Сравнительный подход в оценке стоимости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:54, реферат

Краткое описание

Данный метод основан на принципе замещения – покупатель не купит объект недвижимости, если его стоимость превышает затраты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой же полезностью.
Сравнительный подход в основном используется там, где имеется достаточная база данных о сделках купли-продажи.

Содержание

1. Общая характеристика подхода.
2. Метод отраслевых коэффициентов.
3. Метод рынка капитала
4. Метод сделок.

Вложенные файлы: 1 файл

тема 6.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

6 Сравнительный подход в оценке стоимости предприятия

1. Общая характеристика  подхода.

2. Метод отраслевых  коэффициентов.

3. Метод рынка капитала

4. Метод сделок.

1. Данный метод основан на принципе замещения – покупатель не купит объект недвижимости, если его стоимость превышает затраты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой же полезностью.

Сравнительный подход в основном используется там, где имеется достаточная база данных о сделках купли-продажи.

Основные преимущества сравнительного подхода.

1 Оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий. Цена определяется рынком, а оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом.

  1. Оценка основана на ретроинформации и, следовательно, отражает фактические результаты производственно-финансовой деятельности предприятия.
  2. Цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке, а значит, является реальным отражением спроса и предложения.

Вместе с  тем сравнительный подход имеет  ряд существенных недостатков:

- игнорирует перспективы развития предприятия в будущем;

- получение информации от предприятий-аналогов является довольно сложным процессом;

- оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки, требующие серьезного обоснования, в итоговую величину и промежуточные расчеты.

Таким образом, возможность применения сравнительного подхода зависит от наличия активного финансового рынка, доступности финансовой информации и наличия служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию.

Сравнительный (рыночный) подход включает в себя три  основных метода:

1) метод рынка капитала,

2) метод сделок 

3) метод отраслевых коэффициентов.

Отбор компаний для сравнения производят по таким  критериям, как: принадлежность к той или иной отрасли, региону; вид выпускаемой продукции или услуг; диверсификация продукции или услуг; стадия жизненного цикла, на которой находится компания; размеры компаний, стратегия их деятельности, финансовые характеристики.

 

2. Суть метода отраслевых коэффициентов заключается в том, что на основе анализа практики продаж бизнеса в той или иной отрасли выводится определенная зависимость между ценой продажи и каким-то показателем. Этот метод в основном используется для оценки малых компаний и имеет вспомогательный характер. В результате обобщения были разработаны довольно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия.

Опыт западных оценочных фирм свидетельствует:

• рекламные агентства  и бухгалтерские фирмы продаются соответственно за 0,7 и 0,5 от годовой выручки;

рестораны и туристические  агентства – соответственно 0,25-0,5 и 0,1-0,4 от валовой выручки;

  • заправочные станции – 1,2-2,0 от месячной выручки;
  • предприятия розничной торговли – 0,75-1,5 от суммы (чистый доход + оборудование + запасы);
  • машиностроительные предприятия – 1,5-2,5 от суммы (чистый доход + запасы).

Для некоторых  промышленных отраслей существует «золотое правило», которое гласит:

типичный  покупатель не заплатит за предприятие  более чем 4-кратную величину прибыли до налогообложения.

В отечественной  практике этот метод пока не получил  достаточного распространения в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения.

 

3. Метод рынка капитала – основан на рыночных ценах акций сходных компаний. Предполагается, что инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Этот метод основывается на финансовом анализе оцениваемой и сопоставимых компаний.

Преимущество  данного метода состоит в том, что в нем используется фактическая  информация, а не прогнозная.

Технология  реализации метода рынка капитала:

    1. Выбор предприятий-аналогов.
    2. Финансовый анализ и сопоставление.
    3. Выбор и вычисление оценочных мультипликаторов.
    4. Применение мультипликаторов к оцениваемому предприятию.
    5. Внесение поправок к итоговой расчетной стоимости предприятия.

 

1) При отборе предприятий-аналогов учитываются следующие признаки сопоставимости:

  • тождество производимой продукции;
  • тождество объема и качества производимой продукции;
  • идентичность изучаемых периодов;
  • тождество стадий развития предприятий (например, стадии роста или упадка) и размеров производственной мощности;
  • сопоставимость стратегии развития предприятий;
  • равная степень учета климатических и территориальных различий и особенностей;

•   сопоставимость финансовых характеристик предприятий.

 

  1. Важная составляющая часть оценки по данному методу – анализ финансового положения предприятий и сопоставление. Он включает в себя:

- анализ коэффициентов  заемных средств структуры капитала);

- анализ коэффициентов  ликвидности;

- сопоставление  балансовых отчетов;

- сопоставление  отчетов о прибылях и убытках;

- анализы  операционных коэффициентов (рентабельность активов, рентабельность собственного капитала и т.д.);

- прогнозирование  темпов роста прибыли.

Финансовая информация может быть получена оценщиком как по публикациям в периодической печати, так и на основании письменного запроса либо непосредственно на предприятии в ходе собеседования.

 Система  аналитических показателей и критериев сравнения, используемых при анализе финансового положения предприятия, так же как и методология оценки стоимости предприятия в целом, зависит от целей и функций оценки.

При составлении  финансового отчета предприятия, как правило, исходят из основных принципов ведения бухгалтерского учета, установленных «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ». Однако общие правила и принципы конкретизируются исходя из условий и особенностей деятельности на каждом предприятии, что находит отражение в собственной учетной политике предприятия.

В зависимости  от принятых методов бухгалтерского учета будут различаться не только величина прибыли, но и стоимость отдельных активов, а это, в свою очередь, отражается на величине отдельных статей балансового отчета. Поэтому при сравнительном анализе балансовых отчетов предприятий-аналогов и оцениваемого предприятия рекомендуется учитывать различия в применяемых методах бухгалтерского учета и вносить поправки в соответствующие статьи балансового отчета.

 

3) Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным методом основано на использовании ценовых мультипликаторов.

Ценовой мультипликатор – это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

Для расчета мультипликатора необходимо:   

  • определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога; это даст значение числителя в формуле;
  • вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т. д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки; это даст величину знаменателя.

Цена акции берется  на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет среднее значение между максимальной и минимальной величинами цены за последний месяц.

В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 месяцев либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.

Мультипликаторы определяются за период, либо на конкретную оценочную дату.

                                                       Рыночная стоимость акций предприятия

                                                         (рыночная стоимость одной акции * количество акций)

а) Коэффициент             =--------------------------------------------------------------

«цена/чистая прибыль»      Чистая прибыль предприятия (после налогообложения)

 

Этот  мультипликатор дает возможность оценить стоимость собственного капитала, исходя из чистой прибыли. Обратная величина этого мультипликатора равна требуемой ставке дохода (ставке капитализации).

 

                                                       Рыночная стоимость акций предприятия

                                                         (рыночная стоимость одной акции  * количество акций)

б) Коэффициент             =--------------------------------------------------------------

«цена/чистый доход»      Чистая прибыль предприятия   +  Амортизационные

                                                      (после налогообложения)                 отчисления

 

Этот мультипликатор дает возможность  оценить стоимость  собственного капитала, исходя из фактического чистого дохода.

                                                       Собственный капитал + Долгосрочная  задолженность

в) Коэффициент             =--------------------------------------------------------------

«инвестированный                    Прибыль (до налогообложения и уплаты %)

 капитал /прибыль»           

Этот мультипликатор отражает стоимость инвестированного капитала. Он обычно применяется для оценки тех предприятий, которые имеют большую долгосрочную задолженность.

Мультипликаторы «цена/прибыль» и «цена/чистый доход» наиболее распространены для определения цены, так как информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной.

 

    1. Применение мультипликаторов к оцениваемому предприятию.

 

При оценке стоимости  бизнеса для получения более объективных данных рекомендуется применять несколько мультипликаторов одновременно.

Способ использования  мультипликатора «цена/выручка».

Предположим, что имеются  следующие данные по сопоставимым предприятиям:

Предприятие

Отношение «выручка/прибыль»

Отношение «цена/выручка»

А

10,1

0,40

Б

9,0

0,35

В

7,5

0,25

Г

6,0

0,30


 

Необходимо определить стоимость оцениваемого предприятия Д, если коэффициент «выручка /прибыль» для него равен 8,0.

По имеющимся данным строим на графике трендовую кривую

Y=BX,

где Y- отношение «цена/выручка»;

X – отношение «выручка/прибыль»

Затем наносим на трендовой  кривой значение отношения «выручка/прибыль», равное 8,0.

Получаем точку Д. По оси ординат находим, что значение отношения «цена/выручка», соответствующее точке Д, равно 0,28.

Тогда стоимость оцениваемого предприятия равна

0,28*выручка оцениваемого  предприятия

Отношение

                                                                                                                                     «выручка/прибыль»

 

В результате оценки компании методом рынка капитала получают стоимость неконтрольного пакета ее акций с высокой степенью ликвидности. Для того чтобы получить стоимость контрольного пакета в компании, акции которой не продаются на открытом фондовом рынке и финансовая информация по которой широко не представлена, необходимо добавить премию за контроль и вычесть скидку за недостаточную ликвидность.

Информация о работе Сравнительный подход в оценке стоимости предприятия