http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/09/93296.shtml
22 Постановление Правительства
РФ от 11 октября 2001 г. № 717 «О федеральной
целевой программе «Сокращение различий
в социально-экономическом развитии регионов
Российской Федерации на 2002-2010 годы и до
2015 года», с изм. и доп. От 6 июня 2002 г.) //
Правовая система Консультант Плюс 2005
г.