Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:37, курсовая работа
Процесс разработки управленческих решений — один из наиболее важных управленческих процессов. От обеспечения его эффективности в значительной мере зависит успех всего предпринятого менеджером дела.
Введение …………………………………………………………………………..3
Виды социальной защиты………………………………………………………...4
Субъекты и объекты социальной защиты……………………………………….5
Государство………………………………………………………………………..5
Профсоюзы………………………………………………………………………...8
Союзы предпринимателей……………………………………………………….10
Взаимодействие субъектов социальной защиты……………………………….11
Социальная защищенность различных категорий населения в России………12
Социальная защищенность работающего населения…………………………..12
Социальная защищенность женщин…………………………………………….14
Социальная защищенность детей………………………………………………..15
Социальная защищенность пожилых людей……………………………………16
Социальная защищенность инвалидов…………………………………………..17
Социальная работа в системе социальной защиты населения…………………18
Перспективы развития системы социальной защиты в России………………..19
Заключение………………………………………………………………………...22
Список литературы………………………………………………………………..25
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Филиал Санкт - Петербургского государственного
инженерно - экономического университета в г. Чебоксары
Кафедра гуманитарных и социально - экономических дисциплин
Курсовая работа по экономической теории
на тему:
«Социальная справедливость и социальная защищенность граждан России»
Студентки группы
Федина А.П.
Проверила:
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………..
Виды социальной защиты………………………………………………………...
Субъекты и объекты социальной защиты……………………………………….5
Государство…………………………………………………
Профсоюзы………………………………………………………
Союзы предпринимателей……………………………………
Взаимодействие субъектов социальной защиты……………………………….11
Социальная защищенность различных категорий населения в России………12
Социальная защищенность работающего населения…………………………..12
Социальная защищенность женщин…………………………………………….14
Социальная защищенность детей………………………………………………..15
Социальная защищенность пожилых людей……………………………………16
Социальная защищенность инвалидов…………………………………………..17
Социальная работа в системе социальной защиты населения…………………18
Перспективы развития системы социальной защиты в России………………..19
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
В современном российском обществе социальная защита населения является одной из самых актуальных проблем. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.). Происходящие в обществе изменения затронули экономическую, политическую и социальную сферы, повлияли на деятельность многих производственных и общественных организаций и общественного сознания, что, в свою очередь, обуславливает и перспективы общественного развития. Демократические преобразования и введение рыночных отношений в комплексе оказали огромное влияние на социум - причем как в позитивном, так и негативном плане. С одной стороны, произошло резкое сокращение социальной защищенности довольно большой части населения, и в первую очередь трудящихся, что может весьма негативно сказаться на дальнейшем развитии общества. А с другой стороны - произошло существенное изменение общественно-политического сознания, позволяющее не только сделать происходящие позитивные изменения необратимыми, но и скорректировать возможные негативные отклонения.
Виды социальной защиты.
С точки зрения трудового вклада в общественное производство существует два вида социальной защиты: ограниченная и абсолютная. Ограниченная социальная защита - это обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, защиты от тяжелых физических лишений. Другими словами, ограниченная защита - это определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности. Данный вид защищенности достижим для всех и не должен рассматриваться в качестве привилегии. Это законное требование каждого члена общества и является естественным дополнением рыночной системы.
Абсолютная социальная защищенность представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан. Цель абсолютной защищенности - застраховать отдельных членов общества оттого, что является нормой для рынка, от возможного уменьшения уровня их доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть, по сути дела, проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т.е. вознаграждения, соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Это обеспечение для определенной группы или социального слоя ладей «заслуженного» или «положенного» уровня доходов.
Абсолютная защищенность характерна, как правило, для общества, в котором осуществляется полный контроль над рынком или вообще ликвидирована рыночные отношения. И в том и в другом случае мы имеем дело с обществом тоталитарного типа, которое может существовать и при капитализме и которое таковым только, и было при социализме.
Анализ проблемы социальной защиты предполагает получение ответа на следующие вопросы: Кто защищает? Кого защищает? От чего защищает? То есть выясняется, что является субъектом социальной защиты, кто является объектом защиты, и на конец, что собой представляют источники социальной незащищенности.
К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, раз личные общества и объединения потребителей, а также отдельные личности, именуемые правозащитниками. К объектам социальной защиты относится, во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни ладей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития. Во-вторых, отдельные группы и слои населения, Например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоохранения и культуры и т.д. В-третьих, объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалида, неработающие пенсионеры, безработные, а, также женщины.
Остановимся на рассмотрении роли и функций субъектов социальной защиты.
Оно является главным субъектом социальной защиты , выражающим общественные интересы. Равенне этой 'проблемы является его неотъемлемой функцией. Но роль государства различна при осуществлении вышеуказанных видов социальной защиты. Если обеспечение ограниченной защиты от государства требует поддержания и развития рыночного механизма, то осуществление абсолютной защиты предполагает ограничение рыночных отношений, сведение их не нет. В первом случае в какой-то мере государственное участие является опосредованным. Здесь оно разрабатывает и принимает нормы социальной защиты. Например, правовые акты, регулирующие: трудовые соглашения, общественные отношения, связанные с распределением и использованием жилищного фонда; характер медицинского обслуживания и нормы пенсионного обеспечения,
Особое значение имеет установление минимального уровня заработной платы. В США минимальная почасовая ставка зарплаты равна 4,25 дол. и была установлена в 1991г. Вопрос выполняемости этих норм во многом зависит от механизма функционирования экономики.
В настоящее время в развитых странах социальная защита первого вида гарантирована всем. Несомненно, есть много сложных проблем, связанных с определением необходимого минимального уровня обеспеченности. В частности: доданы ли те, кто находится на общественном иждивении, пользоваться теми же благами, т. е. иметь такой же уровень дохода, что и граждане, принимающие активное участие в полезном труде.
Государство должно помогать гражданам, попавшим в беду в результате непредвиденных событий, от которых никто не может быть застрахован. Болезнь, несчастный случай, и другие ситуации требуют организации социального обеспечения на государственном уровне. Несчастья, которых человек не в силах ни предусмотреть, ни избегать, несомненно, требуют общественной нейтрализации. Не обходиться без участия государства и решение проблемы борьбы с последствиями спадов в экономической активности и сопровождающим их ростом массовой безработицы. Это один из самых сложных вопросов человеческого общества. Россия только начинает испытывать давление этого социального пресса.
Что касается роли государства в обеспечении абсолютной защищенности, то оно выступает как единение собственника, законодателя и исполнителя, Обладая огромными ресурсами, государство имеет реальную возможность подчинить экономику государственным инвестициям и на этой основе расширить масштабы государственного вмешательства посредством тоталитарного планирования. Последнее означает, что граню, не избавлены от тяжелой обязанности, решать собственные экономические проблемы, а заодно и проблемы выбора. Выбор будут делать за них другие - государственные чиновники, аппарат, Реальным источником власти государства над своими гражданами является его контроль над производственной сферой. Государственный аппарат, управляющий экономической деятельностью, контролирует не только материальные стороны жизни. В его ведении оказывается распределение лимитированных средств, необходимых для достижения любых целей граждан. На этой основе чиновник решает, какие цели достойны осуществления, а какие нет» Он же в определяет социальный статус человека и даже отдельных слоев общества и следовательно, уровень их социальной защиты.
В рыночных условиях распределение труда основано на свободном выборе гражданами своих занятий. Вознаграждению должно всегда соответствовать результату труда, достигнутому тружеником.
Рынок не может гарантировать стабильность доходов. Но такие требования всегда раздаются от тех, чьи доходы снизились в результате уменьшения - эффективности их труда
В условиях рынка государство не может гарантировать стабильность доходов. А если такие гарантии даются лишь части граждан, то они оказываются в привилегированном положении, причем за счет других, чья защищенность очевидно снижается. Нетрудно доказать, что создание для всех граяла гарантий стабильности их доходов возможно лишь при уничтожении рыночных отношений и свободе выбора жизненного попри ша. Россия это уже пережила. Наша действительность показала, что всеобщие гарантии рассматривались нами как цель, к которой мы все стремимся, а в действительности все пропс ходит совсем не так. Гарантии давались и сегодня еще даются по частям то одной группе граждан, то другой. В результате в тех слоях общества, которые не получили эти гарантии, постоянно растет неуверенность в завтрашнем дне. В связи с этим ценность гарантий в общественном сознании постоянно повышается, и мы желаем их получить любой ценой. Итак, с уверенностью можно заключить, чем больше мы стремя моя к абсолютной защите, воздействуя государственными рычагами на механизмы рынка, тем менее реальной оказывается наша защищенность.
Таким образом, в подходе к определению меры социальна защиты и государственного вмешательства нужны взвешенность и осторожность, поскольку последствия «социальной терапии» могут оказаться тяжелее самой болезни. Вместе с тем необходима осмотрительность и при осуществлении мер противоположного характера, направленных на дорегулирование системы социальной работы. Для сбалансированности экономической эффективности и социального прогресса необходимо достижение согласия и сотрудничества социальных партнеров.
Они являются важнейшим субъектом трудовых отношений. Их деятельность по защите интересов трудящихся регламентируется международными конвенциями, национальны» законами и трудовыми договорами (соглашениями) с предпринимателями. В сфере деятельности профсоюзов находится широкий круг социально-экономических проблем. Их решение оказывает существенное влияние на уровень социальной зашиты трудящихся. Это, прежде всего уровень и формы оплаты труда продолжительность рабочего дня и ежегодные отпуска, медицинское страхование и социальное обеспечение и др.
Деятельность профсоюзов как регулирующего начала в социально-экономической защите трудящихся характеризуется «встроенной» в рыночный механизм социальной ориентацией, Это находит свое отражение в технологии заключения коллективных трудовых договоров, которая предполагает элемент борьбы. Именно в борьбе, в процессе «социального диалога» стороны приходят к согласию, удовлетворяющему и тех и других и способствующему как повышению уровня социальной за щиты трудящихся, так и росту доходности предпринимательской деятельности.
Коллективные договоры являются сегодня главным средством осуществления социального прогресса. Достижения трудящихся и их профсоюзов сначала фиксируются в коллективных договорах, а затем закрепляются в законодательстве.
По некоторым южным социальным показателям
существуют большие различия между действующими
законами и коллективными договорами.
Например, продолжительность рабочей
недели по закону составляет в ФРГ, Италии,
Ирландии 48 часов, а по коллективным договорам
соответственно 37,50-40,36-40. Другой пример:
продолжительность отпуска по закону
составляет в ФРГ, Нидерландах, Ирландии
3 недели, а по трудовым договорам соответственно
5, 5-6, 4-6 недель.
Впервые возникли в Великобритании, Германии, Австрии в конце 18 - начале 19 в. и представляли собой объединения предпринимателей отдельных областей, городов, отраслей промышленности. Через свои союзы предприниматели добивались установления выгодных им таможенных пошлин, транспортных тарифов и вели совместную борьбу против рабочих. С развития капитализма росло количество этих союзов, и усиливался процесс их централизации.
Интересы предпринимателей в системе общественных интересов четко обозначены - не только сохранение, но и увеличение уровня и масштаба доходности предпринимательского дела. Эти цели справедливы и достойны уважения и поддержки. Их реализация требует всестороннего учета требований профсоюзов. Поэтому предприниматели вынуждены активно участвовать в сохранении достигнутых стандартов уровня жизни трудящихся. Для этого работодатели, во-первых, участвуют в формировании различных страховых фондов. Например, во Франции они перечисляют денежные суммы в фонд социального страхования здоровья, равные 13,5%, а рабочие и служащие -5.5% объема заработной платы. Во-вторых, способствуют, улучшению условий труда, медицинского и бытового обслуживания непосредственно на предприятиях. В-третьих, вводят новые, более прогрессивные формы оплаты труда и дополнительные выплаты. Традиционные тарифные разряды в последние годы все больше утрачивают свое значение. Появляются такие системы оплаты труда, в соответствии с которыми заработная плата ставится в зависимость от эффективности производства. В ряде индустриально развитых стран наблюдается индивидуализация заработной платы. Вводятся формы оплаты, увязанные не с текущей выработкой, а с общей компетенцией работника, его потенциальными возможностями. Новейшая тенденция в этой области - соединение участия в результатах с бригадным подходом. В соответствии с этой системой, рабочие участвуют не только в прибылях, но и в убытках. Кроме того, сочетание участия в результатах с бригадным подходом впервые ставит компенсацию труда в зависимость от эффективности производства на стратегическом уровне.
Информация о работе Социальная справедливость и социальная защищенность граждан России